Блог им. IlyaPestov
Начать я хочу с, казалось бы, очевидного, но сегодня далеко не все осознают, для чего появились акции. Итак, акция — это доля в компании. Зачем нужна доля в компании? Для того, чтобы иметь часть её прибыли. Именно поэтому реальная ценность акции обусловлена текущей и будущей прибылью компании-эмитента, которая передаётся акционеру в форме дивидендов.
Некоторые компании выплачивают дивиденды ежеквартально, другие — ежегодно, а есть те, которые более десятилетия не делились чистой прибылью со своими акционерами. В конце прошлого века подобное было редкостью, однако с появлением интернета скорость масштабирования бизнеса увеличилась на порядок, и технологические компании взяли за правило реинвестировать всю чистую прибыль в развитие, чтобы в будущем дивиденды были ещё больше.
Повторюсь, ценность любой акции обеспечивает только её реальная или потенциальная дивидендная доходность. Однако ценность не равна стоимости и фактическая цена акции всегда спекулятивная. Объясняется это тем, что ожидания от будущей прибыли компании у всех людей разные, а к тому же каждый человек иррационален по своей природе.
Стали бы вы покупать долю в компании, которая будет окупаться 30 лет без возможности её продать? Уверен, что нет. Но если эта доля за последний месяц была перепродана сотни раз и цена её заметно выросла, возникает желание спекулировать на её стоимости. То есть изначально кто-то поступил иррационально и запустил маховик. Толпа подвергается эффекту лемминга и в такой ситуации реальная ценность перестаёт интересовать рынок. Так возникает экономический пузырь.
Однако рынок электромобилей постоянно ширится, а вместе с ним неуклонно растёт выручка компании. Следовательно, доходность будет расти, а срок окупаемости сокращаться. Посему я предлагаю вам порассуждать о том, сколько лет потребуется для возврата инвестиций в акцию $TSLA через дивиденды, которые пока ещё ни разу не выплачивались.
За последние 3 года средний рост продаж Tesla составил 42%. Чем больше компания, тем сложнее сохранять темпы роста, но по убеждению многих, революция на рынке автопрома только начинается. Поэтому давайте предположим, что в последующем продажи Tesla будут только расти, причём на 50% ежегодно. Таким образом в 2030 году выручка Tesla превысит $1,5 трлн — это в 3 раза больше, чем у Walmart, самой крупной компании по выручке на сегодняшний день.
Фондовый рынок охватило спекулятивное безумие. Триллионные капитализации — это, наверное, самая драматическая вещь, которая когда-либо случалась во всей мировой истории финансов.
Чарльз Мангервице-председатель совета директоров Berkshire Hathaway
Пускай в 2030 году Tesla начнёт выплачивать дивиденды, но в каком объёме? Дивидендная политика у всех компаний разная. ВТБ на выплаты дивидендов направляет всего 5% от своего заработка и поэтому оценивается в 3 годовых прибыли. А, например, у P&G показатель payout ratio выше 55% и коэффициент P/E уже доходит до 25. В нашем гипероптимистичном прогнозе совет директоров Tesla максимально щедр и будет стабильно направлять на дивиденды 80% чистой прибыли, как это делают в Coca-Cola.
Для оценки окупаемости осталось разобраться с доходностью Tesla. В 2020 году компания впервые отчиталась о годовой чистой прибыли. Такой результат стал возможен исключительно благодаря регуляторным кредитам. Если рассматривать строго операционную деятельность, компания по-прежнему убыточна, и я подробнее писал об этом в Гроксе. Но сейчас мы отбросим эти формальности и учтём, что Tesla инвестирует огромные средства в расширение производства.
Если мы посмотрим на маржинальность среди крупнейших автопроизводителей в лице Toyota, Volkswagen, Ford и General Motors, то увидим, что их profit margin исторически меньше 10%. Однако гений Маска бесконечен, поэтому давайте представим, что в 2031 году маржинальность Tesla дойдёт до 20%. При чистой прибыли в $400 с лишним млрд компания направит на дивиденды более $300 ярдов.
