Блог им. Koleso

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений. Джо Боулер. 

Эл. книга t.me/kudaidem/2110



Профессор Стэнфорда Джо Боулер опровергает расхожие мифы о врожденных способностях, предопределяющих наш жизненный путь, и раскрывает шесть ключей безграничного потенциала, благодаря которым наш мозг будет развиваться и обновляться каждый день.

Автор бестселлера «Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений» Джо Боулер уверена: возможно все!

Нейрофизиологи подтверждают: врожденный талант — всего лишь миф, а уровень способностей не зависит от возраста, пола или расы. Наш мозг бесконечно пластичен, а способность к обучению сохраняется на протяжении всей жизни. Чтобы достигнуть невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

Эту книгу стоит прочесть абсолютно всем, кто готов развиваться.

Три причины прочесть книгу:

  • Сделать свое мышление более гибким и научиться продуктивно использовать ошибки.
  • Развить умственные способности независимо от возраста и овладеть ключами для ежедневной тренировки мозга.
  • Пересмотреть взгляды на современные стандарты образования и помочь себе и детям полюбить математику.

10 лучших мыслей

1. Каждый из нас может научиться практически чему угодно. Каждое утро мы просыпаемся с обновленным мозгом, способным адаптироваться к любым сложным и новым задачам. Но для того, чтобы достичь невероятных результатов, нам придется поверить в безграничные возможности своего мозга.

 

2. Наши способности не даются нам при рождении. Талант или одаренность не являются генетически предопределенным фактором. Это результат долгой и упорной работы над собой.

 

3. Для развития нашему мозгу нужны сложные задачи. Мы должны каждый день бросать себе вызов и работать на пределе наших интеллектуальных возможностей. 

 

4. Одна из самых частых причин нашей неуверенности в себе — заложенная в детстве мысль о том, что наш мозг не предназначен для того или иного рода деятельности. 

 

5. «Умница» и «молодец» — самая плохая похвала. Сталкиваясь в дальнейшем с трудностями, человек будет думать, что недостаточно умен для решения этой задачи. Оценка себя по фиксированной шкале разрушительна и приводит к потере веры в себя.

 

6. Скорость мышления не является мерилом таланта. Залог формирования устойчивых нейронных связей — в глубине изучения проблемы и гибкости в решении задач.  

 

7. Не бойтесь и не стесняйтесь своих ошибок! Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга: он учится на них, усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

8. Глубина важнее скорости обработки информации. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно забывается, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. Нерушимые нейронные связи формируются только при медленном и длительном погружении в проблему.

 

9. Решайте сложные задачи совместно с другими. Работа в группе позволяет обмениваться идеями, углублять и детализировать понимание проблемы и черпать вдохновение и силы для преодоления трудностей.

 

10. Учитесь в благоприятной образовательной среде, снисходительной к ошибкам, поощряющей нестандартный подход к решениям, вдохновляющей на борьбу с трудностями — и вы непременно добьетесь успеха.

 

Гением может стать каждый.

Можно ли научиться всему на свете?  

Не только можно, но и очень полезно!

Нейрофизиологи подтверждают: врожденные способности — всего лишь миф. 

Музыка, английский, физика, программирование — часто, столкнувшись с первыми серьезными трудностями при изучении любой сложной дисциплины, многие из нас решают, что недостаточно умны или одарены от природы и бросают то, чем хотелось бы заниматься.

Разочарование, страх и вера в то, что нас угораздило родиться с «неподходящим» мозгом, ограничивают нас и закрывают перед нами многие двери в жизни.

Разрушительные представления о недостаточном потенциале рождаются внутри нас, но требуют внешнего сигнала для того, чтобы активизироваться и начать отравлять нам жизнь. И этот сигнал — всего лишь вопрос времени. Рано или поздно школьный учитель или даже любящие родители говорят нам что-то вроде: «Из тебя вряд ли получится хороший художник, ты ведь даже курицу не можешь нарисовать!»

Но, наш мозг бесконечно пластичен, а способность к приобретению новых навыков дана каждому из нас и сохраняется на протяжении всей жизни.

