Блог им. TRADER_ZEN

1998 год- как это было?

Кто помнит в каком году в РФ обесценились и поменялись деньги?

Какие были последствия краха 1998 года?

Что тогда происходило с рублем? Как это отразилось на людях? Что было с экономикой?

Кто что помнит? Важен ваш реальный опыт.

Спасибо.

★7
217 комментариев
в инете полно информации
avatar
Добрый человек, там сомнительно очень. Реальных подробностей мало. Именно как простых людей затронуло…
avatar
TRADER_ZEN, примерно как 2008-2009-й (начало) только раз в десять сильнее.
avatar
Elstoun, ничего себе…
avatar
TRADER_ZEN, полгода вобще все стояло и не велось никакой деятельности. (город — областной центр) Только по весне 99-го что-то зашевелилось. Мы с братаном зимой реально поголодали месяц — жили на крупах и запасах консерв от родителей. Где-то в декабре консервы закончились а первую деньгу я заработал только в январе. Зарплаты не платили в коммерческих конторах за исключением блатных типа телекомов.
avatar
Elstoun, ужас конечно… но в принципе то можем и повторить.
avatar
Elstoun, мы наглухо стояли четыре месяца… как сейчас помню в какую то стратегию на компах играли… заказов в полиграфии просто не было… телефоны молчали… печально все было...((( 
avatar
TRADER_ZEN, на самом деле, я бы не согласился с Elstoun;
1998-1999-й, по своей природе, ну и по ощущениям, гораздо ближе и больше походит на 2014-2015-й год, чем на кризис 2008-09; только 1998-й раза в два-три сильнее, чем 2014-й; ну, по крайней мере, с точки зрения простого человека;
для инвесторов же и прочих бизнесменов-финансистов последствия были, конечно, более катастрофическими.
Но зато и возможности были уникальные.
Лёва Соловейчик, возможно. Мне трудно сравнить это…
avatar
TRADER_ZEN, мои родители в то время сильно попали, потому что имели валютный займ. Займы брали у коммерсантов. А комерсы как правило имели дело с валютой, ибо рубль гавно тогда. Да и сейчас тоже
avatar
kbrobot.ru, да сочуствую…
avatar
TRADER_ZEN, 

«Простых людей» затронуло «не очень» т.к. сколько стоит доллар интересовало 5-10% населения (остальным было «дожопы» сколько он стоит). В основном РФ кинула пол мира, особенно америкосов (похоже до сих пор простить не могут). В 91-94 (после упрощения визового режима) и либерализации цен (Павловская реформа) в Россию хлынул поток жуликов всех мастей. Прибыли «зашкаливали», советская промышленность и экономика еще катилась по инерции, Латвия и Эстония, не добывая ни килограмма цветного металла, были экспортёрами номер 1 в Европе по цветмету и т.д. и т.п. Горбачев-перестройка еще были на слуху. Глядя на жулье, зарабатывающее по 200-500% практически с любой сделки (хоть памперсы привози, хоть нефть сливай) в Россию начали подтягиваться (93-96 г.г.) «серые» фонды, большие корпорации (через прокладки). Ближе к 1998 (годом ранее ха-ха, сделали деноминацию рубля) в России скупали все подряд (уже серьезные фонды, корпорации, и т.п. Пепси, Форды, Боинги) любой российский завод/фабрика/аэропорт/речной флот выпускали акции и т.п. «ценные бумаги» и от души впаривали это иностранцам **(многие предприятия таким образом просто развалили, ну тут уж к Госдепу вопросы). Глядя на все это Правительство РФ – а давайте и мы напечатаем ГКО (бумаги же полно) и уже ГКО начали впаривать всем подряд. Объективности ради нужно признать, что ближе к августу 1988 нефть и газ сильно упали в цене плюс Чеченские события плюс «парад суверенитетов» (Татары, Башкиры и т.д. чуть ли не свои деньги собирались печатать) ну и поверх всего пик разрыва экономических связей со странами СНГ. Что-то похожее сейчас на Украине происходит.

И вот прекрасным утром понедельника выходит Кириенко Сергей Владиленович – извините парни нешмогла )) !

avatar
Wallstep, 
avatar
Добрый человек, Как это было у меня:
1.В августе 1998 года пригнал иномарку, нужно растаможить -$2000 =12000 руб. и вдруг $2000 =30000 руб.   На рынке растаможенная иномарка стоит 15000 руб. !
2.Продавал квартиру, есть покупатель за 30000 руб. ($5000  ) и вдруг 30000 руб.  стали равны =$1300 


Диванный аналитик-практик, 
ну что тут можно сказать? — лох, да и только:)
Лёва Соловейчик, ну что тут можно сказать? — лох, да и только:)
Спасибо за комплимент
Диванный аналитик-практик, 
2) не продал надеюсь?))
avatar
bazinga,2) не продал надеюсь?))
Продал конечно ))) и проел )))  В 2007 та квартира $20000 стоила.
В 1992-м произошла «либерализация цен» и деньги начали адски дешеветь. В 92-м инфляция была 2500%, в 93-м порядка 800%, если верно помню, потом начала убывать.

Деноминация денег (отрезали 3 нуля) — в 98-м. 
Дефолт в августе 98-го, доллар в одночасье скакнул к рублю в 3-3,5 раза.

Что происходило в деталях, описывать долго. Выглядело как бардак и конец света ;)
avatar
Geist, ничего себе. А чем это вызвано было? Целенаправленная политика гос-ва?
avatar
TRADER_ZEN, переходом от социализма с его регулируемыми ценами к капитализму со свободным ценообразованием. Так называемый дикий капитализм. Это в начале 90-х.

А дефолт 98-го отсутствием денег у государства, экономика была в полной жопе, а нефть стоила $12.
avatar
Geist, спасибо. 
avatar
Geist, а то я уже год хожу думаю что было да как… Опросы устраиваю знакомых…
avatar
TRADER_ZEN, они (тогдашнее правительство) могли попробовать сделать переход к капитализму плавным, но они выбрали вариант под названием «шоковая терапия». 

Китайцы оказались умней.
avatar
Geist, я читал в одной книге по экономике. Что *СССР*- это вообще был эксперимент США. ТАм так и пишется Советский эксперимент.  Посмотрели что получилось и решили сделать как у себя... 
avatar
TRADER_ZEN, Это не просто эксперимент был, они извлекали и материальную пользу из него. Например, в 1973 году СССР вытащил англосаксонский блок из дерьма, сломав антиизраильскую нефтяную блокаду, и впоследствие обеспечил энергобезопасность

Я уже молчу про времена  Сталина
avatar
sortarray sortarray, ну да польза. Ну просто так все организовали. Масштаб поражает. Как крыс в лаборатории.
avatar
TRADER_ZEN, нет, конспирология отдыхает. Просто никто не знал, что делать. Вот разыгралась бешеная инфляция в 91-93 годах. Что делать? Стали зажимать эмиссию, чтобы сбить инфляцию. Деньги, ясен перец, исчезли. Особенно безнал.
Все дружно перешли в расчетах на суррогаты: векселя, налоговые долги (отдельно федеральные, отдельно местные). Зачеты лично производил. Где-то до сих пор векселя энергетиков валяются, которые то брали за электричество, то не брали.
С бандитами вот можно было векселями расплатиться, такие приколы тоже были повсеместно.
Много разного было.
avatar
bocha, а после этого, через сколько все нормальзовалось примерно, более менее?

avatar
TRADER_ZEN, после дефолта потихоньку нормализовалось, через год-два.  
avatar
bocha, спасибо.
avatar
bocha, а залоговые аукционы тоже «по ошибке» были проведены, не подрассчитали, наверное?:)
avatar
sortarray sortarray, залоговые? Нет, эти не по ошибке. Но прежде, чем выйти на красивый залоговый финиш, парни друг друга сильно проредили в численном составе )))
avatar
bocha, редели в основном рангом пониже, а те кто крупняк делил сильно не пострадали, просто некоторые в опалу попали, которые против вовы поперли. Осели потом за бугром, на британских островах и тп
avatar
bocha, деньги, кстати, от прекращения эмиссии не исчезают, просто новые не печатаются, и инфляция останавливается. А там столько их было наштампованно, что можно было в туалет с ними ходить, коробок спичек сотню стоил, потом деноминация была
avatar
sortarray sortarray, учебник хотите напечатать? Вперед!
Здесь спрашивали свидетельства очевидцев, я рассказал, что помню я.
Экономике как-нибудь и без вас поучусь.
avatar
bocha, Это не свидетельства очевидцев а ваша интерпретация. То что Вы написали, этого быть не может

«Стали зажимать эмиссию, чтобы сбить инфляцию. Деньги, ясен перец, исчезли. Особенно безнал.»

Деньги от прекращения эмиссии не исчезают, чтобы они исчезли надо их хотя бы изъять из оборота каким то образом.
Зря Вы обижаетесь, это просто дискуссия, каждый высказывает свое мнение
avatar
sortarray sortarray, оке. Память ненадежна, согласен. Я тогда, как и большинство, плыл по течению и с интересом следил за дискуссией: так совку конец-конец, или передышка и все вернется. 
Ну и крутился, как мог.
avatar
TRADER_ZEN, нефть по 12 — раз, обвал пирамиды ГКО (облигации гос займа) — два. Государство увидело, что по обязательствам платить нечем, и радостно объявило о дефолте.
avatar
Alemann, получается виновных нет.Никто не был наказан.Ведь государство же виновато…
avatar
TRADER_ZEN, ну почему же? — виновный тогда был вполне официально поставлен и назначен-) 
сейчас работает первым зампредом администрации президента:-)


-)
Лёва Соловейчик, то есть, один человек всего якобы?
avatar
TRADER_ZEN, формально да — один человек,
ельцинский «киндер-сюрприз», Сергей Владиленович:))
и в тот момент все шишки посыпались именно на него;
Ну а реально-то конечно, не он один-)
Скажем так — создали эту ситуацию другие, повыше рангом, а Кириенко поставили, чтобы он грубо разрубил затянувшийся узел, после чего его сделать крайним; Но поскольку он это прекрасно понимал и согласился, то выводить его из числа соучастников тоже не стоит-)
TRADER_ZEN, тупостью. Тупость — это главный двигатель нашей страны.... 
Долговременный тренд не ломается… пока....

ПС Под «тупостью» я имел в виду «малограмотность»…

ПСпс. И про жадность забыл.
avatar
Витька Мураш, совершенно правы-это движущия сила…
avatar
Geist, или бумм был до этого. Да и гос-ву на  всегда выгодна инфляция, так как резервы пополняются?
avatar
Я помню удивительную вещь начала 90-х, когда ставка ЦБ была в разы ниже инфляции — совершенно аномальная для рынка вещь, означающая, что банкиры работая себе в убыток раздавали деньги. Об этом почему то мало говорят сейчас, в отличие от приватизации и залоговых аукционов, но эта афера отличается от прочих тем, что в нее были вовлечены средние слои населения, многих просто информировали, что надо брать
Это ситуация, когда в разграблении участвовал «простой народ»
А притом, были даже беспроцентные ссуды на пике инфляции
avatar
sortarray sortarray, потом как их возвращали интересно?
avatar
TRADER_ZEN, нормально. Возвращали в реальной стоимости меньше чем брали
avatar
sortarray sortarray, понятно.Спасибо.
avatar
sortarray sortarray, +++, было такое, сам брал ссуду на три года, вернул через 7 месяцев в разы меньше в реальной стоимости денег, ( в бумажном эквиваленте ту же сумму).
avatar
sortarray sortarray, и как люди товар покупали? Был ли какой сбой в обмене товаров? 
avatar
TRADER_ZEN, в 90-е сбоев не было вроде особо, я уже не помню толком, я еще маленький был. Были сбои с выдачами зарплат, по полгода люди ждали.
Сбои кажется были раньше, во время перестройки, были очереди, дефицит, в 90-е уже нет. Товар был, но денег не было
avatar
sortarray sortarray, Были сбои с выдачами зарплат, по полгода люди ждали.****у меня отцу год не давали. Я только щас осознаю. Благо детство в деревне провел… Да уж…
avatar
TRADER_ZEN, А я только сейчас осознал. с чем были непосредственно связаны эти задержки. Задерживать было тупо выгодно, потому что деньги завтра стоили на порядок меньше чем деньги сегодня
avatar
TRADER_ZEN, положим, задолженности по зарплатам никак не связаны с 1998-м. Это началось с начала 90-х и сейчас в РФ эту проблему победили пока не на 100%. Хотя даже уголовную ответственность вроде ввели.

