Джордж Сорос – пожалуй, самая известная фигура инвестиционного мира. Если имена Уоррена Баффета, Джона Темплтона, Томаса Роу Прайса или Эдди Ламперта хорошо известны лишь узкому кругу людей, имеющих прямое отношение к миру экономики, финансов и инвестиций, то слава Джорджа Сороса вышла далеко за пределы этого круга.
Его имя тесно связано с торговлей на валютном рынке. Этот человек прославился тем, что обрушил в 1992 британскую валюту. Более того, с его деятельностью связывают крах национальных валют «азиатских тигров». Заработав на раскачивании валютных рынков миллиарды долларов, Сорос занялся благотворительностью и меценатством.
Джордж Сорос успел оставить след во многих других сферах за пределами мира финансов и в какой-то мере даже повлиять на ход истории. Инвестор и спекулянт Джордж Сорос также успел прославиться и как филантроп, и как философ и политический деятель с весьма либеральными взглядами.
Джордж Сорос появился на свет 12 августа 1930 года в Будапеште в семье среднего достатка, но звали его тогда Дьордь Шварц. Родители Джорджа Сороса были еврейского происхождения, однако не были ортодоксальными евреями.
Его отец Тивадар Шварц (Tivadar Schwarz) происходил из небогатой и незнатной семьи, а его мать Эрзебет Суц (Erzebet Szucz) была из очень обеспеченной фамилии. Тивадар был адвокатом и одним из ключевых лиц еврейской общины Будапешта. Однако его занятия выходили далеко за пределы юридической практики. Он был писателем-эсперантистом, основал литературный журнал, в котором сам публиковался и некоторое время был его редактором.
Когда Джорджу исполнилось 17, он решил уехать из Будапешта. Он мечтал о более интересной жизни с большими перспективами, чем в послевоенной Венгрии. На вопрос отца, куда бы он хотел поехать, Джордж сказал: “В Москву, посмотреть, что из себя представляет этот социализм, или в Лондон: там BBC.” Во время войны вся семья часто слушала трансляции BBC. Тивадар отговорил сына от поездки в Москву, и Джордж отправился в столицу Британии. В 2000 году в обширном интервью британской газете Sunday Times Сорос признался, что своим колоссальным деловым успехом он обязан своему отцу, который также заложил основы мировоззрения великого инвестора. Прибыв на туманный Альбион, Джордж поселился у дальних родственников, которым в свое время Тивадар Сорос помог получить поддельные документы и уехать из оккупированной Венгрии.
Джордж поступил в Лондонскую школу экономики, которую успешно окончил через три года. Все это время он существовал за счет случайных заработков. Он работал на галантерейной фабрике, затем превратился в коммивояжера, был официантом в ресторане, сборщиком яблок, носильщиком на вокзале, но не оставлял надежды устроиться на работу в банк. Уже тогда он вел дотошную бухгалтерию своих скудных финансов. “Я начал с недельного бюджета в 4 фунта, потом пытался уложиться в сумму меньше 4 фунтов, а в своем дневнике я вел учет своих доходов и расходов,” – вспоминает с улыбкой нынешний миллиардер.
По окончании Лондонской школы экономики Джордж Сорос получил место в инвестиционной компании. Работал и стажировался он в арбитражном отделе, который находился совсем недалеко от Лондонской фондовой биржи. В 1956 году Сорос получил предложение о работе в небольшой нью-йоркской брокерской фирме, принадлежавшей отцу его лондонского друга. С 1956 по 1959 год Сорос работал в области международного арбитража, то есть покупке ценных бумаг в одной стране и продаже их в другой. Затем с 1959 по 1963 год он работал аналитиком в компании Wetheim & Co.
Приехав в Америку, Джордж Сорос начал инвестировать деньги своих друзей и знакомых, а также свои собственные скромные остатки зарплаты, и спустя некоторое время стал неплохо этим зарабатывать. Однажды он поставил себе целью заработать на инвестициях полмиллиона долларов.
Ему казалось, что этой суммы ему должно хватить, чтобы перестать работать, а все свое время посвятить философии, которую он тогда считал своим единственным и истинным призванием. Но по мере того, как доходы Сороса росли, превосходя его собственные ожидания, он ставил себе новую более высокую цель, наслаждаясь опасной игрой и своим талантом инвестора.
В конце концов, работая в компании Arnhold & S.Bleichroeder, в которой дослужился до поста вице-президента, Джордж Сорос решил, что как инвестор он значительно талантливее, чем как философ или топ-менеджер. В 1967 году он сумел убедить руководство Arnhold & S.Bleichroeder основать оффшорный инвестиционный фонд, First Eagle, под управлением Сороса. В 1969 году компания совместно с Джорджем Соросом учредила еще один фонд, на этот раз хеджевый фонд Double Eagle, управлять которым также доверили Джорджу Соросу. Когда регулирующие органы ограничили возможности Сороса управлять фондами, он оставил свои руководящие должности и в 1970 году совместно с Джимом Роджерсом (Jim Rogers) основал знаменитый фонд Quantum. Фонд осуществлял спекулятивные операции с ценными бумагами, в результате которых его прибыльность в первые десять лет его существования составила 3365% в год. Именно этому фонду Сорос по большей части обязан своим огромным состоянием, которое в настоящее время оценивается в 11 млрд.
Джордж Сорос прославился как талантливый инвестор и как одни из самых щедрых миллиардеров наряду с Карнеги и Рокфеллером. Однако больше всего он дорожит своими интеллектуальными достижениями. С юных лет он мечтал стать вторым Кейнсом или Эйнштейном. Обучаясь в Лондонской школе экономики, он изучал финансы, но больше всего увлекался философией. Его особенно заинтересовали взгляды англо-австрийского философа Карла Поппера (Karl Popper), который во время обучения Сороса, преподавал в Лондонской школе экономики и, по крайней мере, формально являлся наставником молодого венгерского эмигранта. В основе философии Поппера лежит так называемая теория “рефлексивности”, согласно которой во всех процессах, в которых принимает участие человек, в отличие от процессов в неживой природе, сам наблюдатель является частью объективной действительности, за которой он наблюдает. Таким образом, сам акт наблюдения может влиять на действительность, которую анализирует наблюдатель.
Его знают как «человека, который сломал Банк Англии»
После того как Джордж Сорос поставил 10 млрд долл. на то, что курс британского фунта упадет, и его ожидания полностью оправдались, весь мир стал называть его «человеком, который сломал Банк Англии». Нравится вам Сорос или нет, но на его счету одна из самых блестящих операций в истории валютного рынка.
В 1979 г. по инициативе Франции и Германии была создана Европейская валютная система (ЕВС), которая предназначалась для поддержания стабильности валютных курсов, снижения инфляции и подготовки к валютной интеграции. Одним из основных компонентов ЕВС был механизм валютных курсов, который устанавливал центральный курс для каждой валюты, участвовавшей в механизме, по отношению к валютной корзине — европейской валютной единице (ЭКЮ,European Currency Unit—ECU). Страны — участницы системы (первоначально Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия и Люксембург) были обязаны поддерживать курсы национальных валют в определенных пределах: не более чем на 2,25% выше или ниже центрального курса. Центральные курсы могли корректиро-ваться, и в период 1979-1987 гг. это происходило девять раз. Великобритания присоединилась к механизму валютных курсов лишь в 1990 г. Курс фунта стерлингов тогда был установлен на уровне 2,95 немецких марок с возможностью колебания ±6%.
До середины 1992 г. механизм валютных курсов был эффективным. Благодаря ему темпы инфляции в странах Европы снизились. Однако стабильность оказалась под угрозой, когда инвесторы стали сомневаться в справедливости курсов некоторых валют, участвующих в механизме. После воссоединения в 1989 г. государственные расходы Германии увеличились, что заставило Бундесбанк выпустить в обращение больше денег. Это привело к инфляции, и Бундесбанк был вынужден повысить процентные ставки. Увеличение ставок повлекло за собой рост курса немецкой марки, и другим центральным банкам также пришлось повысить процентные ставки для поддержания на прежнем уровне курсов национальных валют относительно немецкой марки (теория паритета процентных ставок Ирвинга Фишера в действии). Поняв, что из-за слабой экономики и высокого уровня безработицы правительство Великобритании не сможет долго придерживаться этой политики, Сорос начал действовать.
Джордж Сорос, менеджер хеджевого фонда Quantum, предполагал, что курс британского фунта стерлингов снизится, поскольку Великобритания либо пойдет на девальвацию национальной валюты, либо откажется участвовать в механизме валютных курсов. Благодаря тому, что в годы ЕВС был отменен контроль за капиталом, инвесторы могли свободно использовать неравновесие на рынке для извлечения прибыли. Поэтому Сорос начал открывать короткие позиции по британскому фунту и длинные — по немецкой марке, беря взаймы фунты и покупая активы, стоимость которых была выражена в марках. Кроме того, он активно использовал опционы и фьючерсы. В итоге стоимость всех позиций составила гигантскую сумму— 10 млрд долл. Однако Сорос не был одинок; многие инвесторы последовали его примеру и продавали фунты, оказывая огромное давление на курс этой валюты.
Сначала Банк Англии пытался удержать от падения курс фунта и привязанные к нему европейские валюты, купив 15 млрд ф. ст. с использованием своих резервов, но эти «стерилизованные» интервенции (благодаря которым обычно поддерживается денежная база) не принесли желаемых результатов: курс фунта был опасно близок к своему нижнему пределу. Пытаясь сделать национальную валюту более привлекательной, 16 сентября 1992 г. (позже этот день назовут «черной средой») Банк Англии объявил о повышении процентных ставок (с 10 до 12%). Несколько часов спустя он снова пообещал поднять процентные ставки до 15%, но инвесторов, в том числе Сороса, было невозможно переубедить: они знали, что их ждет колоссальная прибыль. Трейдеры продолжали продавать. Это длилось вплоть до 19:00 того же дня, когда генеральный казначей Норман Леймонт объявил, что Великобритания выходит из механизма валютных курсов и процентные ставки будут снижены до 10%. В этот сумасшедший день началось падение стоимости фунта.
Сегодня не прекращаются споры по поводу того, что стало причиной возвращения к плавающим валютным курсам: атака на британский фунт Сороса и других инвесторов или простой фундаментальный анализ. Но очевидно, что падение курса фунта почти на 15% по отношению к немецкой марке и на 25% по отношению к доллару за последующие пять недель принесло невероятную прибыль Соросу и другим трейдерам. В течение месяца Quantum Fund заработал приблизительно 2 млрд долл., продавая теперь уже более дорогие марки и выкупая подешевевшие фунты.
«Человек, который сломал Банк Англии» показал всем, насколько центральные банки могут быть уязвимы для спекулятивных атак .
Инвестиционные техники Сороса.
1. Начинайте с малого. Если дела пойдут, наращивайте большую позицию.
2. Рынок глуп, поэтому не пытайтесь быть всеведущим.
3. Спекулянт должен определить первый уровень риска, на который он готов пойти.
Удары Сороса испытали на себе валюты Японии, Индонезии, Кореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда, Гонконга. В августе 1998 года в газете «Файнэншл таймс» появилась статья его с признанием необходимости девальвации рубля. Рынок отреагировал почти мгновенно.
Но, и у Сороса бывают «черные» дни. Одной из самых неудачных сделок в своей жизни он называет покупку блокирующего пакета акций компании «Связьинвест», который он приобрел в 1997 году за $1,875 млрд. После кризиса 1998 года его стоимость снизилась более чем в шесть раз.
«Прошлое вселило в меня страх, и это плохо. Преуспевшие больше всего боятся оказаться на дне. С меня достаточно одного раза».
Сороса также обвиняют в использовании при игре на бирже инсайдерской информации, которую он получает от высокопоставленных лиц государств и компаний.
Один раз он уже был замечен в скандале с использованием такой информации. В 2002 году Парижский суд признал Джорджа Сороса виновным в получении конфиденциальных сведений в целях извлечения прибыли и приговорил к штрафу в 2,2 млн. евро. По мнению суда, благодаря этим сведениям Сорос заработал около $2 млн. на акциях французского банка Societe Generale.
Став богатым и влиятельным человекам, Джордж Сорос остался скромным во внешнем выражении своего могущественного статуса. Он не коллекционирует дорогие машины, не покупает спортивные команды и роскошные замки и прочие игрушки, которыми миллиардеры хвастаются друг перед другом. Сорос скромно одевается и скоромно питается в своей квартире в Нью-Йорке, где ему просто “удобно и приятно жить и принимать иногда гостей”.
Однако своими поступками – будь то благотворительность финансовая или политическая деятельность – Сорос предстает человеком божественных масштабов, личностью, которая может обрушивать национальные валюты, формировать направление развития целых регионов. Джордж Сорос оказывает финансовую поддержку инициатив по легализации марихуаны в медицинских целях и разрешению однополых барков.
Он потратил более $23 млн. на поддержку 527 групп, выступавших против переизбрания Джорджа Буша (George Bush) на второй срок. Впрочем, такая жизненная позиция вполне вписывается в образ философствующего миллиардера, который ощущает силу и возможность сделать мир лучше. “Я всегда ощущал себя исключительным человеком,” – признается Джордж Сорос (ист. Financial Market, ВикипедиЯ, bbcont.ru).