Блог им. Koleso

С 200-летием, Карл! Карл Маркс: взгляд историка из XXI века.

Карл Маркс: взгляд историка из XXI века. Конспект. Шубин А.В.
С 200-летием, Карл!  Карл Маркс: взгляд историка из XXI века.


С 200-летием, Карл!  Карл Маркс: взгляд историка из XXI века.

В XXI веке наследие и личность Маркса могут рассматриваться куда спокойнее, во всяком случае – без вмешательства личных эмоций.

Философ, меняющий мир

Он предложил один из вариантов комплексного объяснения исторического процесса, выстраивал цепочку от экономического «фундамента» эпохи к другим её элементам. «Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом».

Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Исследования нужны для построения программы изменения мира к лучшему.

Юный Маркс и его друг и интеллектуальный оруженосец Фридрих Энгельс пишут смело до абсурдности, заглядывая в такие дали, где наивность граничит с провидчеством.

«в коммунистическом обществе, каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, завтра – другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, — как моей душе угодно, — не делая меня, в силу этого, охотником, рыболовом, пастухом или критиком». Общество обеспечит…

разделение труда сохраняется, но оно не закреплено социально.

Идеал по «Немецкой идеологии» – это игра. Немножко того – надоело, немножко другого – наскучило – возьмемся за третье. «Коммунистическая революция выступает против прежнего характера деятельности, устраняет труд…»

В дальнейшем, центральной категорией исследования стала «прибавочная стоимость»

Маркс объявляет главной задачей ликвидацию частной собственности.

он нашёл социальный рычаг для свержения капитализма с помощью его «могильщика» пролетариата.

Маркс и Энгельс все же решили, что их модель абсолютного альтруизма и целостности общества должна иметь именно такое название – коммунизм, общность.

Маркс в своей философской последовательности отстаивал тотальную целостность общества и радикальные пути к ней.

Диалектика истории

В 1848 г. Европу охватила революция. Теперь философам предстояло менять мир. Маркс и Энгельс не могут более вязнуть в исследованиях. Требуются четкие формулировки, кредо. Они выпускают «Манифест коммунистической партии».

«Эпоха буржуазии упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря,– буржуазию и пролетариат». Это противоречие должно закончиться «революционным переустройством всего здания» в соответствии с проектом Маркса и Энгельса.

Революция через:

экспроприация земельной собственности,

высокий прогрессивный налог,

отмена права наследования ,

конфискация имущества эмигрантов и мятежников,

банковская монополия государства,

 расширение государственного сектора

и создание промышленных армий.

Критики марксизма, опираясь на программу «Манифеста», предсказывали возникновение нового общества угнетения, бюрократической диктатуры.

Участие коммунистов в революции 1848-1849 гг. было довольно скромным, хотя и позволило Марксу и Энгельсу приобрести полезный публицистический и политический опыт. Подводя итоги этого опыта, Маркс и Энгельс выдвинули идею непрерывной революции.

Маркс надеется, что пролетарии используют свою энергию отрицания капитализма для разрушения этого строя, что автоматически приведет к возникновения нового строя – коммунизма.

В 50-е – первой половине 60-х гг. Маркс хотя и комментирует текущую политику в публицистике, но смотрит на современность больше со стороны. Время коммунистов еще не пришло. Можно посвятить время теории.

Маркс пишет свою философско-экономическую книгу Капитал» – это модель  одной общественно-экономической формации.

в работах Маркса впервые появилось понятие формаций – социальных комплексов, сменяющих друг друга. До капитализма – феодализм. А до этого? Тут сложнее. Уж больно непохожи античные общества Греции и Рима и азиатские деспотии Месопотамии и Египта.

После распада СССР интерес к формационной теории уменьшился, и напрасно. Историкам полезно иметь систему координат, где цивилизационные «меридианы» дополняются стадиальными «параллелями». «Докапиталистической» формации соответствует традиционное аграрное общество, «капиталистической» в основном – индустриальное городское, а посткапиталистическая перспектива сегодня может обсуждаться в контексте постиндустриального общества.

Главная иллюзия марксизма — временный характер диктатуры, которая взялась управлять всем хозяйством страны. Марксисты при этом забывают опыт истории, который показывает – любая правящая элита защищает свои привилегии.

Секрет успеха школы Маркса

На момент кончины Маркса в 1883 г. он мог претендовать на лавры одного из теоретиков политэкономии, то есть своего рода философии экономики. сильная теория привлекала кадры социал-демократии.

После смерти Маркса его учение могло повторить судьбу идей Фурье и Сен-Симона. Но этого не случилось, и значение такого поворота судьбы для развития мировой социальной мысли очень велико.

Впервые со времен Лютера и Кальвина судьбы мира зависели не от королей, полководцев и изобретателей, а от идеологической школы численностью в несколько десятков человек.

В «Антидюринге», «Диалектике природы» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс достраивал здание там, где Маркс не продвинулся дальше стройплощадки. Энгельс сумел организовать  интернациональные силы. Именно им и предстояло сформировать ортодоксию марксизма и как интеллектуальной школы, и как политической идеологии. Вторая задача вскоре вышла на первый план, и марксизм пошел по пути упрощения Маркса.

Ни одна другая научная школа не имела такой связи с социальным движением, с общественной практикой. Ни одно социальное движение, социалистическое течение не имело в этот момент такой научной школы. Это стало главным козырем марксистов в борьбе за кадры.  Марксизм стал социалистическим течением, ядром которого была научная школа.

 Марксизм предложил инструментарий, который позволит проложить короткие, хотя и болезненные пути форсированной модернизации.

Маркс привил социальной политике режимов ХХ века ряд социалистических идей, которые должны были стать достоянием протестной, а не правящей среды.

Прививка марксизма помешала господству в умах нацистских и полу-нацистских идей, наиболее полно выражающих элитаризм индустриальной олигархии.

Индустриальные государства стали более устойчивыми, в гораздо большей степени пропитанными социалистическими ценностями.

Но в индустриальной модернизации и социальном государстве содержится важный рубеж применимости марксизма. Централизованная социальная машина, предложенная Марксом, оказалась адекватна задачам форсированной модернизации и социального государства, но не более высоким целям создания гуманистического общества, о котором абстрактно рассуждал молодой Маркс. К этим целям человечеству предстоит найти новые пути.

P.S. Подпишись — будь в курсе. Youtube goo.gl/5CTbRU и телеграм канал t.me/SmartEventMos
P.P.S. Получите легкий доступ к цифровой экономике с картой TalkBank Сrypto www.talkbank.io/crypto/ Код купона: SMARTEVENT Вместе с картой 500 бонусов

11 комментариев
Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом

Просто удивительно, как можно было написать такую чушь. Вассальные отношения имели военно-политическую, а не экономическую основу
 в коммунистическом обществе, каждый может совершенствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность делать сегодня одно, завтра – другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться критике, — как моей душе угодно, — не делая меня, в силу этого, охотником, рыболовом, пастухом или критиком

Это ложь. Нет этой возможности, поскольку возможен и неизбежен конфликт интересов планового хозяйства и хотелками «вольного» трудяги. Куда партия скажет, туда и пойдет
 
разделение труда сохраняется, но оно не закреплено социально.

Что значит «не закреплено социально»?
 Маркс и Энгельс выдвинули идею непрерывной революции.

Надо же, а все думают, что это Ленин и Троцкий сделали:)
 
в работах Маркса впервые появилось понятие формаций – социальных комплексов, сменяющих друг друга.

Не появлялись они там впервые. Это теория Сен-Симона. Возможно и до него были эти идеи. Маркс просто воспользовался чужим, выдав за свое, как обычно
 
После распада СССР интерес к формационной теории уменьшился, и напрасно. 

Ни хрена он не уменьшился. Это мейнстрим, в том числе и в либеральной науке. Кроме этого, наоборот, сейчас почти ничего нет
 в контексте постиндустриального общества.

Нет никакого постиндустриального общества. Это финт ушами, со стороны британского империализма
 а от идеологической школы численностью в несколько десятков человек.

Наив. Там была огромная пропагандистская машина. Без этого про маркса не узнали бы даже в квартале, где он жил
 
Ни одно социальное движение, социалистическое течение не имело в этот момент такой научной школы.

Какой «такой»? Вы в курсе его «метода»? Гегелевская диалектика, шарлатанство, скопированное из средневековой схоластики
Называть это наукой — это плевок в рожу науке и научному методу.
Посмотрел бы я на человека, который захотел бы прокатнуться на автомобиле, сконструированном по диалектическим принципам
 
Прививка марксизма помешала 

В Европе афера марксизма не прошла, только Россия вляпалась в это дерьмо. И расплатилась по полной, многими десятками миллионов жизней, голодом, разрухой и трагедиями человеческих судеб. Этот день надо отмечать как национальный траур
sortarray sortarray, эко вас бомбануло, уважаемый… если бы мне взбрело в голову с вами спорить, я начал бы с того, что причиной гибели многих миллионов, голода, разрухи и трагедий человеческих жизней стал вовсе не марксизм… но не рискну этого делать)))
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн