Блог им. Koleso
Сейчас я 60 процентов времени трачу на исследования в других областях. Меня интересует, например, тема биопитомников. Теленок в 50 кг за год вырастает до 250 кг, то есть мышечная масса увеличивается в пять раз. Червяк же способен увеличивать массу в 500 раз за год, а некоторые микробы, если дать им беспрепятственно размножаться, покроют Землю слоем в несколько метров. Это тоже белок, как и говядина.
Ясное дело, что процесс получения белка в будущем может перейти в другую стадию, что решит продовольственную проблему, и рынок окажется заваленным дешевым белком.
Я посещал съезд венчурных капиталистов в Оксфорде и видел новые разработки, в том числе биопитомник для мышечных клеток человека. Если у человека возник дефект мышц (допустим, в результате травмы), кусочек мышцы помещают в искусственный раствор в специальном контейнере, где мышца растет до нужного размера. Затем ее подсаживают пациенту, чтобы устранить дефект. Собственные клетки человека приживутся, и не будет отторжения, как в случае с донорской пересадкой.
Соответственно, если подходить практически, ты берешь кусок мяса коровы, начинаешь его выращивать – и решается мировая продовольственная проблема. Нужно просто эту идею довести до ума.
Возможно, мясо будут выращивать на гидропонике. Это же прорыв: человечество научится создавать белок значительно быстрее, чем растет корова.
Птицы же в природе едят червяков, значит, могут есть и искусственно полученный белок.
бизнесмен всегда должен быть в курсе передовых технологий. в биологии я стараюсь отслеживать новые веяния. Идеи повсюду, надо нагибаться, поднимать их и воплощать в жизнь.
Руководитель программы патентов на съезде венчурных капиталистов в Оксфорде рассказал, что только пять процентов патентов когда-либо были востребованы не то что к реализации, а просто к прочтению. И мы решили написать программу для поиска патентов по той или иной тематике.
Еще одна интересная идея пришла из Аргентины. Суть в том, что корова, переваривающая пищу, выделяет много газов. Подсчитали, что газа от одной коровы может хватить на работу автомобиля в течение дня. И в Аргентине решили этот газ собирать: вставили корове в задницу трубочку, а на спине закрепили аппарат для сбора газа.
Вот представьте. У меня в дистрибуции около пятисот машин. Получается 220 миллионов рублей в год на бензин. Если реализовать схему с коровьим газом, можно сэкономить огромные деньги.
Еще история про коров. Ферма в пригороде Нью-Йорка, в связи с дальнейшим расширением города оказалась чуть ли не в центре Нью-Йорка. Решил закрывать ферму, но один маркетолог дал совет: молоко вам не нужно, производите только навоз. Поскольку весь Нью-Йорк, за исключением центра, состоит из отдельных домишек, то спрос на удобрения для садов всегда высокий. Вот так может быть полностью изменена бизнес-модель предприятия.
Мы эту идею хотели адаптировать: производить биогумус, образующийся после пропускания через навоз червей. Построили специальный ангар по образцу специализированной фермы, завели червей и начали работать. Получили биогумус вдвое дороже, чем удобрения на рынке. Начали разбираться: оказывается, люди просто берут торф на болотах, пакуют его, а продают как биогумус. Стопроцентная фальсификация. То есть в России возникают препятствия, которые в других местах и были бы невозможны.
Решили сделать тест: удобрить один гектар земли биогумусом, посадить картошку и сравнить с обычным участком. Урожай оказался больше на 35 процентов.
История с клейкой бумагой. Патент на изобретение клея, держащего бумагу и не оставляющего следов, лежал около пятидесяти лет, но никто не обращал на него внимания. А потом бизнесмены сделали стикеры.
я совсем не исключаю, что завтра придется заняться другим бизнесом, если силы и здоровье позволят. Это удел любого капиталиста. Допустим, в будущем потребление молочных продуктов снизится – например, люди перейдут на более дешевый источник белка. И тогда придется думать, уходить или нет.