Определив дивидендный доход, мы можем констатировать, что акция стоимостью в $850 при приведённых выше обстоятельствах окупится через 2 года с момента начала выплаты дивидендов. Итого срок окупаемости составит 12 лет. Для этого всего лишь нужно, чтобы выручка Tesla увеличилась в 100 раз, до $3 трлн, чтобы компания стала самой богатой в мире и кратно превзошла по эффективности всю отрасль, пока конкуренты бездействуют.
Удивительно, но не все понимают, что подобный сценарий невозможен или, мягко говоря, статистически маловероятен. Я встречаю мнения долларовых миллионеров, представителей венчурной среды, которые оправдывают стоимость Tesla, сравнивая рост её выручки в процентном соотношении с другими автопроизводителями, словно они не понимают, что +5% к 100 млрд больше, чем +20% к 20. Следующий график очень хорошо визуализирует степень абсурдности подобного мышления.
Биржевая стоимость Tesla значительно выше капитализации 9 всем известных автоконцернов несмотря на то, что их суммарная выручка в 50 с лишним раз больше, чем у предприятия Маска. При этом каждая из 9 компаний «старого толка» производит электромобили, и, например, продажи таковых в единицах продукции у Renault и Nissan составляют половину от продаж Tesla.
Напомню, что в 2020 году Tesla доставила почти 500 тысяч автомобилей, показав тем самым рост продаж на 36%. А Volkswagen за тот же период продал 5,3 млн автомобилей, среди которых 212 тысяч электромобилей, и это на 158% больше, чем в прошлом году. Кстати говоря, продажи Tesla в Европе снизились на 10%, а в Германии упали на 36%, хотя местный рынок вырос в 2 раза.
Покупатель акции Tesla приобретает долю в компании по мультипликатору $1,5 млн на каждый проданный автомобиль. Акции компании General Motors торгуются по мультипликатору $9000 за проданный в 2020 году автомобиль.
Фанаты бренда Маска верят в исключительное финансовое превосходство его компании, но маржинальность по ЕБИТДе у Tesla меньше, чем у того же Volkswagen или General Motors. Вы думаете только Маск инвестирует в будущее? Однако у каждой из упомянутых корпораций CAPEX больше, чем у Tesla. Одни лишь бумаги $TSLA — это огромный пузырь из сотен миллиардов долларов, а похожих компаний на рынке огромное множество.
Теперь, когда все понимают, что значит «компания переоценена», я предлагаю перейти от частного к общему. Согласно TradingView, на биржах США сегодня торгуется более 150 компаний с оценкой выше $1 млрд, у которых капитализация составляет от сотни до нескольких тысяч годовых прибылей. Суммарная биржевая стоимость первых десяти компаний из этого списка превышает $1,5 трлн!
Однако делать какие-либо выводы на основе одного коэффициента P/E неразумно. Может так совпало, что именно в последнее время большинство компаний увеличило капитальные расходы и как следствие у них внушительно просела чистая прибыль. Поэтому давайте посмотрим на показатель CAPE (Cyclically Adjusted Price/Earning Ratio) или коэффициент P/E Шиллера по индексу S&P 500, где вместо «earnings» берётся средняя прибыль за последние 10 лет, скорректированная на инфляцию.
Сегодняшнее значение CAPE превышает таковое перед чёрным вторником, который предшествовал началу Великой депрессии США. Однако мы отчётливо видим, что показатель CAPE был значительно выше в начале нулевых, когда раздувался пузырь доткомов. Кому-то может показаться, что всё ещё не так уж и плохо, но для того, чтобы сделать выводы, нужно мыслить системно и рассматривать целый комплекс метрик. Поэтому я предлагаю вам взглянуть на коэффициент P/S — соотношение цены и продаж.
