Блог им. Koleso

Михаил Девята́ев - Герой Советского Союза, который совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике.

Расскажу о Михаи́ле Петро́виче Девята́еве, Герой Советского Союза, который совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике.


 

Девятаев не просто угнал немецкий бомбардировщик, но еще и вывез на нем узников концлагеря с секретной военной базы люфтваффе.

 

Восьмого февраля 1945 года над штабом  1-го Белорусского фронта Красной Армии, находившегося тогда в земли Бранденбург, пролетал на небольшой высоте двухмоторный бомбардировщик с крестами на крыльях.

Самолет «Хейнкель» cел на ближайшем поле. Подбежавшие солдаты увидели выходивших из самолета людей. Своих. Так вернулся из плена советский летчик Михаил Девятаев.

 

В первый же день войны, 22 июня, Девятаев участвовал в воздушном бою над Минском, а через день был сбит – попал под пулеметную очередь немецкого бомбардировщика.

Первую победу Михаил Девятаев одержал уже 24 июня 1941 года, сбив пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука» (вообще официально на его счету девять сбитых самолетов за годы войны, а по его собственным подсчетам – 18–19).

Сам Девятаев до августа 1941 года был сбит четыре раза.

В сентябре 1941-го его Як-1 подбили, Девятаев получил пулевое ранение и добился возвращения в авиацию только в 1943-м.

пришлось летать, как в юности, на биплане У-2.

Однажды, Девятаев эвакуировал раненого полковника, ради чего ему пришлось на самолете догонять вдоль железной дороги санитарный поезд, садиться рядом с эшелоном под вражескими бомбами, грузить офицера в самолет.

и срочно доставлять его в госпиталь – в той ситуации скорость была равнозначна жизни раненого. И это только один эпизод, а вообще Михаил Петрович вывез в госпитали шесть раненых генералов.

В мае 1944 года Девятаев стал командиром звена истребительной Мариупольской авиадивизии, пересев в кабину поставленного по ленд-лизу американского истребителя Р-39 «Аэрокобра».

13 июля «Аэрокобра» Девятаева была сбита в воздушном бою.

Очнулся в плену. Началась череда лагерей.

потом немцы решили всех советских пилотов собрать в специальном лагере, чтобы провести вербовку.

К сентябрю Девятаев уже достаточно оправился от ранения, чтобы предпринять попытку побега. Вместе с товарищами он делал подкоп из-под барака, надеясь прорыть 30-метровый подземный ход за периметр забора из колючей проволоки. Работа уже близилась к завершению, но, видимо, кто-то что-то пронюхал: один из эсэсовцев взял в руки длинный шест и стал прощупывать землю вокруг барака. В одном месте земля провалилась, и подкоп был обнаружен.

Михаила Девятаева и других организаторов побега в наказание отправили в концлагерь Заксенхаузен недалеко от Берлина.

Потом в новый лагерь – на остров Узедом.

Остров в Балтийском море, напротив устья реки Одер, был в годы войны одним из самых секретных мест Третьего рейха. Здесь находился исследовательский центр Пенемюнде, в котором занимались боевыми ракетами «Фау-1» и «Фау-2».

с 1940-го численность острова стали пополнять за счет военнопленных.

 

Люфтваффе принадлежал сектор острова «Пенемюнде-Запад» с аэродромом и лагерем заключенных Карлсхаген-1 при нем.

Туда-то и попал Девятаев. Выживать в этом лагере было тяжело. Михаил Петрович вспоминал потом: «Там овчарки были такие злые, людей жрали, прямо хватали и клочья мяса отдирали».

Однако были и положительные стороны, которые подмечал наблюдательный летчик.

Например, охрана лагеря состояла не из эсэсовцев, а из непригодных к действительной военной службе резервистов. А еще заключенных использовали на работах вне охраняемого периметра, при этом конвоирами служили все те же резервисты.

И, наконец, аэродром и самолеты на нем. Это был шанс.

Однажды Девятаев сумел примкнуть к так называемой «планирен-команде», которая обслуживала аэродром. Заключенных выводили засыпать воронки, убирать снег, строить укрытия и маскировать самолеты. Тут под знакомые звуки гула авиамоторов и родился план побега.

Девятаев приглядел себе надежных товарищей.