Так что придумать и воплотить в жизнь – это разные вещи. Но не все так просто, как кажется. По статистике Procter & Gamble, из каждых шести вроде бы замечательных идей экономический эффект дает только одна.
Томас Эдисон перед изобретением лампочки провел 10 тысяч опытов.
Майкл Делл говорит: «Если команда провела эксперимент и сообщает: “Вот фактические данные. Эксперимент не удался, и здесь изложены объективные причины”, – это не неудача, а этап обучения и, как правило, важный шаг на пути к успеху».
Умение оценивать реальность объективно – одно из важнейших качеств для бизнесмена.
Надо продолжать учиться и совершенствоваться. Я, например, в год прочитываю от тридцати до сорока книг, связанных с историей бизнеса.
«Бизнес-возможности – как автобусы. Всегда придет еще один», – говорит Ричард Брэнсон.
Харви Маккей в своей книге «Как плавать среди акул» пишет:
Когда патриарх японского бизнеса, глава самого крупного концерна, 88-летний президент фирмы Matsushita Electric обратился к нам, он говорил красноречиво и продуманно. Затем начались вопросы.
– Господин президент, есть ли у вашей компании долгосрочные цели?
– Да.
– О каких сроках идет речь?
– 250 лет.
– Что вам требуется для достижения этих целей?
– Терпение.»
Я в бизнесе следую пошаговой стратегии и не строю длительных планов. Больше чем на полгода в России планировать невозможно.
На более стабильных рынках пошаговая стратегия может стать рецептом успеха. Ее, к примеру, использует Майкл Блумберг: «Жизнь в моем понимании работает следующим образом: каждый день перед вами открывается множество маленьких и удивительных возможностей. Большинство, если и представляет какую-то ценность, продвигает вас лишь на часть пути. Чтобы преуспеть, вы должны сложить вместе множество маленьких пошаговых продвижений вместо того, чтобы рассчитывать однажды сорвать джек-пот. Вера в большую удачу – стратегия для большинства людей, вряд ли срабатывающая в практике.
Китайская мудрость гласит, что бывает неправильный путь, но нет безвыходных положений. Поэтому готовность сменить путь никогда не помешает.
Мне нравится притча про двух ковбоев, друзей детства. Спустя время один из них остался скотоводом, второй – стал банкиром. Первый занял у второго деньги, чтобы увеличить поголовье скота. Но случилась засуха, скот не вырос. Банкир видит, что остался час до срока отдачи долга, и вспоминает, что через полчаса мимо идет почтовый поезд с деньгами. Он мчится к насыпи, где поезд обычно притормаживает, потому что знает, что обнаружит там своего друга, обвешанного пистолетами. Так и выходит. Чтобы отдать долг, друг готов ограбить поезд.
Взаимоотношения с банками – важная и болезненная тема для бизнесменов.
Обращаясь в банк, ты должен быть полностью уверен, что выполнишь все условия.
банкиры и производственники – люди разных специальностей. Банкиры совсем не обязательно понимают то, что мы знаем и чувствуем. И сближение этих двух точек зрения возможно только при взаимном доверии.
Лучший залог для банка, по-моему, не оборудование, а обязательства торговых сетей перед нами. Крупные сети производят оплату за проданную продукцию с рассрочкой, например, в месяц. А за месяц «Ашан» разориться не способен. Для банка это наиболее ликвидный и понятный залог.
Американский миллиардер Пол Гетти искал нефть в районе Саудовской Аравии. Все деньги он потратил на поиски, влез в долги. Когда бурили последнюю скважину, он направил телеграмму, чтобы бурение остановили. Телеграмму не получили, в скважине оказалась нефть, и через несколько лет Гетти стал самым богатым американцем. После этого он вывел такую формулу успеха: «Вставай пораньше, работай допоздна и качай нефть». С одной стороны, ему повезло. С другой – победа приходит к тому, кто бьется. Везет тому, кто везет.
Томас Джефферсон сказал: «Я верю в удачу; чем больше я работаю, тем более удачливым становлюсь».