Блог им. Demonchikkiev
Решение Банка Англии снизить процентную ставку до уровня 0,25% вполне оправдано и ожидаемо со стороны многих участников финансовых рынков. Более неожиданным было то, что помимо данного инструмента, банковский регулятор Великобритании пошел и на увеличение объемов программы количественного смягчения в размере +60 млрд. фунтов стерлингов. Среди этих объемов финансовых средств, 10 млрд. пойдет на покупку пакета корпоративных облигаций нефинансовых компаний с высоким инвестиционным рейтингом. Интересно то, что основная отрасль экономики Великобритании – это финансовый сектор, и, несмотря на его обход программой QE, Банк Англии о них обязательно позаботится.
Среди данных решений Банка Англии стоит отметить, также, снижение прогнозов по росту ВВП Великобритании в ближайшие два года и, наоборот, повышение прогнозов по росту инфляции, что станет последствием падения курса британской валюты. Снижение процентной ставки, по мнению Карни, приведет к росту объемов экспорта продукции и снижение импорта в Великобританию. Это, в свою очередь, способно стать основным положительным фактором по стимулированию роста экономики страны.
Иначе выглядит ситуация со словами Карни, который вряд ли будет противоречить идеям о том, что, в случае ускорения роста инфляции, через год-два, мы можем увидеть обратный процесс – повышение процентной ставки. Текущее решение банковского регулятора должно стать основной причиной для снижения уровня процентных ставок и банковскими учреждениями Англии. Но возникает вопрос: не пострадает ли из-за этого их уровень маржи прибыльности?
Снижение ставки на 25 базисных пунктов – это все-таки решение не столь катастрофическое, и вряд ли способно вызвать большие негативные последствия в банковском секторе Великобритании. Иначе выглядит ситуация, если ставки были бы нулевого уровня или вообще, отрицательными. Что будет, если Банк Англии примет решение по снижению уровня процентной ставки до отрицательного значения? В первую очередь, основным потерпевшим в данной ситуации будет именно банковский сектор страны.
Финансовые и банковские компании для Англии – это основной источник бюджета и главные «кормилицы» государственного бюджета. Пойти на такие шаги, на которые пошли ЕЦБ и Банк Японии, Банк Англии не может. Многие скептики отметят пример в лице Швейцарии, у которой более важная роль отводится банковской системе, но при этом установлен отрицательный уровень процентных ставок ШНБ.
С другой стороны, стоит отметить, что процесс формирования выручки и прибыли у банков Швейцарии совсем другой, чем у банковских холдингов Великобритании. Кроме того, пострадают не только банки, но и иные финансовые компании. Среди них могут быть не только инвестиционные компании и другие финансовые группы, но и страховые агенты с нечастными пенсионными фондами. Последние два вида экономических субъектов Великобритании могут привести к неоправданным последствиям, не только в разрезе сектора экономической активности, но и в разрезе социального обеспечения.
Среди комментариев от Карни прозвучали слова о том, что он не одобряет применение отрицательных процентных ставок. Но, скорее всего, что данное мнение главы Банка Англии сформировалось не из-за личных взглядов на современную парадигму экономической модели развития, а из-за того, в каких обстоятельствах, оказался регулирующий институт Великобритании, основная цель которого – стимулирование роста экономики, но не за счет уничтожения выгодного уровня размера маржи прибыльности банков.
Дмитрий Лебедь
процесс формирования выручки и прибыли у банков Швейцарии совсем другой, чем у банковских холдингов Великобритании.
И отрицательные ставки приведут к убыточности основных «кормилиц» Великобритании. Потому такое стимулирование результата не даст. Карни не дурак!