 

Чтобы достичь невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

 

Джо Боулер признана одним из самых креативных педагогов-новаторов в современном мире. Она не просто рассказывает о школьных методиках преподавания математики в контексте последних достижений нейробиологии — шаг за шагом она убедительно доказывает, что каждый из нас владеет безграничным потенциалом для развития и в буквальном смысле способен овладеть практически любым навыком — достаточно разблокировать свое мышление.

 

Пора забыть про школу.

Наиболее частая причина неуверенности в своих способностях — школьный курс математики и ощущение головокружительного позора, когда стоишь у доски и не можешь решить самую обычную задачу. 

 

Неспособность усвоить базовый школьный курс математики чаще всего способствует навешиванию обесценивающего ярлыка «не слишком одаренного ученика», не способного в будущем достичь карьерных или академических высот.

Именно столкнувшись с этими первыми трудностями, дети теряют веру в себя и сознательно ограничивают свое мышление, ошибочно навсегда причисляя себя к людям с «нематематическим складом ума». 

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

Это ошибочный и вредный миф: на самом деле неспособных к математике или любым другим наукам людей практически не бывает. Тем не менее, начиная с этого момента, любые трудности становятся для нас болезненным напоминанием о якобы существующих недостатках. 

 

Исследования, показали: 48% учеников испытывают тревогу по поводу своих успехов в изучении курса математики.

Более 50% студентов, изучающих вводный курс математики в колледже, серьезно беспокоятся о предстоящих экзаменах.

Сложно подсчитать точное число взрослых людей, поставивших крест на своих взаимоотношениях с математикой, но можно предположить, что отношения с этим предметом не сложились практически у каждого второго.


В Великобритании 88% учеников, помещенных в возрасте четырех лет в классы с программой пониженной сложности, не смогли выбраться из нее до конца школьного обучения.

 

Исследователи установили: при необходимости работать с цифрами у людей, испытывающих тревогу в отношении своих математических способностей, включается в мозгу тот же центр страха, который становится активным при столкновениях с пауками или змеями. Одновременно происходит уменьшение активности в мозговом центре, ответственном за решение проблем. 

 

Механизм потери веры в себя прост: столкнувшись с цифрами, мы испытываем страх. Страх блокирует мозговую активность. Мы не можем решить задачу и в очередной раз убеждаемся в собственной никчемности. 

 

На самом деле люди никогда не достигают естественных пределов собственного развития — они просто сдаются раньше времени, столкнувшись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями.

Причина нашей неуверенности в себе — ограниченное, фиксированное, запертое в клетку собственных страхов мышление.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.
(рис 8. Зависимость успеваемости от типа мышления)

Причина испорченного мышления — полученные во время обучения сообщения об отсутствии способностей. 

Независимо от нашей расовой или гендерной принадлежности существуют люди всего с двумя типами мышления:

• Менталитет непрерывно растущего мозга. Его носители верят, что на протяжении всей жизни могут узнавать что-то новое и совершенствоваться в разных областях познания.


• Менталитет ограниченного мозга. Его носители верят в существование природной одаренности и невозможности в корне изменить генетически заложенную предрасположенность к определенным видам науки.

 

Самый разрушительный инструмент формирования ограниченного мышления — невинная похвала. «Ты у меня такой умный!» — кто из родителей не говорил эту фразу своему ребенку?

Это бомба замедленного действия при дальнейшем развитии мозга: столкнувшись со сложной задачей, которую не получается решить с разгона, окрыленный похвалой ребенок теряется и разочаровывается в своем потенциале: «Оказывается, я не настолько умен, чтобы справиться с этим…» И не успели вы оглянуться, как начало формированию ограниченного мышления уже положено. 

 

Считая себя одаренным, ученик или студент боится потерять этот статус и оказывается еще меньше готов к борьбе с трудностями при решении сложных задач. Неудачи могут выбить почву из-под ног у общепризнанного гения так же легко и непринужденно, как у того, кто плетется в хвосте.

 

Поэтому хвалите своих детей и учеников, но оценивайте не их умственные способности, а настойчивость, проявленную при решении проблемы или оригинальность подхода.

 

Шесть ключей к безграничному мышлению.

 

Чтобы «разблокировать» мышление и в конечном итоге изменить свою реальность, достаточно использовать шесть взаимодополняющих ключей. Первый из ключей — самый важный и самый незаслуженно недооцененный. 


Ключ к безграничному мышлению № 1.
Помните о нейропластичности.

Каждый раз, когда мы учимся чему-то новому, наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде разрозненные участки нейронов.

(рис 2. Вот так мозг постепенно растет и развивается (схема)

Для достижения результата мы должны признать, что наш мозг находится в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи генетической предрасположенности.

Нейропластичность — это способность мозга в любой период жизни формировать и укреплять новые нейронные связи.

Открытие вызвало сокрушительную критику со стороны тех, кто считал, что мозг взрослого человека — вполне сформировавшаяся и не подлежащая изменениям конструкция. 

Но нейронауке удалось убедительно развенчать разрушительный миф об отсутствии потенциала к обучению у разных групп людей.

Каждый раз, когда мы учимся, наш мозг растет одним из трех способов:

• формирование новых нейронных путей. В первое время «тропинки» будут тонкими и слабыми, но при настойчивом изучении предмета они обязательно окрепнут;


• укрепление и развитие уже существующих путей;


• соединение двух прежде разрозненных нейронных путей с помощью формирования нового участка между ними.

Наиболее ценные качества нашего мозга — адаптивность и потенциал для развития. Педагоги и родители не имеют права маркировать детей и возлагать на них низкие надежды.

Обязанность взрослых — создать условия для роста и развития всех студентов, а не только тех, кто выглядит «одаренным от природы».

 

Ключ к безграничному мышлению № 2.
Любите свои ошибки, они помогают вам развиваться.

Время, когда мы вынуждены прикладывать усилия для решения сложных задач и совершать ошибки, является самым продуктивным для роста и развития нашего мозга. 

Когда мы сталкиваемся с препятствием, прикладываем усилия и (неизбежно!) совершаем ошибки, мы укрепляем нейронные связи, ускоряя и улучшая опыт обучения в целом.

Ошибки — это часть повседневной жизни. Но, мы выросли с мыслью, что ошибки — это плохо. К счастью, это совершенно не так.

Нейрофизиологи обнаружили, что когда мы совершаем ошибку, наш мозг активизируется, создавая новые нейронные связи и укрепляя уже существующие в большей степени, чем когда мы уверенно даем правильный ответ.

Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

Чтобы дать нашему мозгу возможность расти и развиваться, мы должны бросить ему вызов и работать над вопросами, которые находятся на грани нашего понимания.

Обязательное условие — наличие благотворной образовательной среды, снисходительной к ошибкам. Идеальный опыт обучения создают только два этих взаимодополняющих компонента. Как взломать «код таланта»? Постоянно давать мозгу трудные задачи. Это будет стимулировать выработку миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна. (рис 5 Вот так мозг постепенно растет и развивается (схема)(рис 6 Яма обучения (по Джеймсу Ноттингему) (рис 7. Яма обучения в представлении учеников) Именно благодаря ей увеличивается скорость и точность прохождения нервных импульсов. Чем сложнее задача, чем больше она требует напряжения, тем прочнее будет миелиновая оболочка и тем более впечатляющими будут результаты.

Испытывайте себя на грани возможностей, совершайте ошибки, исправляйте их и двигайтесь дальше — это поможет мозгу эффективно расти.


Ключ к безграничному мышлению № 3.
Измените сознание — и реальность изменится вслед за ним

Когда мы по-разному думаем о себе, наше тело и наш мозг функционируют по-разному. Стоит нам изменить восприятие себя — и перемены не заставят долго ждать: изменятся наш мозг, наше тело и следом за ними наша реальность.

Наши убеждения влияют даже на продолжительность нашей жизни.

 

Исследователи на протяжении 21 года собирали данные о 61 тысяче человек. Исследователи обнаружили, что те люди, которые были убеждены, что они поддерживают необходимый уровень физической активности, на 71% реже умирали в период, последовавший за проведением опроса. При этом уровень физической активности у всех респондентов был совершенно одинаков. Разница — в убеждениях.

 

Тип нашего мышления способен повлиять на методы решения конфликтов.

 

Люди с ограниченным мышлением (то есть те, кто считает, что их мозг статичен и генетически предопределен) более склонны к агрессивному поведению во время конфликтов.

Любой провал они рассматривают как свидетельство собственной слабости, которую нельзя исправить. Это вызывает повышенное чувство стыда и нередко повышенную агрессию к оппонентам.

 

Люди с безграничным мышлением более терпимы и признают за собой и за другими право на ошибку.

Это позволяет им выходить из конфликтных ситуаций с меньшим уровнем агрессии.

 

Развивая безграничное мышление, можно снизить уровень агрессии и избавиться от гендерных и прочих стереотипов. 

Изменяя отношение к себе, мы изменяем отношение к другим. 

Изменение наших убеждений улучшает наше здоровье и поведение в обществе. Неудивительно, что как только мы меняем убеждения о нашем собственном потенциале и талантах, уровень наших достижений тоже начинает расти.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

(рис 26.  Три уровня убеждения)

На протяжении многих лет люди были уверены, что наши эмоции отделены от процессов познания. На самом деле они переплетены: например, при совершении ошибок у тех, кто верил в себя и свой потенциал, была отмечена более полезная активность мозга, чем у тех, кто поставил крест на своем развитии.

Столкнувшись со сложной ситуацией, верьте в свои силы — и ваш мозг сможет активно формировать новые нейронные связи и укреплять уже существующие.

 

Изменение представлений о себе изменяет физические структуры мозга и создает возможности для более высокого уровня мышления.

 

Подобно тем людям, которые считали, что их физическая активность позволит им прожить дольше, мы программируем наш мозг: те, кто убежден, что учится более продуктивно, действительно достигают лучших показателей.


Ключ к безграничному мышлению № 4.
Используйте многомерный подход.

 

Синергия развития нейронных связей и обучения становится возможна при использовании идей с многомерным подходом.

Когда дело доходит до практической стороны образования, веры в себя и в возможность изменить мышление становится недостаточно.

 

Несправедливо заставлять студентов раз за разом решать сложные задачи на грани возможностей, используя сегодняшнюю систему образования и оценки знаний. 

 

Решение — многомерный подход к обучению и преподаванию.

 

Связь между различными областями мозга повышает производительность. Например, обучение математике можно оптимизировать, одновременно задействовав различные зоны мозга.

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.

(рис 10 Нейронная сеть для освоения ментальной математики)

Математические задачи можно решать не только с использованием цифр, но и при помощи слов, визуальных эффектов, графических схем, алгоритмов, таблиц или графиков. 

Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.
(рис. 19 Математические методы и концепции)

В момент использования двух или более методов решения одной и той же задачи, активизируются различные зоны мозга, ответственные за обработку разных типов информации. При этом они сообщаются между собой, выстраивая новые нейронные связи и аккумулируя полученный опыт.Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений.
(рис. 20 Шесть визуальных решений задачи на умножение)

Одновременно стимулируя зоны мозга, ответственные за память, внимание, рассуждение, коммуникации и визуализацию, мы реализуем многомерный подход к образованию, мозг активно наращивает новые нейронные «тропинки», а обучение достигает максимального эффекта.

Изучая мозг новаторов в различных областях знания, ученые отметили одну общую особенность: все они имеют необычайно активные связи между различными областями мозга и нестандартно большое количество связей между полушариями. Это придает их мышлению особенную гибкость. Такое необычайное строение мозга — не генетический подарок новаторам, доставшийся им при рождении, а результат длительного обучения.


Ключ к безграничному мышлению № 5.
Будьте гибкими, а не быстрыми.

 

Скорость мышления не является мерилом способностей. Обучение оптимизируется, когда мы решаем сложные задачи, используя гибкий творческий подход и глубину рассмотрения проблемы.

Ты должен соображать быстро. Это один из самых вредных мифов, который наносит непоправимый ущерб глубине и гибкости мышления.

Математика более чем другие предметы подвержена порочной идее, что для достижения успеха нужно соображать быстро. 

 

При математических расчетах мозг задействует определенную область — рабочую память, или поисковую систему ума.

Когда мы вынуждены работать в состоянии стресса, тревоги и беспокойства, наша рабочая память не может функционировать в полную силу и мозг зависает.

Чувство стресса — плохой помощник для развития мозга и способствует
формированию ограниченного мышления.

 

Более важный критерий обработки информации — глубина. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно покидает его, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. 

 

Более прочные нейронные связи формируются при медленном, но глубоком погружении в проблему.

Ошибочно полагать, что медленно думающие люди обладают низким потенциалом. Они просто используют другой, более продуктивный тип усвоения информации.

Люди, которые медленно, упорно и настойчиво работают над сложными проблемами, в долгосрочной перспективе окажутся более успешными в овладении предметом, чем их шустро соображающие коллеги.

Ключ к безграничному мышлению № 6. Сотрудничайте.

Общение с другими людьми и обмен идеями укрепляет нейронные пути и повышает качество обучения.

Изучив методы работы студентов над решением задач, профессор обратил внимание на одно существенное различие: афроамериканские студенты работали над решением математических задач в одиночку, в то время как китайцы делали это вместе.

Сталкиваясь с очередной сложной математической задачей, китайские студенты подбадривали друг друга и делились идеями, в то время как афроамериканцы, запертые в одиночестве в комнатах общежития, сдавались, разочаровывались в себе и принимали решение бросить колледж из-за «отсутствия математического таланта».


Преимущества совместной работы.

• Сталкиваясь с трудностями, мы полагаем, что одиноки в своей борьбе. Начав работать вместе, мы обнаруживаем, что каждый из нас борется со сложностями.  Это укрепляет нашу веру в себя и способствует формированию безграничного мышления.

• Совместная работа способствует обмену идеями, их объединению и углублению.

• Во время совместной работы у нас активируется зона «социального мозга», отвечающая за осмысление чужого опыта. Люди, которые умеют донести свои идеи до других — будь то математика, физика или другая область науки, — более эффективно решают любые жизненные проблемы и способны внести больший вклад в сотрудничество с другими людьми.

Об авторе. Джо Боулер — профессор математики Стэнфорда. Автор бестселлера «Математическое мышление» и еще восьми книг, посвященных математике, развитию мозга. Основатель образовательного интернет-ресурса Youcubed, охватывающего аудиторию более 230 млн студентов.

Приложение. Полезные ресурсы

Помогут вам изменить мышление и освоить новые подходы

 

Четыре послания всем, кто учится

www.youcubed.org/resources/four-boosting-messages-jo-students/

 

Бесплатный онлайн-курс на английском и испанском языках для развития мышления роста и использования нового подхода при изучении математики

www.youcubed.org/online-student-course/

 

Подборка видео о разных типах мышления и историях участников проекта

www.youcubed.org/resource/mindset-boosting-videos/

 

Фильм о переосмыслении феномена одаренности

www.youcubed.org/rethinking-giftedness-film/

 

Фильм о разных подходах к изучению математики в средней школе

www.youcubed.org/resources/different-experiences-with-math-facts/

 

Творческий и визуальный подходы к решению математических задач

www.youcubed.org/tasks/Limitless_

 

Бесплатные постеры на английском

www.youcubed.org/resource/posters/

 

Два онлайн-курса для учителей математики и для родителей

www.youcubed.org/online-teacher-courses/

 

Серия учебных материалов для школ K–8

www.youcubed.org/resource/k-8-curriculum/

 

Подборка рецензий и публикаций о книге «Безграничный разум»

www.youcubed.org/resource/in-the-news/

 

Все книги по саморазвитию на одной странице: mif.to/samorazvitie

★3
2 комментария
ВЫ полиглот, как в Вас столько помещается=)
По видио объемы Ваши не меняются=)
avatar
имхо бред...
15% людей имеют iq ниже 87… их даже в армию не берут и они не способны ни для какой работы... 

все решает врожденная архитектура мозга… ты хоть обтренируйся но нейронов у тебя в нужных полях не нарастет никак... 

максимум что можно сделать — это развить кровоток и питание необходимых отделов мозга… но тут вторая засада… т.к нейроны писают и какают прям в себя и метаболиты из них не выводятся наиболее используемые нейроны сдохнут раньше

мораль в том что мозг человека не предназначен для мышления а предназначен для имитации мышления… а все остальное это чисто случайность

............
ну а предел… он есть всем очевиден… это рефлексия внимания направленое на само восприятие… т.е критика восприятия и мышления = второе внимания… и уж точно никакие математические задачки его не развивают
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW