Блог им. leonidus

Небанальное инвестирование в электрокары

Всем привет! Меня зовут Леонид Кофман, я предприниматель и квалифицированный инвестор с 10ти летним стажем. Ведущий YouTube-канала об инвестициях «Инвестиции Шаг за Шагом».
 
Согласно исследованию Ernst & Young, автоконцерны делают ставку на электромобили, а капиталовложения в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания сокращаются уже с 2018 года. По мнению Ernst & Young в мировом автомобилестроении это будет доминирующий тренд ближайших лет. Исследовательская компания IHS Markit, прогнозирует, что электромобили составят 80% новых автомобилей, проданных в 2050 году. В 2020м это значение равно всего 2,2%.
 
И действительно, приставка «электро», как в свое время «блокчейн» сегодня способна экстремально увеличить капитализацию даже компаний пустышек. Хороший пример акций Nikola, у которой, по сути, кроме макетов грузовиков ничего нет, а капитализация при этом достигала 29 млрд. долларов. В этой связи инвестору, верящему в перспективы рынка электромобилей нужно быть настороже. Инвестиции в идеи, лежащие на поверхности вроде Теслы и NIO, могут не принести желаемого результата – тут все уже перегрето. Я предлагаю заглянуть под капот рынка электромобилей и найти там свежие идеи.
 
Ключевое отличие электромобиля от авто с ДВС, наличие электрической силовой установки. Собственно, вокруг замены бензиновых агрегатов на электрические и будет расти рынок.

Кто будет бенифициаром этого?
 
1. Электрогенерирующие компании
2. Компании, производящие аккумуляторы
3. Компании, утилизирующие аккумуляторы
 
Еще, конечно, автомобильные компании, которые уже сейчас активно производят гибридные авто, а также владельцы больших земельных участков в черте мегаполисов, где будут в будущем располагаться зарядочные хабы. Про них напишу позже, а пока сосредоточимся на первых трех пунктах.
 
 
Электрогенерирующие компании
 
Человечеству и без электромобилей с каждым годом требуется все больше электроэнергии:

Небанальное инвестирование в электрокары


Источник: https://yearbook.enerdata.ru/electricity/electricity-domestic-consumption-data.html
 
С переходом автомобилей, которых сейчас в мире насчитывается не менее 1,2 млрд, энергии потребуется значительно больше. Рискну предположить, что, если переход на электромобили окажется стремительнее чем думается сейчас, это может даже вызвать кризис в энергетике. Дело в том, что современная инфраструктура просто не предназначена на огромные токи, необходимые для станций быстрой зарядки. Представьте, раньше вы приходили домой, включали свет, чайник, иногда духовку. А скоро каждое домохозяйство воткнет в розетку еще условную Теслу на 3,5кВт/ч. А некоторые и две.
 
Кто же будет поставлять энергию для всего этого праздника жизни?
 
Вот список крупнейших электрогенерирующие компании США:
American Electric Power (тикер «AEP»)
Duke Energy (тикер «DUK»)
Entergy (тикер «ETR»)
FirstEnergy (тикер «FE»)
Exelon (тикер «EXC»)
Southern Company (тикер «SO»).
 
Если не хотите разбираться в каждой из компаний, есть масса ETF сектора Utilities, например: VPU (77% электроэнегетики), XLU (82% электроэнергетики). Покупаем такие ETF, попкорн и наблюдаем за ростом сектора.
 
Компании, производящие аккумуляторы
 
Небанальное инвестирование в электрокары


Электроэнергия у нас есть, перейдем ко второму этапу – хранение. Основной тип аккумуляторов, которые сейчас используются в электромобилях — литий-ионные.
 
По данным исследовательской компании IHS Markit спрос на литий для электромобилей может вырасти на 1800% к 2030 году и составит около 85% от общего мирового спроса на этот металл. Спрос на кобальт, еще один важный элемент в аккумуляторах, может вырасти за тот же период на 1400%.
 
Крупнейшие компании, добывающие литий: Albemarle (тикер «ALB»), Jiangxi Ganfeng Lithium Co Ltd (тикер «002460»), SQM (тикер «SQM»).
 
Крупнейшие компании, добывающие кобальт: China Molybdenum (тикер «603993»), Норникель (тикер «GMKN»), Glencore (тикер «GLEN»).
 