А в 98-м было всё просто. Ощущение, что тебя по-крупному обчистили в подворотне. Проходило у каждого по-своему, у кого какие нервы — некоторые и не выдерживали, было много инфарктов и инсультов.
avatar
в августе 98 обьявили дефолт по внешним и внутренним долгам, бакс скакнул с 6 до 13 и торги остановили на несколько дней, акции падали отвесно, тоже вроде торги останавливали, тогда акциями не торговал еще, а торги по валюте открыли, бакс ушел на 17, потом 20,24 потом вроде стабилизировалось на время, примакова избрали, цены скакнули на рынках, а в универсамах стояли еще старые, все жигули расхватали за неделю… помню все валютой барыжили, но потом все устаканилось и производство как поперло)
Игорь Егоров, хм, интересно.Спасибо.
avatar
fot1985, спасибо, гляну…
avatar
TRADER_ZEN, За сорок минут вся картина  дефолта в деталях.
avatar
TRADER_ZEN, вот портянки от fot1985 не советовал бы смотреть; это путинский идеолог — подает все исключительно под соусом адского заговора запада и последующего пришествия Спасителя — Большого Пу-)
Лёва Соловейчик, кстати,  были мысли такие. Но думал посмотреть.  А об идеологе мне в голову не пришло. Спасибо.Верно, все с какой-то целью показывают…
avatar
TRADER_ZEN, ну какие-то факты вполне реальные и дельные там могут быть изложены; но общая нить всего повествования, подозреваю, будет примерно такая — смотрите какой коварный и адский ужас-ужас-ужас устроили нам «западные партнеры» в «лихих 90-х», пока не пришел наш Спаситель Большой Пу и не «навел порядок»-)
Лёва Соловейчик, да, логично. Прям Кара-Мурза манипуляция, похоже…
avatar
 суть, что в 98 кто то все потерял, а кто то сделал состояние, но большинство нифига не имело и просто созерцали всё широко открытыми ртами
Игорь Егоров, то есть как в свободной рыночной экономике механизм распределения прибылей и убытков. Понятно.
avatar
Игорь Егоров, В то время у кого было 2000$, считался состоятельным человеком. Но я видел тогда людей, кто более 20000$ в обменниках светил, но такие люди по одиночке не ходили.)))
avatar
Что тогда происходило с рублем? Как это отразилось на людях? Что было с экономикой?

Полная Ж с экономикой. Рубль за считанные дни обвалился с 6 р. за доллар США до 35. Инфляция составляла по многим товарам 10% в день. Животрепещущий лозунг того времени: «Покупайте сегодня — завтра будет дороже»! За рубли продавались только продукты и какая-нибудь мелочь. Все цены в магазинах стояли в у.е. — привязанные к актуальному курсу доллара. Квартиры, автомобили, и прочие заметные покупки — только за вечнозеленые.
Люди? За исключением некоторого числа населения, сумевшего прокрутиться — в большинстве своем состоявшем из барыг и бандитов (не оценочные категории, сам из таких), большинство населения быстро стали нищими. Еще подробностей?
avatar
Alemann, пример, а как насчет акций. Если владели акциями в рублях. А потом как. Что стало с активами вашими? 
avatar
TRADER_ZEN, помню что ртс потерял от хаев где то 95% а мои вложения в пифы потеряли 98%
avatar
сбербанк покупал в 1999 по 500 руб. если на нынешние деньги перевести то по 50 копеек(его сплитовали уже забыл в каком году)
avatar
Добрый человек, (его сплитовали уже забыл в каком году) ---это 2000 х наверно уже?
avatar
Добрый человек, да уж. Жестко… Даже представить трудно… В течении какого времени примерно?
avatar
TRADER_ZEN, ровно за год. с осени 97 по осень 98
avatar
Добрый человек, вы держали бумаги? потом отрос?
avatar
TRADER_ZEN, я посла этих профи нах и самом потом занялся спекуляциями.сначало не совсем успешно а потом так что живу давно только на доходы с биржи
avatar
TRADER_ZEN, про акции тогда не думал. Покупай баксы! — вот и вся биржа.
avatar
Alemann, да.Главное прибыль!
avatar
Alemann, не был тогда доллар по 35. Максимум — 24, и то, лишь на пике, в моменте — падая затем то до 8, то до 12 руб, но тоже лишь в моменте, стабилизировался же в конце-концов в районе 18-20 руб. к концу 1998-го. Потом уже плавно пошел вверх — 20-25 руб. в первой половине 99-го, 25-30 руб. к концу 99-го и 30-32 к концу 2002-го.
Alemann, Не было такого за считанные дни.))) В сентябре ещё можно было купить по 9 с копейками. Начало октября уже за 26 примерно... 

Сколько сказочников.)))
avatar
-=КОТ=-, вы что-то путаете. В конце августа уже шел по 17.
avatar
Alemann, Да не было в конце августа по 17-ть. 17-го августа скакнул бакс за 7-мь, почти восемь потом медленно но верно полз вверх
avatar
-=КОТ=-, я и говорю: после середины августа — за 7, к концу него — 17, сентябрь — октябрь 20+, ближе к зиме — за 30+.
Хотя конечно, стариковская память не надежна, и сам могу чего нибудь привирать, но общий ход именно таков.
avatar
-=КОТ=-, Действительно, столько сказочников.