Значение P/S находится на историческом максимуме. Даже в период бума доткомов оценки по этому показателю были скромнее, и обратите внимание, какие они были в самом начале девяностых. Безусловно, у технологических компаний маржинальность выше, чем у офлайн-бизнеса, и P/S должен был вырасти с появлением интернета. Но сегодня Snowflake оценивается почти в 150 выручек, Zoom — в 60, Tesla — в 30. А теперь посмотрите на дивидендную доходность по S&P 500.
До исторического минимума не хватает нескольких десятков базисных пунктов. Хочу подчеркнуть, что последние три графика отражают положение дел только в крупнейших компаниях США из именитого индекса Standard & Poor’s, где каждая компонента утверждается согласно определённым критериям. Для сравнения, значение CAPE по NASDAQ 100 равно 55.33, по Russel 2000 — 112.98.
При всём при этом есть ещё множество компаний с отрицательной доходностью, для которых P/E не считается в принципе. У меня нет свежих цифр, но в 2018 году 83% компаний, вышедших на IPO, были убыточными — и это на два процентных пункта больше, чем в 2000 году. А сегодня акции убыточных технологических компаний показывают доселе невиданный экспоненциальный рост.
Индекс убыточных технологических компаний США
Для примера акции китайского производителя электромобилей NIO, которые торгуются на NYSE, с прошлой весны выросли в 25 раз. За последний год компания продала всего 43 тысячи автомобилей, а её капитализация составляет $70 млрд! Чистый убыток NIO по TTM (Trailing Twelve Months) равен $999 млн при объёме продаж в $1,8 млрд. То есть глубоко убыточная компания оценивается в 40 годовых выручек!
Похожая ситуация также наблюдается по отношению к другому китайскому производителю электромобилей XPeng. Расходы данной компании почти в два раза больше доходов и в пропорции она переоценена даже больше, чем NIO. При выручке в $520 млн и чистом убытке в $420 млн её капитализация выше $23 млрд. Такой офлайновый бизнес имеет P/S равный 44.
Отдельно хочется упомянуть IPO AirBnB. До пандемии венчурная оценка сервиса доходила до $31 млрд, а после опустилась до $18 млрд. Однако на отрытии торгов биржевая стоимость AirBnB превысила $100 ярдов. Вы только вдумайтесь в это: всего за несколько месяцев компания, бизнес-модель которой построена на путешествиях людей, в эпоху пандемии и карантинов, выросла в стоимости в 5 с лишним раз.
Примечательно ещё то, что рынок почему-то оценил AirBnB значительно дороже Booking Holdings и Marriott, капитализация которых составляет 85 и 40 миллиардов долларов соответственно. В ноябре, когда на сайте Комиссии по ценным бумагам США появился проспект IPO, я публиковал сравнительную таблицу этих трёх компаний.
Выручка Marriott в 2019 году была в 4 с лишним раза больше, чем у AirBnB, выручка Booking Holdings — в 3 раза. У Booking даже чистая прибыль была больше, чем выручка AirBnB, и продажи в последние годы росли быстрее в абсолютных числах. Пандемия меньше всего повлияла на структуру доходов AirBnB, но именно эта компания хуже остальных переносит кризис. Обратите также внимание на то, что заскорузлый и неповоротливый, в отличие от новомодных стартапов, Marriott лучше всех оптимизировал косты и оказался максимально гибким во время кризиса.
Не менее ярким случаем иррационального поведения фондового рынка является выход на биржу DoorDash. Именно тогда я впервые сказал про новый пузырь доткомов перед широкой аудиторией. Поэтому процитирую себя же:
DoorDash, один из крупнейших в мире сервисов доставки еды провёл IPO по оценке в $41 млрд. Выручка компании за 9 месяцев составила $1.9 млрд, чистый убыток — $534 млн. В первый день торгов акции выросли на 80%, а капитализация теперь превышает $70 ярдов, что составляет 35 выручек по TTM! И это никого не удивляет!