По мнению Reuters (https://www.reuters.com/article/us-autos-batteries-factbox/factbox-the-worlds-biggest-electric-vehicle-battery-makers-idUSKBN1Y02JG) среди производителей литий-ионных аккумуляторов доминируют компании: Contemporary Amperex Technology (тикер «300750»), Panasonic Corp. (тикер «6752»), BYD Co Ltd (тикер «1211»)).
 
Говоря про аккумуляторы нельзя не сказать о т.н. твердотельных аккумуляторах. Это новое поколение аккумуляторов, которое обещает более высокую плотность энергии (т.е. при той же массе, бОльшую емкость) при меньшем времени на зарядку. Существенных успехов в этой области достигла компания Samsung (тикер “005930” ) https://news.samsung.com/ru/samsung-predsavlyaet-technologiyu-polnostiyu-tverdotelnogo-akkumulyatora). Пока созданы только прототипы подобных аккумуляторов. По некоторым данным компания Тойота ведёт разработки твердотельных аккумуляторов в партнёрстве с Panasonic.
 
Известный провайдер ETF Mirae Asset Financial Group собрал многие из приведенных выше компаний в ETF Global X Lithium ETF (тикер “LIT”).
 
 
Компании перерабатывающие аккумуляторы
Небанальное инвестирование в электрокары


Очевидно, что одновременно с ростом популярности электромобилей необходимость в утилизации аккумуляторов будет пропорционально расти. В Европе, например сегодня перерабатывается только 5% аккумуляторов. Главная опасность тут в том, что литий-ионные аккумуляторы склонны к самовозгоранию, и без специальной утилизации они могут приводить к пожарам на мусорных свалках. Такие пожары крайне трудно потушить, а в процессе тления в атмосферу вбрасывается огромное количество токсичных веществ.
 
Крупным игроком в сегменте утилизации аккумуляторов является бельгийская компания Umicore (тикер “UMI”). Так же о имеющихся в ее распоряжении технологиях по переработке литий-ионных аккумуляторов заявляет финская компания Fortum (тикер «FUM»).
 
Обе компании с миллиардными оборотами и бизнес по утилизации, это только часть их доходов, которая со временем будет только расти.
 
 
Выводы:
 
1. Сегмент электрических автомобилей ждет бурный рост. Локомотивом станет Китай, где загазованность в крупных городах уже сегодня заставляет правительство предпринимать активные шаги по замещению бензинового транспорта на электрический. Активна в этом плане и Европа, где уже несколько лет действуют программы субсидирования электротранспорта. США тоже долго не останется в догоняющих.

2. На росте этого сегмента можно хорошо заработать на горизонте 5-10 лет. Только важно инвестировать в компании, побочно касающиеся данного сегмента, потому что пока они еще не сильно перегреты и имеют большой потенциал роста.

Если обзор вам понравился, жду вас у себя на YouTube канале «Инвестиции Шаг за Шагом»!
★1
7 комментариев
Интересно было бы оценить, на сколько % возрастёт потребление электроэнергии за счёт электромобилей.
Георгий Мозалёв, все зависит конечно от темпов роста этого сегмента. Мне думается если правительства серьезно возьмутся за супсидирование отрасли, она может ракетой взлететь и потащить за собой энергопотребление. Если же все пойдет по вялому сценарию и растянется на 50 лет, то возможно м и не заметим вклада электромобилей.
Георгий Мозалёв, на 20-30%. Сейчас солнечная энергетика растёт очень быстро, так что электричества хватит. 

avatar
Andrew, вопрос не в том, хватит ли, а в том, какой будет рост прибыли энергетических компаний.
Andrew, этот рост основан на государственных дотациях. То есть, он не рыночный… Электричество мало производить, его надо где-то хранить и как-то передавать. А с этим большие проблемы.
avatar
КРЫС, полагаю стоит искать точки роста именно в таких компаниях
КРЫС, по себестоимости, сейчас солнечная энергия самая дешёвая среди всех.
Хранить — вот как раз будет внедряться управление спросом, аккумуляторы машин будут заряжаться в часы избытка электричества. 
avatar

теги блога Леонид Кофман

....все тэги



UPDONW