Блог им. SergeySmit
Компании Visa и MasterCard относятся к тому типу компаний, рост капитализации которых легко понять и без подробного анализа отчетности. Эти платежные системы не выдают кредиты, не общаются с клиентами напрямую, практически не зависят от поставщиков, не содержат тысячи точек продаж, но ведут деятельность почти на всех континентах планеты.
Более того, восьмикратный рост в течение последних десяти лет может продолжиться вплоть до 2030-го года.
Mastercard, Visa и другие системы зарабатывают на транзакциях, поэтому увеличение их [транзакций] числа в США, Европе, Китае, России, Индии и, вот вам драйвер, в Африке может сделать p/e компании больше раз в пять. Сегодня для Visa этот p/e равен около 30х, что для американской IT-корпорации такого типа является вполне терпимым показателем. Для сравнения, агрессивно растущая Salesforce имеет p/e, исчисляемый сотнями.
Сегодня хотелось бы подробнее поговорить о бизнесе Visa, ее текущих финансовых показателях и перспективах.
Все мы привыкли видеть эмблемы платежных систем на пластиковых карточках, будь то дебетовые или кредитные карты. Но что скрывается за этими эмблемами? Зачем условному «Сбербанку» печатать на своих карточках логотип Visa?
Чтобы понимать, в какую компанию вы собираетесь инвестировать, нужно хотя бы верхнеуровнево представлять бизнес-процесс, в котором эта самая компания задействована.
Для этого рассмотрим процесс снятия наличных в банкомате.
Вы, как владелец карты «Тинькофф Банка», хотите снять деньги в банкомате «Сбербанка». Без технических подробностей процесс выглядит следующим образом:
Это краткое описание процесса снятия наличных в банкомате. Процесс совершения покупки чуть более замудренный, но, в целом, логика аналогичная.
Платёжные системы получают процент от каждой покупки (транзакции), оплаченной пластиковой картой с логотипом соответствующей системы, и являются посредниками в платёжных сделках.
При этом системы не зарабатывают деньги на отдельных транзакциях. Вместо этого они получают доходы от эмитентов карт (банков) на основе общих объемов платежей и количества обработанных транзакций.
Кроме этого, банки платят Visa/Mastercard комиссии за выпуск одноименных пластиковых карт, банки платят системам деньги за обслуживание этих карт, за операции перевода, снятия, чтения (просмотр баланса) денежных средств.
Стоит отметить, что все риски просрочки платежей и, в целом, качества держателей карт берут на себя эмитенты — банки. Да, Visa не зарабатывает, например, на кредитных картах, по которым держатели платят банку солидные проценты.
Но при этом Visa не берет на себя сопутствующие риски, связанные с дефолтом держателя, а этот факт очень ценится на Wall Street.
Итак, платежные системы зарабатывают на объемах произведенных в мире транзакций. Платежей много — Visa зарабатывает много денег. Платежей мало — Visa зарабатывает мало денег. Если чуть детализировать схему доходов, можно разделить её на следующие составляющие, из которых формируется более 90% выручки системы (так называемые Core Products):
По некоторым исследованиям, базирующимся на опросах в 16 странах, когда потребители видят логотип Visa, они в 3.5 раза чаще считают сайт более безопасным и надежным.
В 2019-ом году были возобновлены контракты Visa с NFL, а также продлены с FIFA, Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом.
Замысел простой: вы видите глобальное спортивное мероприятие; вы видите логотип платежной системы тут, там, здесь и сям; при оформлении новой банковской карты, когда у вас спросят, какую платежную систему подключить, вы машинально скажете — «Мне Визу»;
Вообще, маркетинг Visa соответствует трэндам, поэтому и в США, и, например, в Мексике развернуты программы по сокращению дискриминации женщин и всему такому. Такая активность нравится акционерам компании.
Например, за чуть больше чем $5 млрд. компания купила американский стартап Plaid, в который в свое время проинвестировал Goldman Sachs. Стартап связывает финтех-сервисы с банковскими счетами пользователей. Plaid уже давно запущен в США, Канаде и Европе, а среди клиентов сервиса — различные криптовалютные биржи и инвестприложения.