Среди авторитетных людей в рунете я вижу мнение, мол $DASH будет стоить ещё в 10 раз больше, ибо рынок еды очень большой и стабильный. Это, конечно, сильная аналитика — субъективная оценка потенциала самой идеи, а не операционки. И так рассуждают реально успешные предприниматели, долларовые миллионеры, причём некоторые из них являются представителями венчурной среды.
Напоминаю вам, что летом этого года Just Eat Takeaway купила исторически прибыльный GrubHub за $7.3 ярда. Отношение стоимости к выручке было меньше в 7 раз! Да DoorDash растёт быстрее, но он никогда не показывал прибыли, а мультипликаторы для одного и того же по своей специфике бизнеса за несколько месяцев выросли многократно! Кстати, Uber приобрёл Postmates в июле всего за $2.65 миллиарда!
В общем, я вам гарантирую, что пройдёт время и словосчетание «пузырь доткомов» у вас будет ассоциировано не только с началом нулевых.
Среди компаний, которые выходят на IPO, действительно трудно найти прибыльную. Affirm, Snowflake, Asana, Palantir, Unity и другие, кого я упоминал в Гроксе, ведут сплошную историю убытков. И ладно уже, что по истечению многих лет они так и не научились зарабатывать. Больше беспокоит то, что их коэффициенты оценок превышают таковые для Google, когда он выходил на биржу в 2004.
Поймите правильно, я не говорю, что ничто не должно оцениваться в пропорции дороже Google, ибо нет ничего перспективнее поисковика. Нет. Подобное мышление не имеет ничего общего с аналитикой. Я про то, что предприятие Брина и Пейджа было прибыльным с 2001 года, а его доходы росли на сотни процентов. Если вы загляните в форму S1, поймёте, что Google был денежным станком, который оценили в 25 выручек. Сравните это с современными стартапами, где значение P/S такое же или выше.
Аномальная переоценка по мультипликаторам — это лишь самое скромное из того, что сегодня происходит на рынке. В 2020 году состоялось 248 SPAC IPO, в результате которых было привлечено более $83 млрд. По сравнению с 2019 годом количество таких IPO выросло на 500%, а объём привлечённого капитала увеличился в 6 раз.
Вышеупомянутые цифры определённо свидетельствуют о нездоровом интересе к SPAC, и данный тренд только начинает набирать обороты. Если верить сервису SPACInsider, а на него ссылаются специалисты Zacks в публикации на сайте Nasdaq, то в 2021 году уже произошло 100 SPAC IPO, через которые подняли $29 млрд!
Для тех, кто не знает SPAC (Special Purpose Acquisition Company) — это компания без коммерческой деятельности, которая формируется исключительно для привлечения капитала путём первичного публичного размещения акций.
Популярность такого способа выхода на биржу понятна — если на рынке есть оголтелая толпа розничных инвесторов, которая скупает всё подряд, то делиться деньгами с инвестбанкирами и андеррайтерами не хочется. Но качество и количество эмитентов вызывает вопросы.
Самый яркий пример SPAC IPO — это скандально известная Nikola, чья капитализация приближалась к $30 ярдам несмотря на то, что компания не имеет ничего — ни выручки, ни собственного производства, ни даже продукта. Рынок просто поверил в прототип электрогрузовика, который тоже оказался подделкой.
Чтобы вы понимали масштаб безумия, упомяну производителей электромобилей, которые вышли на биржу через SPAC за последние полгода: Nikola, Lordstown, Fisker, Hyliion. Последние три дебютировали на фондовом рынке в октябре. Все, толком не имея продаж, оцениваются в миллиарды.
Стоит ещё сказать про QuantumScape и Romeo Systems, которые производят батареи для электромобилей. А в ближайшем будущем ждите SPAC-размещения Arrival, Lion, Canoo и, возможно, Karma. Вообще, ажиотаж на электромобили напоминает ICO-лихорадку 2018 года, после которой ничего путнего на свет так и не выродилось.
Я думаю, мы берем в долг у будущего. ФРС подталкивает людей к тому, чтобы больше рисковать, и способствует завышению цен на акции. Это плохо кончится.
Леон Куперманоснователь хедж-фонда Omega Advisers
Посмотрите на кредитное качество публичных нефинансовых компаний по методологии Standard & Poor’s. В 1980 году было 65 эмитентов с рейтингом AAA, а сейчас их всего 5. Раньше более половины компаний от общего числа находились в А категории, сегодня большинству компаний присвоен мусорный рейтинг (BB и ниже).
Однако риски банкротства нисколько не смущают инвесторов. За последние 10 месяцев индекс S&P 500 вырос на 70%. Это более чем в два раза выше нормальной скорости подъёма бычьего рынка. А Russell 2000 за тот же период вырос на 100%, хотя долговая нагрузка по компаниям из этого индекса превысила их доходы до вычета налогов, о чём свидетельствуют данные Societe Generale.
В статье Financial Times с заголовком «Fed backstop masks rising risks in America’s corporate debt market» мне повстречалась ещё одна интересная цифра: у каждой седьмой компании с капитализацией от $300 млн до $2 млрд выплаты процентов по кредитам и облигациям превышают размер прибыли на протяжении 3 последних лет. Опять же, это сравнимо только с началом нулевых.
ФРС создаёт дурную тенденцию, которой соответствует большой капитал, а розничные инвесторы усиливают ассиметрию и превращают фондовый рынок в казино. Последних не интересует фундументальный анализ в принципе и к 2020 году их стало так много, что они уже задают свой вектор движения цен.
Думаю, вы уже слышали про скоординированные действия аудитории r/wallstreetbets против хедж-фондов и знаете, что творилось с акциями $GME, $AMС, $BB и прочими. Даже котировки Nokia, которая не была в центре внимания сообщества Reddit, скакали на десятки процентов. Подписчики r/wallstreetbets за пару часов смогли поднять её капитализаю с 20 до 50 миллиардов долларов. Это беспрецедентая история, и она будет описана в финансовых учебниках.
Кстати, по опыту Джереми Грэнтэма из GMO на существования пузыря указывают даже такие косвенные факторы, как растущая враждебность по отношению к медведям со стороны быков. В 1929 году игра на понижение влекла за собой риск физической расправы и даже убийства.
Сегодня мы живём в мире, где один твит Илона Маска, выражающий симпатию или похвалу к определённому продукту, может поднять биржевую стоимость её производителя на 10 и более процентов. По крайне мере так было с Etsy и разработчиками Cyberpunk. А после того, как он поставил в профиле своего аккаунта в Twitter хештег #bitcoin , стоимость BTC через полчаса выросла на 15%.
Поведение пользователей Robinhood и подобных приложений не поддаётся никакой логике. Например, в один момент они начали скупать акции Hertz, которая находилась в процедуре банкротства, и бумаги выросли в цене в 10 раз. Kodak подорожала в 30 раз на новостях о том, что компания будет производить химические элементы для лечения COVID-19.
А сколько было случаев, когда инвесторы просто путали тикеры? Буквально на днях после эфира Илона Маска в Clubhouse домашние трейдеры подняли акции тикток-домов Clubhouse Media Group на 100%. То есть многие из них даже не догадывались, что популярная нынче соцесть с голосовыми чатами является частной компанией. То же самое было с Signal.
Уровень маржинального кредитования достиг исторического максимума, а активность розничных инвесторов на рынке опционов за последний год выросла в 8 раз. Теперь они буквально двигают целые индексы, о чём подробнее написано в статье «How the Little Guy Is Fueling the Stock Market’s Wild Ride» на Barron's.
Всему этому способствует политика количественного смягчения. Согласно исследованию Yodlee, американцы, которые зарабатывают от 35 000 до 75 000 долларов в год, торговали акциями на 90% больше, чем за неделю до получения своего стимулирующего чека. И они заметно помогают раздувать цены.