Вместе начали примечать, какие самолеты чаще летают, в какое время их заправляют, когда обедает персонал. В результате для побега выбрали один из «Хейнкелей». Это была редкая модификация двухмоторного бомбардировщика, предназначенная для запуска в воздухе крылатой ракеты«Фау-1».

Однако к 1945 году «Хейнкели» использовали для учебных полетов.

Собственно, за это его и выбрали: летал бомбардировщик часто, всегда был заправлен и подготовлен к вылету в любой момент, моторы с утра прогревали.

На пути заговорщиков стояли две серьезные проблемы.

Во-первых, как попасть в самолет, к которому заключенным близко подходить не разрешалось. Во-вторых, Девятаев был летчиком-истребителем, никогда тяжелые машиныв воздух не поднимал и уж тем более не умел пилотировать совершенно незнакомый Не 111, даже немецкого языка, на котором были сделаны надписи в кабине, не понимал.

помог счастливый случай:

В один из январских дней Девятаева заставили разгребать снег у самолетов, маскировать их.

Михаилу прямо-таки повезло: он очищал крыло самолета от снега и вблизи наблюдал, как экипаж привычными движениями расчехлял моторы, подключал какую-то тележку к бортовой сети, как открывались дверцы кабины.

А когда заревели моторы, Девятаеву захотелось посмотреть на летчика, который запускал для подогрева моторы.

Приподнявшись на крыло, Михаил увидел, как он обращается в кабине с приборами, что делает во время запуска самолета. А летчик, видимо желая похвастаться своим мастерством, то включал, то выключал моторы, один раз даже ногой выключил и включил. Его взгляд, направленный на Михаила, как бы говорил: «Смотри, русский болван, как мы запросто все делаем!»

А Девятаев нарочно раскрыл рот, удивленно глядел на него и покачивал головой, будто завидуя ему.

 

И Михаилу удалось рассмотреть, как он левой рукой ударил по лапке зажигания – и винты одновременно все остановились. Тогда он поставил ту же лапку на единицу, вывернул кнопку топливного насоса.

 

Поднял левую ногу и, самодовольно улыбаясь, носком сапога нажал на педаль топливного насоса, а каблуком той же ноги – на стартер. И левый мотор заработал. То же самое он проделал при запуске второго мотора.

В памяти Михаила все это как будто сфотографировалось – так хорошо запомнил каждую операцию. Теперь Девятаеву многое стало ясно.

Немецкие надписи на шильдиках Девятаев изучал по обломкам приборных досок с самолетной свалки.

 

Оставалась главная проблема – попасть в кабину самолета.

8 февраля «планирен-команду» вывели на аэродром под конвое охранника для расчистки взлетной полосы.

До середины дня работали, дожидаясь ухода на обед немецкого аэродромного персонала.

Охранника отвлекли предложением развести костерок и погреться, после чего Иван Кривоногов ударил немца по голове железной свайкой и завладел его винтовкой и шинелью.

Помимо шести заговорщиков в «планирен-команде» были еще четверо заключенных, которым теперь волей-неволей пришлось участвовать в побеге, ведь за убийство конвоира полагалась смертная казнь.

Так к Девятаеву примкнули два остарбайтера и два красноармейца. Итого десять человек.

Кривоногов с трофейной винтовкой изображал охранника, ведя всю команду к «Хейнкелю».

Девятаев забрался в кабину, другие подкатили тележку с аккумуляторами, расчехлили моторы, вытащили колодки из-под колес шасси, сняли струбцины с элеронов и рулей.

Заговорщики все роли распределили между собой заранее, так что каждый знал свою задачу.

Девятаев не без труда запустил двигатели, и самолет порулил на взлет.

С первого раза взлететь не получилось, что-то мешало поднять машину в воздух. Пришлось в конце полосы развернуться и повести бомбардировщик снова к старту, а со всех сторон уже бежали немцы, удивленные непонятными маневрами.

На этот раз штурвал тянули на себя втроем, только так удалось оторваться от земли.

 

К счастью, Девятаев догадался найти штурвальчик управления триммерами рулей высоты, которые были поставлены в посадочное положение.

Триммеры отрегулировали в нейтраль, и дальше самолет управлялся уже нормально.

Следом за беглецами в воздух были подняты истребители дежурного звена противовоздушной обороны, но самолет летел в облаках, и найти его над Балтикой шансов у немцев почти не было.