Не было в октябре по 26, к декабрю 20 было.
bankiros.ru/currency/cbrf/usd/date/1998
avatar
-=КОТ=-, в начале сентября зашкаливал за 20, ближе к концу сентября откатил примерно до 10, после этого пошел постоянно в рост и к началу декабря снова стоил 20+. 

Дальше не помню точно, уехал на полгода из страны.
avatar
Geist, Неа. С 6 по 9 сентября примерно я лично покупал по 9-ть с копейками к концу сентября началу октября забросили под 20-ть, а потом откатили на 7-мь, ещё тогда Доренко прикалывался по первому каналу что скоро бакс так забесплатно будут раздавать.))) Все это я помню как вчера.
avatar
-=КОТ=-, я не помню точно, когда он откатил к 10, но до 20 он прыгал между дефолтом (17.08) и началом сентября, это 100%.
avatar
-=КОТ=-, глянул сейчас график быстро, пишут, что 08.09 был пик чуть выше 20.
avatar
-=КОТ=-, 
С 6 по 9 сентября примерно я лично покупал по 9-ть с копейками

Либо ты путаешь даты, либо график.


У меня в памяти больше похоже на график, сначала адская ракета, потом вниз, а потом уже медленно но верно снова к 20.

По графику выходит, что ты покупал скорей 16-го, а не 6-го.
avatar
Geist, Гафик корявенькй… нет я покупал 6-9 сентября по 9-ть с копейками, под 20-ть я тогда его сдал в руки возле банка, а вот на падении не все смог откупить ибо был мусарской шмон, в тот день когда был самый минимум… Тогдашние валютные спекуляции, это не как сейчас все легко и просто, тогда был исключительно только нал. В сентябре я первый раз увидел в живую доллар.)))
avatar
-=КОТ=-, 
под 20-ть я тогда его сдал в руки возле банка, а вот на падении не все смог откупить ибо был мусарской шмон, в тот день когда был самый минимум…

Читаю, вспоминаю, и даже не знаю, плакать тут или смеяться ;))
Вот времена, конечно были.. 
avatar
Geist, да это просто ужас… что им ну нужно было? какой шмон?
avatar
TRADER_ZEN, Незаконные валютные операции. Какая была статья я не знал, так как интернета тогда не было и вся информация была в книжках и за деньги.
avatar
-=КОТ=-, понятно.
avatar
Geist, Да, тогда при мне двоих  возле банка приняли… поэтому я не решился в тот день совершать валютные операции, а в банке по 7 рублей долларов не было.))) А когда до 20-ти бакс доходил то не было рублей.))) Вот такие были времена. Я  был после школы, мне было это весело и понятно. Не весело было тем, кто тогда попал в возрасте.
avatar
-=КОТ=-, да.Прям не верится в такие события…
avatar
 акции тогда не торговались как щас, инета же не было, надо было торговать через факс
Игорь Егоров, все было но  частники в онлайн трейдинг стали заходить в конце 99-начале 2000
avatar
Добрый человек, в 99 заявки еще по телефону делали-звонили в москву и пока то да се цена могла на 1-2 % уйти
avatar
Добрый человек, в питере не было, мож в москве, я торговал либо через факс, либо ножками привозил поручение в банк с утреца и так до 2003 вроде
Игорь Егоров, да, точно. Я и забыл. 
avatar
 самая любимая бумага была рао еэс и газпром
Игорь Егоров, райка была как фьюч ртс сейчас.люди зарабатывали на других бумагах и лили на ней потому  как она была именно как фьюч на всю нашу страну а не корпоративная бумажка
avatar
Игорь Егоров, газпром тогда был уже?
avatar
TRADER_ZEN, был. Но в полусвободной продаже. И только за валюту, при этом иностранцам он был запрещен к покупке. Стратегический актив, епт!
avatar
bocha, да интересно… всегда ограничения…
avatar
bocha, я тогда купил 60.000 акций Газпрома по 2 руб. с копейками.
avatar
 газпром вроде 5-6 рублей стоял, на низах по 3 был
Игорь Егоров, да. Вот время возможностей было…
avatar
TRADER_ZEN, кризис это всегда возможнояти.даст бог  и опять увидим потрясения. дураки опять встретят его в активах а умные в кеше и начнут тариться не в начале его а уже реально в районе дна. правда чую восстанавливаться также быстро  как в  98 или 2008 не будем. зато будет волатильность-хлеб для спекулей
avatar
Добрый человек, да правильно. Но нужно готовиться и ждать…
avatar
TRADER_ZEN, по мне, так уже первые звоночки слышны…
avatar
TRADER_ZEN, чего-то еще более сильного и тяжелого?
Индекс оптимизма, легкого, пока что… Но я могу и ошибаться…
avatar
Добрый человек, Не будет такого «кризиса» как в 90-е. Это был не столько кризис, сколько сплошная афера на уровне государства и перераздел имущества.
Те кризисы которые сейчас мы наблюдаем сводятся к пирамидам и дефолтам, когда какие то активы накачиваются, обрастают производными, а после падения идет лавина дефолтов. Тот «кризис» был гораздо сложней, мошенники пилили госактивы а кто помельче раздевали народ. Заодно и иностранцев поимели пирамидой ГКО:)
avatar
sortarray sortarray, будет совсем другой кризис из за всемирного экономического а так как мы полностью от нефтедоллара зависим нам достанется по полной но не больше чем в 90-ые
avatar
TRADER_ZEN, через 10 лет (2008-9) снова была масса возможностей на фонде.
avatar
Geist, это точно.
avatar
 да уж, на акциях тогда можно было больше поднять чем на валюте, это точно
Игорь Егоров, повезло тому кто в валюту по 5 за зеленый ушел в начале лета а потом скинул выше 20 и потом уже бумажек накупил за бесценок
avatar
Добрый человек, 5 не было. 6 с копейками рублей в течении двух лет бакс держали до дефолта.
По 5000 рублей можно было купить примерно в 1994- 1995 году
avatar
-=КОТ=-, да да. перепутал с 1995 когда валютный коридор ввели. я тогда сразу баксы все слил и пошел бизнесом заниматься
avatar
Игорь Егоров, тогда об акциях мало кто знал… интернет был в диковинку, а торгующие на бирже для большинства были просто инопланетянами…
avatar
Деноменация была в 1997 году, отрезали лишних три нуля. В первой половине 1998 года с телевизора (первый и второй канал) многие политики в открытую говорили, что нас ждет дефолт, казна пуста и МВФ нам не поможет. Курс бакса держали с 1996 года по 6 рублей с копейками. 17 августа в понедельник Кириенко объявил дефолт. 18 августа у меня день рождения немного выпил шампанского.))) В сентябре купил бакс по 9 рублей. Это если коротко.)))
avatar
Есть тезис, что печать ничем не обеспеченных денег, вызывает рост цен. Вопрос откуда продавцы узнают какими деньгами с ними расплачиваются, обеспеченными или нет? Ответ — ниоткуда, следовательно любые деньги вызывают рост цен. Как показывает практика в нашей стране и отсутствие денег тоже вызывает рост цен. Следовательно (для нашей страны) дело не в деньгах, а в чем-то ином. Говоря умным языком — инфляция в нашей стране носит немонетарный характер.
avatar
Бандитов было невероятно много. Причем «братки» фланировали повсеместно, гордо и не скрываясь. Визитная карточка — спортивные костюмы «Адидас». И вели себя, как нынче детишки олигархов. Хозяева жизни.
Молодежь, случись глянуть фильмы типа «Бригада», думают о некотором преувеличении.
Ошибаются.
avatar
Кто сидел в баксах оказался в шоколаде. У нас в институте многие девахи переоделись в норковые шубы. Но это те, кто хранил валюту в стеклянной банке. В обычном коммерческом банке можно было потерять и её. Некоторые из них отбросили копыта вместе с валютными депозитами физиков. Эти потери  компенсировали в рублях не по текущему курсу, а тому, который был установлен ЦБ до даты дефолта. Так что на руки люди получили обесцененные рубли (так как после дефолта цены в магазинах выросли, особенно на импорт). Мотайте на ус, посоны.
avatar
ger_man, Было дело.))) Банк империал, Инком банк ( это те банки которые были в топе тогда среди коммерческих). пирамиды вроде МММ отбросили коньки примерно 1994- 1996 годы. Но примерно 1996 год госпирамида ГКО набирала обороты под большие проценты…
avatar
ger_man, спасибо! отличный пример!
avatar
ger_man, думаю, история вполне может повториться.… в смысле что доллары отдадут по старому курсу. так что держать деньги в банках что в рублях, что в долларах одинаково. 
avatar
atlantic, вывод: держать доллары наличкой…
avatar
В 1995 году МММ летом минимум 5-ть планок сделала перед своей кончиной. А самое главное программа новостей в 21-00 по первому каналу целую неделю начинала свой выпуск с котировок акций мавроди.)))
avatar
-=КОТ=-, круто.Я видел Мавроди страну с новым годом поздравлял.Вот тогда были дела то…
avatar
TRADER_ZEN, Это уже отдельные истории, в 90-х такого не видел, только уже по историческим хроникам.))
avatar
-=КОТ=-, да, помню котировки МММ по первому каналу ;))