С лета прошлого года рынок развивался ускоряющимися темпами и с нарастающими спекулятивными эксцессами. Почти все показатели находятся на точках экстремума, включая и индикатор Баффета, который показывает отношение рыночной капитализации к ВВП. Всё это свидительствует о наличии огромного финансового пузыря.
Длинный-предлинный бычий рынок с 2009 года наконец-то созрел в полноценный эпический пузырь. Я полагаю, что это событие будет записано как один из величайших пузырей в финансовой истории, наряду с пузырями Южного моря, 1929 и 2000 годов.
Джереми Грэнтэмоснователь инвестиционной компании GMO
Пузыри возникали и ранее, но они зарождались при аккомодационных денежных условиях в состоянии экономического превосходства. После глобального кризиса, вызванного пандемией, США, как и весь мир, находится в совершенно другом экономическом положении. Сегодняшний пузырь отличается от всех предыдущих тем, что он сформировался при сильном падении ВВП, небывалом росте безработицы, резком сокращении экспорта и множестве социальных проблем.
Прокол в переоцененных секторах и типах активов может начаться в любой момент. Когда это случится, последствия будут болезненными как никогда ранее. Например, Джон Хассман из Hussman Investment Trust ожидает падение индекса S&P 500 до 70%. Нас ждёт большой финансовый кризис, который рынок не захотел признать ещё прошлой весной. И пока мы все его ждём, я хочу вам нампонить, что «the market can remain irrational longer than you can remain solvent».
Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.
А мне например понравились картинки про зомби и про кредитное качество…
И только после этого писать опусы про пузыри))
0,75% годовых — и если заикнешься о большем — получишь пулю 45 калибра в колено!
— да ладно !?!?!? не может такого быть в современном мире рыночной эффективности.
как год назад ?
отлично.
всё выкупим и снова полезем в гору
Такая же муть ни о чем и обо всем.
Газетный стиль аналитика.
Сорян за жесткую оценку.
Кому то это заходит…
Никакой не шум, тут перечислено множество важных фактов, на которые очень полезно обратить внимание
Кстати, пузырь на Tesla по большей степени обусловлен, радикально другой моделью: не продавать машины, а продавать транспортные услуги. Адепты верят, что таким образом компания захватит себе огромный кусок рынка, предлагая беспилотные такси (каршеринг в т.ч.), в том числе грузовые, за демпинговые цены. При том, что у традиционного автопрома нынче основная прибыль, это запчасти и услуги по ремонту тарантаек, создаваемых преимущественно из стальной фольги и говнопластиковых хлипких деталек, т.е. они ориентируются на копроэкономику и запланированное устаревание. Если-же компания Маска применит все достижения современной науки, по части износоустойчивости, их машины будут иметь очень низкие издержки как по ремонту, так и по обслуживанию. При том что таких капризных и сложных агрегатов как ДВС и АКП у них в принципе нет. Совсем уж прорывным такой бизнес станет, если они начнут производить дешевые аккумуляторы, не литиевые, а например натриевые.
1. виртуализация дорожных сетей (вплоть до мелких неровностей на покрытии)
2. взаимодействие десятков тысяч арендуемых машин в одном ансамбле, включая возможность договориться об очередности проезда перекрестка, и передать данные об обстановке на 100-1000 метров впереди, включая ситуацию ДТП. Ни один водитель в мире не сможет смотреть на дорогу сразу сотнями «глаз»-видеокамер и лидаров, а если уж к этой системе ещё будет подключена сеть камер видеонаблюдения… После массового внедрения 5G это направление разовьется за считанные годы. Так что эффективность беспилотного управления Tesla будет очень зависеть от количества их машин в потоке, а также совместимых с ними по протоколу.
В конце-концов, программная инфрастуктура может стать как раз основным драйвером роста/поддержки капитализации, как в случае Apple. Ведь без софта яблочники вряд-ли смогли бы продавать 50-долларовые в себестоимости желеа смартфоны за $2000.
Насчет отзывов и прочих неприятностей, создать безупречное решение даже на 100 итерации инженерной эволюции, дело нереалистичное. Тут скорее главное выбор и стратегия: отказ от модели «5 лет (300ккм) откатала и под пресс», что вполне согласуется с зелеными настроениями в США. Да и модель TaaS у них пока ещё не заработала, поэтому оптимизациям в этом направлении уделяется недостаточно ресурсов.
Илья, спасибо за статью. С тревогой от некоторых индикаторов согласен. Но тот же индикатор Баффета, на мой взгляд, устарел. Почему? Попробую объяснить свой взгляд.
1. Сейчас идет смена технологической платформы во всем мире (промышленная революция), завершается длинный цикл Кондратьева. Новый инструментарий (вроде машинного обучения), новые продукты (вроде дронов), новые способы получения энергии. Нам повезло видеть эти перемены своими глазами. Но сама перестройка платформы занимает 10-30 лет. Когда она завершится, лидеры гонки будут определены и останутся такими при разумном качестве управления на следующие 50-100 лет.
2. Некоторые лидеры уже ясны. Скажем, построить поисковик уровня Яндекса или Google с нуля без его данных о запросах, кликах, просмотрах нереально, а данные о поведении пользователей уже получить или невозможно, или невероятно дорого, потому что пользователи не будут пользоваться новым поиском, который хуже качеством. А кроме данных есть еще рычаг трафика, есть рычаг инженерных наработок и т.д. Догнать уже нельзя. И если Яндекс/Google не сотворят глупостей и будут держать нос по ветру, они будут на коне и через сто лет.
Но гораздо чаще лидеры только намечаются. NFLX или DIS? CRSP, EDIT или NTLA? Все дороги еще открыты. При этом многие новые направления могут вырасти до масштабов Гугла. То есть в сотни и тысячи раз.
Некоторые рынки выдохлись, скорость роста так себе, но компании имеют мощный инженерный и управленческий потенциал и наработки (APPL, скажем). То есть для них тоже будущее открыто.
И это примеры на поверхности. Такие перемены происходят во множестве отраслей.
3. Итак:
– новые технологии приходят на смену старым
– старые компании уже имеют денежные потоки и долю рынка, но от старых технологий
– перестройка на новые технологии сложна, дорога и не всегда возможна; некоторые и не хотят меняться, думая, что все будет так веками
– у новых компаний есть идеи, светлые головы и амбиции, но нет пока денег и доли рынка
Что делают покупатели акций? Кто-то ставит на синицу, кто-то на журавля. Как следствие, в капитализации рынка в целом будущая доля рынка посчитана часто дважды. Так было всегда, но это касалось, в основном, передела локальных рынков, ситуаций, когда второй или третий игрок становился первым. Поэтому дублирование было незначительным.
В текущей же ситуации дублирование существенно больше, потому что масштаб смены технологической платформы колоссальный. И по многим компаниям сделана ставка, что они будут игроками №1. С незначительным дисконтом на отсутствие денежных потоков и/или продукта. )
Что будет дальше? В тех отраслях, где лидер будет определяться, акции остальных компаний будут сильно падать, а акции лидера немного расти. И общая капитализация к GDP вернется к привычным значениям. Но этот процесс будет длиться еще лет 5-10-20.
Найдите нас и сторонников «новой концепции» рынка на этой картинке.
Технологии делают свое и за ним будущее, а люди верят, что жизнь меняется каждый день, и им наплевать на дивиденды, БУДУЮЩЕЕ И ТЕХНОЛГИИ- это главный тренд в мире и он БЫЧИЙ.
Для оценки новой реальности было бы неплохо проанализировать фондовый рынок Японии например. Или даже биткоин с его «фундаменталом»
Много полезных фактов собрал, на которые стоит обратить внимание