без приключений в небе все же не обошлось.

Встретились немецкие истребители, которые над морем сопровождали какой-то транспорт, но, увидев кресты на крыльях, атаковать не стали.

Уже над берегом приблизился одиночный Fw190, Девятаеву даже пришлось скинуть полосатую арестантскую куртку и остаться с голым торсом, чтобы в прозрачной кабине нельзя было узнать беглого заключенного. Но начали стрелять зенитки, и немцу стало не до изучения деталей. Тут внизу, на земле, и наших солдат увидели, а прямо по курсу полянка показалась. На нее-то кое-как и плюхнулся самолет.

Беглецы хотели снять оборонительный пулемет с «Хейнкеля» и бежать в лес – вдруг все же немцы вокруг? Но с криками «Фрицы, сдавайтесь!» свои солдаты подбежали.

Увидели узников в полосатых куртках – при освобождении лагерей уже на таких насмотрелись прежде – и понесли на руках кормить.

Там же кожа да кости были, Девятаев весил 39 килограммов.

 

Беглецов отправили в Отдел контрразведки (ОКР) «Смерш».

Ситуация казалась настолько фантастической, что ее рассмотрением занялся лично начальник ОКР полковник Владимир Мандральский.

В донесении от 10 февраля он написал:

«Все перелетевшие на нашу сторону одеты в арестантские халаты с номерами, никаких документов при себе не имеют. Допросы задержанных Девятаева и других ведем в направлении изобличения их в принадлежности к разведывательным органам противника».

Никакой «хитроумный план врага» не вырисовывался, так что пришлось поверить.

Всех рядовых красноармейцев и остарбайтеров, в армии прежде не служивших, после лечения уже в марте зачислили в состав стрелкового полка.

А вот офицеры– старший лейтенант Девятаев, лейтенант Кривоногов и политрук Емец – до победы уже не участвовали в боевых действиях, проходя «фильтрации» и ожидая подтверждения своих воинских званий.

 

Михаил Девятаев вернулся в Казань только в декабре 1945 года, долго не мог устроиться на работу: в анкетах тогда был пункт «Находился ли в плену или на временно оккупированной территории».

Только в мае 1946-го ему удалось устроиться дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. В апреле 1949 года он стал первым помощником капитана баркаса «Огонек», а потом и его капитаном.

Случилось так, что о подвиге Девятаева узнал летчик и писатель Ян Борисович Винецкий, написавший очерк о том необычном полете.

Его статья «Мужество» была опубликована в «Литературной газете» в 1957 году.

Отклик на материал был настолько оглушительным, что кто-то обратился с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении героев.

В итоге в 1957 году Михаилу Петровичу Девятаеву было присвоено звание ГерояСоветского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.

После этого о проблемах с работой можно было забыть. Его пригласили стать капитаном нового теплохода на подводных крыльях «Ракета-1».

 Михаил Петрович до ухода на пенсию в 1974 году водил по Волге теплоходы на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор», работал капитаном-наставником Казанского речного порта, написал две книги о своих мытарствах в плену.

Летом 2002 года во время съемок документального фильма о нем побывал на том самом аэродроме в Пенемюнде и встретился с немецким летчиком, пилотом одного из тех самых истребителей, которые должны были догнать и сбить Не 111 с беглецами.

24 ноября того же года Михаил Петрович ушел из жизни в возрасте 85 лет.

21 комментарий
сегодня посмотрю этот фильм.
avatar
Все и так знают про Девятаева.ты про трейдинг что то напиши
avatar
Arslan, фильм говном назвать на 100 процентов нельзя, но… Зачем отдали роль этому придурку прилучному?  Не, понятно, лицедеев и проституток за оградой, но все-таки..  И режиссеришка этот тот еще… Почитай его высеры. 
avatar
PM, на 99%…
avatar
И сюда спамеры про это фильм добрались. Какое отношение Девятаев имел к трейдингу?
Вася Пражкин, Видимо такое же, как и «бессмертный полк» в соседнем посте.
avatar
Вася Пражкин, он был трейдером, на чикагской товарной бирже… от гру посылали агентов, зарабатывать деньги для стран… но это секретная информация
Вася Пражкин, ты чо здесь права качпешь?! Не лезь в посты, посвященные 9 мая. Сиди торгуй — тебе мешает кто-то? А у нормальных людей сегодня большой праздник.
avatar
Malik, Кто Вы такой, чтобы указывать, что мне делать?
Вася Пражкин, А Вы кто такой, чтобы указывать что на этом сайте должно быть?
avatar
fot1985, Вы плохо понимаете по-русски? Речь шла конкретно об очередном высере российского кино, которое пропагандоны тянут на все сайты, явно не за бесплатно.
Вася Пражкин, А Вы кто такой, чтобы определять высер этот фильм или нет?

По-русски понимаешь, пропагандон?
avatar
Вася Пражкин, что-то я не заметил твоих критических каментов про оффтоп в десятке негативных постов про День Победы.
avatar
Подвиг советского народа реально бессмертен, без всякого пафоса, как они выжили в тех условиях — это просто чудо. Личным мужеством и ценой больших потерь.

Немецко-фашистские захватчики и их пособники сожгли и разрушили 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень, полностью или частично разрушили 1.5 млн. зданий и сооружений.
Кров потеряли около 25 млн. человек.

Также разрушено и уничтожено 31850 промышленных предприятий (из них особо важную роль играли машиностроимтельные и металлургические предприятия, дававшие до 60% валового довоенного продукта), не считая мелких предприятий и мастерских, 1 876 совхозов, 2 890 машинно-тракторных станций, 98000 колхозов, 216700 магазинов, столовых, ресторанов и других торговых предприятий, 4100 железнодорожных станций, 36000 почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций, радиостанций и других предприятий связи, 6 000 больниц, 33 000 поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 656 домов отдыха, 82 000 начальных и средних школ, 1 520 специальных учебных заведений— техникумов, 334 высших учебных заведения, 605 научно-исследовательских институтов и других научных учреждений, 427 музеев, 43 000 библиотек общественного пользования и 167 театров.
Разрушены, уничтожены или похищены немецкими оккупантами и их сообщниками на территории СССР, подвергавшейся оккупации, 175 тысяч металлорежущих станков, 34 тыс. молотов и прессов, 2 700 врубовых машин, 15 тыс. отбойных молотков, 5 млн. кет мощностей электростанций, 62 доменные печи, 213 мартеновских печей, 45 тыс. ткацких станков и 3 млн. прядильных веретён. Нанесён материальный ущерб ценнейшим основным промышленным фондам СССР.

Из 122 тыс. км железнодорожной колеи, бывшей до войны на территории СССР, подвергавшейся оккупации, разрушено и разграблено оккупантами 65 тыс. км железнодорожной колеи. Повреждено 15800 паровозов, 428 000 вагонов. Оккупанты уничтожили, потопили и захватили 4 280 пассажирских, грузовых и буксирных пароходов речного транспорта и судов технического вспомогательного флота и 4 029 несамоходных судов. Из 26 тыс. железнодорожных мостов разрушено 13 тыс. Все имевшиеся в оккупированных районах СССР 2 078 тыс. км проводов телеграфно-телефонных линий′ связи разрушены или похищены немецкими оккупантами.

Варварскому уничтожению путём взрывов и поджогов подвергся жилой фонд населения СССР.
Из 2 567 тыс. жилых домов в городах СССР, подвергавшихся оккупации, уничтожено и разрушено 1 209 тыс. домов, причём по размерам жилой площади это количество домов составляло свыше 50% всей городской жилой площади указанных городов. Из 12 млн. жилых домов сельского населения районов СССР, подвергавшихся оккупации, разрушено и уничтожено немецкими оккупантами 3,5 млн. жилых домов. Многие деревни сожжены полностью вместе с жителями.
До Казани оставалось 600 км, в Казани бойцов провожали под марш «Прощание славянки» со сборного пункта республиканского военкомата на улице Свердлова (сейчас ул. Петербургская).
По решению Правительства СССР в первые месяцы войны Казань стала городом первой степени секретности. Сюда перевезли центральную кладовую Государственного банка СССР, эвакуировали крупные оборонные предприятия, сверхсекретную лабораторию «Уран», которой руководил «отец атомной бомбы» Игорь Курчатов. Казанский пороховой завод был в это время единственным предприятием в стране, бесперебойно поставлявшим на фронт боеприпасы. В городе ввели специальные меры безопасности. Так, чтобы не привлекать внимание вражеских самолетов, всем жителям было приказано заклеивать окна домов плотной черной бумагой. По ночам улицы патрулировали усиленные наряды милиции.
Положение на фронте было тяжелым, и осенью 1941 года под Казанью начали строить противотанковый оборонительный рубеж — «Казанский обвод». В случае наступления немцев он должен был защитить от врага и Казань, и близлежащие районы. Как говорится в секретных донесениях того времени, на строительстве противотанковых окопов и рвов под Казанью работало не менее 107 тысяч человек – в основном женщины и молодежь старше 16 лет.
Осень в 1941году наступила очень рано. Шли бесконечные дожди, стояла непролазная грязь, затем ударили сорокоградусные морозы. Земля промерзала до полутора метров. Но рабочие – в основном это были студенты, преподаватели вузов, а также жители близлежащих деревень, держась, как альпинисты, за длинную веревку, каждый день пробивалась через снега и метели к месту строительства. Маяком служили высокая фигура и заячья шапка ректора Казанского университета Кирилла Ситникова, возглавлявшего цепочку и работавшего наравне со студентами. На строительстве рубежа трудились и академик Борис Арбузов, и профессор Хамид Муштари, другие известные ученые. Никакой специальной техники не было, окопы и рвы рыли вручную – кирками и лопатами.
11 февраля 1942 года «Казанский обвод» был готов. В рекордно короткий срок в неимоверно трудных условиях татарстанцы построили 331 километр противотанковых препятствий, соорудили 392 командных и командно-наблюдательных пункта, 98 скрытых огневых точек, 419 землянок.
avatar

"… Мне пришлось брать у него интервью. В этом интервью он рассказал – а потом уже это, естественно, достаточно подробно было и документально подтверждено…

Значит, когда он перелетел, когда их всех поздравили с тем, что они такой героический поступок совершили, уникальный подвиг – они все попали в фильтрационный лагерь. Поскольку фронт уже был на территории Германии – естественно, это 45-й год, весна – он попал в фильтрационный лагерь, а потом просто в лагерь Заксенхаузен, где находился спецлагерь НКВД. После войны Бухенвальд и Заксенхаузен стали соответственно номером 1 и номером 2 спецлагерями НКВД.

И Девятаева, как он сказал, лейтенантик НКВД, спрашивал: а ты здесь сидел? Он говорит: да. Все подтверждается по карточке. В каком блоке? Он ему назвал, условно говоря, блок А, барак такой-то. Тот говорит: туда и пойдешь. И Девятаев сидел там же, где он сидел до того, как он бежал.

Но потом у него, естественно, было поражение в правах, и он только в 60-е годы был окончательно приравнен в правах и уже получил, по-моему, Героя Советского Союза..." Ю. Кантор

bohemian rhapsody, он сидел в концлагере, а они были в СССР? Или ты путаешь фильтрационный лагерь, где проводят дознание и фиксируют историю событий? Для прокуратуры разве не нужно было установить, кто кем был в концлагере? Помню, как в 90-ые одна дама истерила по поводу того, что её отец был в таком же лагере… вроде в Казани, где собирали тех, кто прошёл концлагеря нацистов, чтобы установить предателей и разобраться что было с «пропавшими без вести». Спустя 75-80 лет, после войны можно писать, всё что угодно… никто уже не скажет, что это враньё...
При правнуках победителей переписывают всю историю и за это платят не хилые деньги… а правнуки мало что знают.
А теперь «правнуки победителей» можете меня заминусовать тут. Мой дед умер от ран, похоронка не сохранилась, с архивов ответа не было.

avatar
bohemian rhapsody, вы посмели сравнить советского лейтенанта нквд в советском санатории заксенхаузен с эсэсовцем в немецком концлагере заксенхаузене… Ну-ну статейку УК вам в плечи
avatar
Том Шарк, Да, и Героя ему дали не за побег и спасенных товарищей. А за за вклад в советское ракетостроение по ходатайству другого «сидельца» по фамилии Королев.
Михаил Девятаев вернулся в Казань только в декабре 1945 года, долго не мог устроиться на работу: в анкетах тогда был пункт «Находился ли в плену или на временно оккупированной территории».- что еще надо знать о той стране.
avatar
Первый бой у Девятаева был не 22 июня, а 23. Это с его же слов. А так пост довольно слабое изложение действительно интересного материала.

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн