Все знают про риски. Но помогает это единицам, особенно крепким умом и особенно упертым в соблюдении правил. На смартлабе они есть.
Остальные, увы...
Как оно все происходит.
Свежий и отдохнувший трейдер, полный сил и энергии, возвращается к работе.
Открывает торговый терминал и начинает торговать. Очень консервативно, просчитывая каждую копейку и каждый цент. И торгует удачно.
Но. Но рынок почти не движется и становится скучно. Да и денег почти не капает.
И трейдер решает увеличить объемы. Увеличивает и снова торгует удачно. И деньги уже текут ручейком, а не капают по капельке. И будущее кажется безоблачным.
Но риски есть риски. И в череду удачных сделок
неизбежно вклинивается неудачная, которая вследствие завышенных рисков наносит ощутимый удар счету. Этой сделки просто не может не быть, ибо такова природа рынка.
И вот тут начинается утрата адекватности. Точнее адекватность была уже утрачена, когда были повышены риски. Но тогда это не было так заметно, наоборот, казалось как круто идет торговля.
Дальше есть два пути.
Первый путь, который выбирают немногие, отрезвление и возврат к консервативной торговле, чтобы тихой сапой и долгим трудом компенсировать потери, нанесенные острым приступом рыночной дури.
И второй путь, который выбирает большинство, попытаться отбить потери с теми же рисками и с теми же объемами, с которыми была получена пробоина в депозите.
Выбор всегда за трейдером. И почти всегда выбор в пользу второго варианта, и почти всегда в результате сделанного выбора выигрывает рынок.
Есть и третий путь — ещё увеличивают объёмы…
1. Трейдер выходит торговать только в том случае, если мозг и рефлексы забросили гормоны. нейромедиаторы, которые сформировали такое «желание» торговать. У некоторых, биохимия уже с самого начала в состоянии «тильта».
2. Во время торговли у нетренированных людей гормональный фон может меняться, как от выигрыша, так и от проигрыша. При выигрыше они испытывают эйфорию, при проигрыше ломку. Все это регулирует мозг меняя биохимию крови.
3. Если эйфория/ломка выходит из умеренных рамок (это индивидуально), то включается эволюционный механизм. Называется — «стресс». Мозг отключают кору от питания (торможение), как самую тормозную и энергоемкую, т.е. отключает рассудочную деятельность. Мозг включает лимбическую систему (возбуждает) с врожденными рефлексами, т.е самую быструю и экономичную рефлекторную деятельность.
4. И мы фигачим от души. Но весь трабл в том, что трейдинг, цена, биржа, это мир виртуальный, а не материальный. Там совсем другие законы, а в лимбической системе (мартышкином мозге) эволюция записало весьма эффективное поведение, но очень примитивное, совершенно не подходящее для трейдинга.
Мартыша знает, что если банан (актив) схвачен, то его ни в коем случае нельзя отпускать. Только тупые мартышки режут лося.
Мартыша знает, что падающий банан надо ловить. иначе его сожрут другие. И трейдуны ловят «ножи».....
А начиналось все с того, что клиент попробовал торговать сам, слил 10%, испугался, хотел деньги вывести, но ему порекомендовали трейдера, у которого «почти все рекомендации в точку». Ну клиент 4 рекомендации получил, в силу занятости воспользовался только одной, но на ней почти весь убыток отбил, 3 другие проверил — поступили вовремя и дали плюсы (виртуальные). Ну он в трейдера и поверил и предложил тому поуправлять.
А. Г., 1:35? :)
Я сегодня на 1:300 влез по схеме, описанной в тексте . :)
Теперь сижу, смотрю, что со мной рынок сделает. :)
В такой ситуации только и можно, что наблюдать. Трейдер уже ничего не решает, решает рынок. Т.е. наступает полная потеря управляемости торговлей. Потому что потенциальная дыра уже не закрываема в принципе. Только новый взнос на счет.
И счет не копеечный. Хотя и не большой.
Поэтому расчеты по плечу «на все случаи жизни» без учета изменения волатильности имеют абстрактно-теоретическое значение.
Если по тренду — то можно обсуждать. По тренду возможны риски совершенно другого размера.
Но в любом случае нужно ставить стопы. Поскольку все тренды имеют свойство рано или поздно заканчиваться. И в случае работы по тренду стопы эти намного больше часовой волатильности. У меня они больше дневной волатильности. Если не говорить о лудоманских экспериментах конечно.
P.S. Да, насчет часовой волатильности. У меня признак аварийного выхода в роботе построен на выходе, если в течение минуты цена пройдет против позиции на величину, большую чем текущий размах колебаний часового тренда (не совсем часового, там чуть сложнее, но это детали).
Однако по большей части тот режим отключен, так как на затяжных трендах ухудшает статистику сделок, вырубая вполне перспективные позиции. которые могли бы жить и приносить прибыль.
Происходит такое на стыках времени работы разных рынков — Европы, Азии, Америки, когда вливание новой крови приводит к всплеску волатильности.
Да, еще добавлю. Плечо конечно там далеко от предельного, иначе никакая статистика себя проявить не успеет. Но это факт общеизвестный. О нем знают все, а лудоманы лучше всех. :)
Но еще меня поразила отчетность «кухни»: первый шорт она записала как одну сделку до полного закрытия позы с убытком больше начального капитала, а промежуточные результаты, как лонги с мелкой прибылью. Кстати, в контрактах трейдер почти удвоил позу только один раз при переходе от 1:35 к 1:70, потом вернулся к исходному числу контрактов, но за счет падения счета плечо то выросло.
P.S. Кстати именно таким образом я убил счет на штуку баксов, покупая за последние сутки фунт. Правда с короткими стопами и с плечом до 1:300.
А. Г., одно дело, когда это делается сознательно с пониманием ситуации. И совсем другое, когда человек не понимает, что он делает. Случай. описанный вами, относится ко второму варианту. :)
— О, растем и Блумберг пишет, что должны расти — лонг с обычным плечом
— Ух ты, как упали, это все паника, которую отыграют, Блумберг же сказал
— Да сильно падаем, надо отстопиться и откупить дешевле
— Ну вот, я же говорил, что будет дешевле, но отсюда точно вверх, поэтому удваиваем позу в контрактах;
— М-да, продолжаем падать, надо сократиться в два раза, риски мне не нужны.
— Все падаем, точно будет дешевле, стопим и ждем
— Ну вот припали, отсюда скорее всего вверх, но удваиваться в контрактах не будем, надо же и риски соблюдать.
— Ну когда же это падение кончится...
— Все, не отыграюсь, пусть маржинколлят...