Еще помню бесплатное метро, которое оплачивал Мавроди и его рекламные плакаты на стенах там же. 3 бабочки нарисовано и написано: Из тени в свет перелетая… МММ.
avatar
Geist, Я не из Москвы, но по историческим хроникам да было такое.)) Единственное помню очень хорошо 17-е августа, сижу на заборе, мотаю изоленту на проводке на предприятии и тут мимо проходящие люди громко между собой говорят «дефолт»… Ну а я пипец думаю что же дальше делать.))) 
avatar
-=КОТ=-, а я занимался бизнесом, но у меня между концом 96 и дефолтом был сильный спад из-за разных разборок и я почти все потерял, так что дефолт мне в общем-то был пофиг.

А вот знакомый один получил в июле или июне большой кредит в рублях в банке и перевел всё в баксы, а когда бакс скакнул втрое, сильно радовался, скинул треть в рубли и принес типа, вот я возвращаю ваш кредит. Наивный был, думал они такое схавают, ага.  
avatar
Geist, Не схавали? Договор наверное не читал? Знаю что тогда некоторым прокатило… Но это так же как на бирже конечно, повезло не многим. В основном большинство прогорели… в том числе и Галицкий (основатель магнита) тоже тогда сильно подвстрял.
avatar
-=КОТ=-, не, в договоре ничего про курсы не было, всё банальней.

Банк крышевался братками, они соответственно прислали зондеркоманду, которая ему разъяснила, что их такой расклад не устраивает. И что если он будет рогом упираться по этому вопросу, то будет хуже.
avatar
Geist, как молоды мы были)
avatar
Geist, жалко что ушёл этой весной, умел чертяга общество будоражить.)
avatar
иван иванов, Мавроди в каком-то специфическом смысле был гений, угу. Не знаю даже, как ему то всё удавалось.
avatar
Ну все всё описали уже, не советую автору пережить подобные времена, благодари судьбу что маленький был и родители уберегли.)
avatar
иван иванов, это точно.Но все может быть…
avatar
иван иванов, Да как сказать… хорошие были времена, времена больших возможностей… А теперь? Если есть минимум 100 лямов купи газпром и сиди там на вечно… может быть когда то вырастет… либо паши на дядю.
avatar
-=КОТ=-, да кто спорит, мои 90-е это 20-30 летний период моей жизни, с другими людьми что делать?)
avatar
иван иванов, У вас был самый пик. Другие… большинство тормозило и продолжало работать на госпредприятиях, это сейчас тут малина, а тогда очень долго задерживали зарплаты… Так в кратце. Надеюсь вы не упустили момент наживы?)
avatar
-=КОТ=-, не упустил, но и хвастаться особо нечем.)
avatar
Помню, почти накопил на компьютер (в рублях).
Начал копить заново.
avatar
Jame Bonds, На компьютер всяко надо было копить в долларах.))) А цены тогда были под 1000$ за пентиум первый.))) Плюс монитор самый паршивенький 14 дюймов пухлый  кинескопный под 500$.)))
avatar
Тяжело в те дни было космонавтам которые находились на МКС в годовом полёте. Хотя может им не сообщили о происходящем в СССР
avatar
ельцин страну под откос пустил со своим гко-ммм
avatar
autotrade.ru, мы бы все с удовольствием бы посмотрели, как бы вы платили пенсии и зарплаты при цене нефти за $9-18
avatar
Дэн Чакрин, с удовольствем бы порулил страной да  вот только не дают суки
причем тут нефть есть страны где нормально живут люди  и  без нефти
я бы на оборот за разбазаревание ресурсов садил бы куда следует
avatar
autotrade.ru, все правильно.Поддерживаю.
avatar
autotrade.ru, полно богатых стран без нефти. Только вот нам досталась страна, в которой экономика с конца 1970-х строилась вокруг нефтегаза.
avatar
Дэн Чакрин, какая разница что досталось, надо перестраивать так как надо а не кормить людей обещаниями
avatar
autotrade.ru, одна из самых сильных ошибок Ельцина была в том, что он не справился с коррупцией и бандитизмом в стране. А еще налоговая система была ненормальная (но люди находили выход). 
avatar
atlantic, он справился, возглавив и то, и другое
Именно при Ельцине главари ОПГ стали пролезать в мэры, губернаторы и госдуму, а все госдолжности продавались по прейскуранту (впрочем, это еще со времен позднего СССР)
avatar
Дэн Чакрин, ага, и теперь, на сколько я знаю, с организованной преступностью никто не борется. Видимо, потому что она победила.
Ликвидация службы.
В 2001 году руководитель МВД РФ Борис Грызлов принимает решение об очередной реорганизации данной службы. РУБОПы прекращают своё существование. На базе некоторых из них создаются Оперативно-Розыскные Бюро при Главных управлениях по федеральным округам. Подразделения в регионах и в округах г. Москвы вернулись в местное подчинение и стали частью криминальной милиции. Орган стал именоваться как УБОП СКМ ГУВД (того или иного региона). В 2008 г. Президент РФ Медведев принимает решение о ликвидации службы по борьбе с организованной преступностью и создании на их базе подразделений по борьбе с экстремизмом и государственной защите. В 2015 г. министр МВД России Колокольцев принимает решения о ликвидации Главных управлений МВД по федеральным округам (кроме Северо-Кавказского), а также ОРБ, созданных на базе РУБОПов.
avatar
ger_man, вся организованная преступность давно уже на окормлении генералов ФСБ и МВД.
«Главное в результате следственных действий не выйти на самих себя!»
avatar
Я тогда не торговал, но помню что в школе, за неделю до обвала рубля, даже дети обсуждали что надо покупать доллары.
А еще помню, за пару дней до старта, выступление Ельцина, где он точно обещал что дефолта не будет ))).
avatar
atlantic, Вот и я говорю 1998 год был настолько суров, что все дети учились в школах все лето без каникул и выходных.))
avatar
-=КОТ=-,  ага, а я хз почему мы в школе были… тока помню класс и училку по истории (наш классный руководитель) и это была главная тема )) не помню че мы там собрались. но было
avatar
atlantic, я видео даже видел это в ютубе.
youtu.be/GkkcRvhEv64
avatar
Товарищ предлагал купить у него двухгодовалую шестерку жигули за 300 баксов
avatar
Андрей Козырев, Это не правда! В 2003 году продавали больше года девятку за 70000 рублей, тогда был курс бакса примерно 26 рублей, может чуть больше, а это примерно 2500 долларов. и это считалось дешего. Двугодовалая шестерка в те времена была бы дороже 3000 долларов.)))
avatar
-=КОТ=-, не ровняй 1998-й и 2003-й. Людям жрать не чего было и продавали все за бесценок, лишь бы кто то купил
avatar
Туземец, была конкуренция, а решили сделать монополию.
avatar
а я помню поздно вечером периодически слышалась стрельба, говорят, не так далеко от нашего дома было популярное место для разборок.

а еще пустые полки в магазинах, на которых только макароны стояли. и на обед только картошка, а на ужин только яблоки. но это все до 98 было, в 98 уже все более менее нормально стало.
Шен Ци (S как доллар), интересно, такое же может повторится? Теоретически же и хуже может быть…
avatar
TRADER_ZEN, это было бы слишком просто) будет что-то другое)
TRADER_ZEN, Повторится если нефть упадет до 10$ и там пробудет лет 5-ть примерно
avatar
-=КОТ=-, да, возможно. Нужно разные варианты просчитывать.
avatar
Шен Ци (S как доллар), Пустые полки это конец 80-х начало 90-х.
avatar
-=КОТ=-, наверное, мне почему-то очень запомнилось, да еще очереди за хлебом. все знали, когда в магазин машина с хлебом приезжает.
Шен Ци (S как доллар), Вот так же в 1998 году были очереди за долларом после 17 августа… занимали с ночи  ибо то что привозили в банк расходилось за несколько минут ( спрос удовлетворялся по минимуму) такие были времена... 

пысы: это не в москве. в москве было наверное попроще…
avatar
-=КОТ=-, Дефицит хлеба — это моногорода. Я вообще не представляю, как там люди выжили. В миллионниках полегче было. В том смысле, что хотя бы хлеб был постоянно. 
avatar
Шен Ци (S как доллар), между пустыми полками и 98-м примерно лет 9-10.
avatar
уже с 2001 примерно начался ощутимый рост благосостояния, кмк.
я как раз тогда обзавёлся квартирой. хватило правда только на подмосковье, однушку в посёлке. 
зарплата в 400$ в 2000г я считал относительно неплохой. 
а в 1999 я вообще работал фактически за 200$ в месяц.

по-моему 100$ мне вполне хватало на все мои нехитрые нужды, тогда. 

так случилось что 1998 почти совпал с началом моей самостоятельной жизни и началом работы. поэтому и я рос и рубль рос. и зп в долларах и потребности в них.

сбережений тогда не было ни у кого особо, насколько я могу представить. подавляющее большинство населения всё потеряло на сгоревших вкладах и ваучерах.  так что долларом больше, долларом меньше — всем было начхать. но непосредственно при девальвации все пытались отовариться на последние.

сейчас уже ожидать подобного бессмысленно.
avatar
ПBМ, **подавляющее большинство населения всё потеряло на сгоревших вкладах и ваучерах.**--это сбербанк за эту историю нет нет упрекают?
avatar
TRADER_ZEN, ты как вчера родился честное слово..
у нас всех нет нет да и упрекают за что нибудь. и не только у нас.
просто например, когда настроение так себе. или жизнь не удалась. чего бы не упрекнуть. 

тот сбербанк и этот — это совершенно разные организации, по сути своей. и как-то упрекать этот за то что делал тот — страаанно.

тем более что дело было не в сбербанке. а в ельцине и горбачёве.
www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/238749-gosudarstvo-v-dolgu-kak-unichtozhili-sberezheniya-grazhdan-v-sb
avatar
ПBМ, да разумно…
avatar

Вопрос: Кто помнит в каком году в РФ обесценились и поменялись деньги?
Ответ: Менял деньги Павлов (был такой министр финансов СССР), потом, кажется, в ГКЧП сидел. Обесценивались постоянно и это происходило задолго до 1998 года. Например, в 1994 году ставки по депозитам в 150% никого не удивляли. А перед перевыборами Ельцина в 1996 году доходность по ГКО (6-ти месячным) было около 200% процентов. 

Вопрос: Какие были последствия краха 1998 года?
Ответ: Как всегда, бедные стали беднее, а богатые — богаче. А так, российские товары благодаря девальвации рубля стали конкурентноспособными и экономика РФ росла аж до 2008 года. Дефолт по госбумагам все проглотили, правительство предложила новацию (что-то типа 5 копеек за 1 рубль обязательств) (извиняюсь, цифры не точные, но так мне кажется). Потом многие ходили довольными.

Вопрос: Что тогда происходило с рублем? Как это отразилось на людях? Что было с экономикой?
Ответ: Если вы про 1998 год, то я практически обо всем сказал. Рубль упал с 6 рублей за доллар до 24 рублей за доллар (опять это все по памяти, точные цифры ищите на сайтах типа ЦБ РФ).

Вопрос: Кто что помнит? Важен ваш реальный опыт.
Ответ: В 1998 году западные инвесторы говорили, что лучше будут есть радиоактивные отходы, чем будут покупать российские ценные бумаги. Не удержались, потом «кушали» российские ЦБ за милую душу. У инвесторов — короткая память.

Павел Крапчитов, спасибо, за подробный ответ. Коротко и по делу… То что нужно.
avatar
Павел Крапчитов, павловская реформа это начало 90-х, та и погорели все вклады людей в сбербанке и облигации. 1992 год это отпуск цен в свободное, рыночное плавание. 1993 год ваучеры (их нужно было определить за год, вложить). 1994 год бакс выше 3000 рублей и растет уже не так быстро 1995 год крах МММ, 1996 год «голосуй сердцем» за ЕБНо конечно, 1997 год залоговые аукционы… да там много чего было…
avatar
у меня было несколько ларьков в центре города Пензы, я тогда мотался на окраину города и покупал там блоками сигареты, а в ларьках в центре они улетали за минуты, забирал выручку и снова  в пригород, в день делал по 40-50 концов, таким образом сохранил практически все деньги. А потом по осени пришлось закрыть все ларьки так как пиво в зиму и так не шло, а сникерсы марсы жвачка стали НЕУКУПИШЬ. С ларьками было  очень неплохо когда в них водку разрешали продавать: находилось море поставщиков паленой водки особенно с кавказа там особо шли чекарики по 0,25 ящиками, но это было  году так в 1996-1997. Зиму и весну 1999 реально  доедали последнюю заначку марса сникерса дело дошло до того что распродал даже ящики с посудой и краны с бочками для разливного пива — а потом друг, однокашник хозяин нескольких заводов в городе взял на работу к себе автоматизировать бухгалтерию — писать программы и с тех пор так и пишу, правда уже в Москве. Тут все скромно 250 000 р  на руки или чуть больше, но уже  на них не надо ни налоги платить ни держать отчет ни перед кем — проблема выросла другая: што на них делать и как не растранжирить, а приумножить капитал, когда был  бизнес — такой проблемы «ЧТО ДЕЛАТЬ С ЛИШНИМИ ДЕНЬГАМИ» не было ваще!
avatar
Magistr, хорошо. Получается в основном, остались при своих.
avatar
TRADER_ZEN, я так понял, что магистр описал 96-97 год…
avatar
Magistr, Согласен. На сигаретах и водке тогда делались состояния, квартиры можно было купить без ипотек и ещё очень жирно обмыть оставалось.))) Да я даже могу больше сказать, на простых батарейках люди тоже делали хорошие деньги.)))
avatar
Magistr, ))))) как все знакомо...)))) дикая молодость...)))
avatar
 тогда попали практически все… куча бизнесов разорилась… многие потеряли деньги в банках, а те кто не потерял вклад в банке изрядно нервничали( Альфа Банку пламенный привет, а с тех пор обхожу его стороной), Те счастливцы кто встретил тот август в наличной валюте реально выиграли в лотерею...)))) те люди, кто не мог позволить себе убитую шестерку, вдруг смогли купит себе новую восьмерку или девятку… кстати после 98 в Москве появились пробки… число машин увеличилось в разы… Знал людей которые скупали квартиры в новостройках подъездами, что бы через несколько лет сбросить… но все это счастливые исключения… 99% людей имело бледный и печальный вид... 
avatar
98 год. Москва. тогда был молодым холостым наемным специалистом ИТ в ком.банке с норм.з.п. и небольшими накоплениями (т.е. терять лично мне было особо нечего :) ). Когда бахнул август 98 - ни я сам, ни родители, ни друзья-коллеги никакого УЖАСА не испытывали — потому что в предыдущ. десять лет уже много чего прошли, тут была просто очередная небольшая паника и недоумение. Через неделю руководство сказало персоналу — случилась…, что дальше будет — пока непонятно, но есть запас прочности — поэтому НИКОГО не увольняем, но ЗП теперь НЕ БУДЕТ а в конце месяца выдаем сколько сможем.  В рез-те приходили на работу, сидели там с мин.нагрузкой, обедали дошираками, получали 100$ в мес (на еду, коммуналку и бензин хватало). Из клиентов банка — средний ком. ТОРГОВЫЙ бизнес навернулся 80% (вал.кредиты), кто играл в ГКО и прочие цен.бум.- аналогично. А кто занимался хоть каким-то пр-вом в рублевой зоне, или коммерсантил по-мелочи (торговал на рынке, челночил), или работал с кэшем - уже через два месяца пошла новая движуха.  Через полгода (потому что народ начал бухтеть — реально заскучал от безделья, ну и оголодал немножечко) начальство еще раз собрало и сказало — либо ждите еще неск.мес. — и мы оживем,  либо просыпайтесь и сами ищите работу — потому что она появилась. Я (и треть персонала) без проблем перешел в др.банк, а оставшийся народ через некоторое время всем составом стал филиалом др.банка.
ВОТ И ВСЕ.
Фактически, на бытовом уровне имхо 98 год конечно зацепил население на полгодика, и разорил НЕБОЛЬШУЮ финасово-активную группу коммерсов… а у остальных просто был огромнейший запас прочности. И прошел кризис БЫСТРО, как насморк.
 
А вот то, как сейчас — вот это… проблематичненько... хроническая болезнь с осложнениями. 
с 2014 г. вроде и кризиса официально нет, а просто рубят хвост частями новыми обременениями и света в конце туннеля не видно. Достаточно посмотреть (свой семейный) бюджет (доходы-расходы) даже поквартально — бяда…
avatar
AndMax, да хорошо описали. Спасибо. Это и хотел увидеть.
avatar
Одну скажу точно — надо обладать профессией — у меня друзья в то время занимались разработками ПО и электроники — я в 2002 попробовал себя в дельфи в Мскве и вернулся ни с чем и лишь в 2004 со второй попытки, но уже со знанием 1с  снова покорил Москву. А друган в 2002 уехал в дочку газпрома делать контроллер свой на газоперекачку — в итоге ему дали и работу и квартиру двушку и джип и все это за наработки в том 1998-2000 гг когда люди перестали гоняться за облачными бизнесами и окунулись в свою профессию, хоть и задарма…Причем другану повезло: его контроллер и сейчас в серии он его только дорабатывает, а сделал он его на базе 386 компа, потом за основу пентиум взял и вся разработка в одно рыло!!! Ни те институтов ни те КБ. Вот так — 150 000 контроллеров  было сделано к 2005 году.
avatar
Magistr, да, профессия это святое…
avatar
Magistr, сейчас это уже не так. В те года мы хоть как-то в параллельном режиме с Западом делали и внедряли у себя свои же хоть и мелкие прикладные разработки/технологии, обеспечивая рост и автоматизацию всяких бизнесов. А сейчас подавляющее большинство новаций - просто покупка у Запада готового решения (если они его нам продадут) и его установка у нас.
avatar
Да нормально, работы по договорам полно было — в деньги сморкались
Тогда был ужасный конец, а последние 10 лет у нас «ужас без конца».
avatar
VipPREMIER, +++++!
вспоминать вообще не хочется
avatar
Поехал за грибами, выхожу с электрички, а там у станции в магазине пирожки по рублю, а в городе уже в 4 раза дороже!
Всё скупил!
Неплохой был год, весёлый. Делал сделки по недвижке в Минске. Как ни странно, но кризис не ударил ни по размеру комиссии, ни по количеству сделок. Цены на недвижку стали падать только в 99-м.
avatar
За пару мес до дефолта 98 в газетах начали писать, что его (дефолта) не допустят, все будет хорошо. Папа мой газеты читал и сказал мне взять все накопления и обменять их на доллары. Я оббежал  все обменники в городе и скупил несколько тысяч. 
Потом уехал в областной центр поработать на стройке разнорабочим (было лето, у студентов каникулы). Когда получил ЗП уже в августе 98, было немного печально, что по ценам все уехало в три раза))
Голода не помню, все продукты были из деревни. А доллары через 3 года пригодились для покупки квартиры.   
avatar
Помню что жрать было нечего, мы ходили по грибы и отец устроился на вторую работу. Кстати в этом году тоже грибов много)))
avatar
Кстати когда я устроился на работу в 2005 году в госбанк платили в баксах. Так прямо в договоре было написано эквивалент и курс прописывали.
avatar
Гляньте док фильм дикие деньги, там во всех красках это показано
avatar
Помню одноклассники в миг перешли с Мальборо и LM на Приму, LD и в лучшем случае на Петр I.
avatar
Я занял на ремонт машины 7000 баксов. Только  через год продал полностью машину и погасил долг. Такой опыт(((.
avatar
Акции сбера по факту рухнули на 140 руб (0,14 руб с учетом дробления), газпром сходил на 0,6 руб к октябрю (МФБ), норникель (сейчас ГМНК) можно было купить за 2 руб бид или за 3 руб офер (октябрь), раоеэс преф, сургут преф 6-8 копеек (октябрь). ммвб фондовая вообще закрывалась на каникулы (2-3) недели, на слаболиквидных бумага биды отсутствовали вообще. Интернет трейдинг для физлиц еще не существовал, cделки заключались по телефону. Такое вот живое свидетельство секты имени Лукойла преф :))
avatar

теги блога Виктор Бавин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн