В данный момент, Украину сотрясают скандалы относительно тарифов на ЖКХ.
Для разбора ситуации, для начала, стоит просто округленно просчитать математику процесса (цифры округлены и примерны). Итак, раньше в 2013 году, тариф на горячую воду составлял 14,6 гривен за кубометр, сейчас 83,1 гривны. Раньше Украина закупала газ по 450 долларов, что при старом курсе было равно 3,6 гривен за кубометр газа. В 2016 Украина закупает газ, округленно по 200 долларов, что при нынешнем курсе равно 5 гривнам за кубометр.
Чтобы нагреть воду с 0 до 80 градусов, то есть сделать из нее горячую воду, нужно потратить 10 кубометров газа. Это простые законы физики, так как энергетическая емкость кубометра газа равна 8 000 ккал и сжигание 1 куба газа, нагревает 1 кубометр воды на 8 градусов (это без учета КПД котлов). До потребителя вода естественно доходит с меньшей температурой, ввиду потерь при транспортировке. Раньше в 2013 году, при цене газа по 3,6 гривны, на нагрев воды нужно было затратить 36 гривен. Но население получало воду по цене 14,6 гривен. Как это выходило?
А выходило это из-за государственного регулирования и субсидирования, и тарифов на газ и на услуги ЖКХ и на электроэнергию. Для наглядности того, как это происходило, лучше описать рынок электроэнергии.
Государство устанавливало тариф для населения. В 2013 году он был равен 36,5 копеек (без НДС, цена будет равна 31 копейке). Электростанции продавали электричество по большей цене, равной примерно 50 копейкам (без НДС). Разницу оплачивало государство из своего кармана. Но и 50 копеек для электростанций было недостаточно, ведь для производства 1 квт, нужно было потратить 0,4 кг угля. При цене угля 100 долларов за тонну на мировом рынке, цена киловатта по углю была равна 4 центам, что составляло 32 копейкам, учитывая, что помимо угля электростанции несут и другие расходы, в том числе и зарплаты работникам, этого им не хватало. Поэтому энергетики шли к государству и жаловались на невозможность работы с такими тарифами. Государство, в ответ шло к угольщикам и обязывало их продавать уголь не по мировым ценам, а по тем, которые им скажут. В 2013 году, цена угля на внутреннем рынке была равна 500 гривен за тонну и это с НДС, без НДС цена была равна 420 гривнам за тонну, тогда как на внешних рынках в пересчете на гривну было 800 гривен. В итоге, вся система была полным бардаком, где все решал чиновник. Шахтеры недополучали деньги и сводили концы с концами, ввиду чего, никаких инвестиций в отрасль не было, и основные фонды и производительность труда ежегодно только снижалась. Электростанции так же не могли развиваться в таких условиях, так как у них просто не было ресурсов. По тарифам на ЖКХ и газ, история была примерно такая же.
В тех условиях, развитие всех отраслей связанных с тарифами было невозможно, поэтому все гнило и ветшало. На каждой «перемычке», создавались отличные условия для коррупции. Государство тратило огромные деньги на субсидирование. Украина в те годы получала огромные деньги от транзита газа из России в Европу и вопрос. Куда эти деньги делись? Ответ прост, они сгорели в этом бардаке взаимозачетов и субсидий.
Так конечно могло бы продолжаться и дальше, радуя население популистскими низкими ценами. Но тогда в бюджете продолжали бы тонуть огромные деньги на субсидии с бухгалтерией, которая уже стала никому не понятной. Угольщики, коммунальщики, электростанции не смогли бы развиваться и инвестировать, и к 2030 году, это все бы привело к коллапсу всей коммунальной системы, по причине полного износа фондов. И наступил бы «каменный век». «Нафтогаз» из года в год продолжал бы сокращать добычу газа, и так же находился бы в плане развития в состоянии «анабиоза». И в этой всей системе, «свои» люди продолжали бы вкусно кормиться, откусывая по кусочку на каждой «перемычке».
Рыночное ценообразование и «хозрасчет», лучше того бардака который был. Но в нем население оказалось в шоковой ситуации. Оплата полной стоимости услуг ЖКХ, газа и электроэнергии как гиря упали на обнищавшее население. Но закон сохранения энергии действует и в экономике. Если где то убыло, то где то прибыло.
Очень многие говорят сегодня о том, что новые тарифы, сегодня даже выше рыночных, поскольку газ закупается все тот же российский, но по кривой схеме через Европу и так же тратятся деньги на его доставку. И несмотря на то, что Украина является импортером газа, у нее есть собственная добыча в объеме 20 млрд. кубометров в год. И внутренний производитель газа, в нынешних условиях, оказался в «раю», так как на него упало «счастье» в виде огромной прибыли. Да это так. В условиях рыночных цен, производители первичной энергии получили огромные прибыли. Но проблема в том, что по закону, очень сложно отделить внутреннего производителя от внешних закупок. Нельзя сказать, что вы внутренние и у вас мы будем закупать по одной цене, а там за «бугром» по другой, это опять будет старым бардаком.
Но социальная несправедливость осталась и пока ни власть ни оппозиция не придумали формулу того, как сделать систему более справедливой и как помочь населению хотя бы в ближайшие несколько лет, которые будут наиболее тяжелыми для людей в экономическом плане. Власть защищает рыночное ценообразование и имеет свою правду, оппозиция критикует, но кроме возврата в бардак не предлагает ничего нового.
Однако если задуматься, то человечество уже ведь давно придумало то, как можно сделать справедливо. Энергия это ресурсы и если ресурсы принадлежат народу и стране, то те, кто добывает это сырье, имея сверхприбыль, отдает львиную часть этой прибыли, государству. И инструмент для этого давно придуман – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Все ведь просто как пять копеек. Да нужно делать рыночное ценообразование и избавляться от бардака. Но поезд не должен идти в одну сторону, там, где кнут, там пряник и наоборот. Пусть «Нафтогаз» продает свои 20 млрд. кубометров газа по 200 долларов, нет проблем. Но пусть он при этом платит 100 долларов налога с каждой добытой тысячи кубометров. Это при курсе 25, даст бюджету 50 млрд. гривен в год. И эти 50 млрд. гривен, можно хотя бы на пару лет отдать населению, в виде прямой субсидии за коммунальные платежи. И спор тогда будет идти не о том, нужны ли справедливые рыночные тарифы, а о том, как правильней распорядиться деньгами от прибыли и наиболее эффективно их потратить.
Компании, имея рыночные тарифы, получат внятные правила игры, что даст им возможность развиваться, наращивать добычу газа, устанавливать новые котлы, прокладывать новые трубы, закупать оборудование, платить достойную зарплату своим работникам. Наиболее бедные слои населения, получат прямую субсидию. Если 50 млрд. гривен, распределить на 5 млн. наиболее уязвимых домохозяйств, то в год в течении 10 месяцев, ежемесячно, каждому такому домохозяйству можно дать субсидию в размере 1000 гривен, что решит социальную проблему на корню. И что еще более важно, в рыночном ценообразовании и адресной помощи, воровать будет сложнее.
Это реально просто и эффективно… Я не пойму почему эту схему не предложил никто раньше… И это обязательно сработает это же очевидно, в любой стране не только на Украине… Эта система проста и понятна и там действительно сложнее воровать… Все по рынку все прозрачно, а бедным и малоимущих с НДПИ дотации в разумных приделах…
вот можете по экономике почитать ))) - http://teopa.livejournal.com/178652.html
teopa.livejournal.com/178652.html
Это вообще неверно. Слышал звон...
Кстати в России нефтяные компании платят до 85 % от продажной цены с каждой тонны проданной за границу нефти в бюджет.
Суммарных налогов
а 20 млрд. кубов газа при цене 200 долл. (5 тыс грн) — совокупно 100 млрд. грн. То есть при НДПИ 100 долл на тыс кубов — токо газ мог дать 50 млрд. больше чем вообще весь НДПИ по всем статьям.
Эт вы звените да не в ту сторону тк предпологаете что я звеню.
в реалии газовики в Украине могут продавать по 220 долл. по цене реверса из России и иметь 70 в кармане у себя что хватит им на все. А 150 отдавать по НДПИ что даст 75 млрд. гривен.
Четкие тарифы и система платежей позволит нормально закупать газ и нормально вести дела с тем же Газпромом — без задержек и считаний — и тогда сверху еще 3 ярда баксов от транзита газа государство может не сжигать а иметь как чистые поступления. 1 ярд трубе на себя еще а 2 в казну. что еще 50 млрд. грн.
Итого токо добыча и транзит газа — могут дать 5 млрд. долл чистыми то есть 125 млрд. гривен.
А до этого это все сгорало в системе взаиморасчетов и бардаке.
А тут только по газу можно 75 брать. О транзитном бабле история вообще умалчивает.
Бабло просто растворяется в непонятной бухгалтерии.