Из прочих активов Visa:
Есть тенденция на рост электронных платежей и отказа от наличных денег, особенно после коронавирусной эпидемии. Знайте: когда в самой глухой деревне при покупке хлеба вам протянут pos-терминал, Visa заработает от этой покупки свой процентик.
В стране растет спрос на электронные платежи. Компания зафиксировала в 2019-ом году более миллиона точек продаж с QR-кодом для бесконтактной оплаты (QR Code Payments), а также 5 миллионов точек с возможностью приема цифровых транзакций в принципе.
В бОльшей степени на континенте слабо развита банковская сфера, очень популярны всевозможные МФО, выдающие низкообразованному и бедному с точки зрения денег населению займы под дикие проценты.
Visa видит вектор развития в сотрудничестве с Африканским банком развития (The African Development Bank). Население африканских стран увеличивается, благосостояние, хоть и очень медленно, тоже. Растут потребности, растет интернет-охват.
Кроме этого:
Рост доходов компании в течение последних лет образовался в том числе благодаря укреплению мировых валют относительно доллара США. Компания собирает с банков % от размера транзакции, затем производит конвертацию в американский доллар и подсчитывает прибыль. Впрочем, валютные риски компания вполне успешно хэджирует, заключая контракты на рынке производных инструментов.
Это логично, что каждая страна хочет иметь собственную платежную систему, чтобы не быть зависимой от санкционного давления. Вспомните 2014-й год и слухи о том, что Visa и MasterCard могут остановить обслуживание транзакций не просто в Крыму, а по территории всей РФ.
Правительства стран-авторов собственных платёжных систем продолжат на законодательном уровне защищать свои национальные интересы, будь то РФ или Китай.
Где-то год назад в рамках своего блога я писал, что «при панической распродаже акций на американском фондовом рынке акции платежных систем будут в числе первых «неудачников»». Что ж, оказался неправ.
На фоне значительного падения индекса в марте 2020-го года акции Visa и MasterCard держались сильно лучше рынка.
Заканчиваем с разбором бизнеса Visa и переходим непосредственно к цифрам и отчета и презентации компании за 4 квартал 2019-го года.
Выручка Visa выросла на 10%, вслед увеличились и операционные расходы — на 14%, в связи с чем операционная маржа осталась на прежнем уровне 66-67%.
Процентные расходы, которые компания должна уплатить, покрываются операционной прибылью в 36 раз. Чистая квартальная прибыль выросла на 10%.
Ликвидных активов, которые можно быстро конвертнуть в кэш, наберется где-то на $14 млрд. Чтобы вы понимали, краткосрочный долг компании составляет всего $3 млрд., и то он образовался только к концу года. Понятно, что в целом коротких обязательств набирается на $17.5 млрд., но на фоне объема тех же активов картина очень приятная.
Длинный долг Visa составляет около $14 млрд., что при EBITDA более $16.5 млрд. дает показатель debt to ebitda около 1х без учета имеющегося у компании кэша. Короче говоря, отличный показатель.
Операционная деятельность Visa генерирует около $4 млрд., что при смешных капзатратах в $191 млн. дает свободный денежный поток в размере $3.7 млрд.
Такие высокие цифры FCF и хороший уровень долга позволяют Visa агрессивно (люблю это слово) скупать вкусные стартапы и наращивать своё лидерство на мировом рынке
Кроме как на инвестиции Visa направляет деньги на дивиденды, но в связи с бурным ростом акции дивидендная доходность акции едва устроит тех, кто рассчитывает жить на стабильный денежный поток от инвестиций. В последнем квартале прошлого года дивиденд вырос до $0.3 на акцию, а общие выплаты — до $671 млн. в квартал. Также Visa активно использует опцию обратного выкупа акций, направляя в рынок более $2.3 млрд. за три месяца.
Visa — это всё ещё растущая компания и Златан Ибрагимович от мира платежных систем.
Несмотря на риск сокращения числа транзакций, я с удовольствием буду подбирать бумагу на падающем рынке акций в условном диапазоне $135 и ниже. Ждем операционные результаты за первый квартал 2020-го года.
Читать меня в Telegram, VK.