Тимофей выложил слайды с конфы и там был вот этот, который меня немного удивил. Я-то всегда считал, что на рынке акций перевес над срочкой. Среди резидентов РФ. Там даже перевес по активным клиентам всегда был:
В связи с этим приведу стату, которая смотрит на ситуацию с частниками
в целом. Статистика, от которой текут слёзы сильнее, чем от резаного лука. Не показывайте этот пост брокерам! У них и так работа нервная, не надо по больному!
На конец 2013-ого года по переписи населения мы имеем (чуть округляя для ясности)
143'667'000 живых душ в России разных возрастов. Золотой генофонд МФЦ. Настоящие и будущие баффеты. Все эти сто сорок три миллиона уорренов на бирже инвестировать не смогут, поэтому выделим подходящие для нашего дела категории. Оттолкнёмся от возрастных вилок из той же переписи:
- 94'826'000 живых душ в возрасте от 20 до 64 лет;
- 99'279'000 живых душ в возрасте от 20 до 69 лет;
- 86'137'000 живых душ, официально именуемых трудоспособными.
Числа близкие, выбирай на вкус, поэтому снова нагло округлим (да простит меня Людмила Прокофьевна Калугина) до
90 миллионов
потенциальных игроков. Потенциальных! В стране РФУ (Российская Федеративная Утопия) девяносто миллионов человек могли бы купить хотя бы один лот на фондовом рынке. Красотень же! Антикукл! Мечта! На фондовом рынке, конечно, про срочный даже не заикаюсь, не до жиру.
Добавим в эту утопию немного антиутопии и попробуем привязаться к классическому термину
«домохозяйство», дабы напустить реализма. Пусть на биржу выходит не каждый взрослый, а всего лишь один представитель семьи. Тем более, что среди взрослых где-то миллионов пятнадцать живут за чертой бедности, им не до биржи.
По тем данным, что я нашёл, число частных домохозяйств в России
52'707'000 штук, и это уже более-менее реальная история — меньше
40% от всего населения, можно осилить. Третий раз округляем для простоты, пусть будет
50 миллионов. И работаем дальше с двумя красивыми круглыми значениями:
90 миллионов взрослых или
50 миллионов домохозяйств.
Теперь, что с Мосбиржей. На конец августа на фондовой бирже было
916'389 уникальных клиентов («уников» в терминологии рунета), это даже меньше одного миллиона. Из них активных клиентов вообще капля —
59'038 человек, то есть более
93% клиентов или держат деньги неприпаркованными и(или) сидят в незыблемых позициях.
На срочном рынке всё ещё хуже, что логично: всего
23'701 активный клиент. Просуммируем активных бойцов на обеих площадках — более-менее активно рубятся (условно рубятся, может там вообще технические сделки у некоторых проходят для подгонки статистики)
82'739 человек. Внутри дня наверняка в разы меньше и кстати, жаль, что нет такой статистики интрадейной. Да и вообще человеки ли там, роботы же везде, куда ни плюнь. Восемьдесят три тысячи частников! Разве это не слёзы? Слёзы. Поплачем вместе:
- 83 тыщи к 50 лямам — это 0.17%;
- 83 тыщи к 90 лямам — это 0.09%.
Попытаемся немного приглушить боль, взяв вообще всех уникальных клиентов, пусть там целый миллион их набежит:
- 1 лям к 50 лямам — это 2%;
- 1 лям к 90 лямам — это 1.1%.
Один процент взрослого населения России! Два процента домохозяйств России! Высохли слёзы? Вряд ли.
Честно говоря, не знаю и никогда не интересовался, что там в близких к нам EM-ках, сколько бразильцев торгует на
Bolsa de Valores de São Paulo. Какие соотношения? Может у нас и не всё так плохо. В главной биржевой державе мира наверняка тоже есть точные цифры. По опроснику
Gallup-a они сейчас тоже
плачут, но немного от другого. Катастрофа там вселенская наступила — процент
взрослого инвестирующего населения скатился в пропасть… с
65% до
52% (скрин выше). Представляете, да, у нас
— 1%, а они упали до
52%. И ведь тоже рыдают, лицемеры… ;-)
Так и живём. Если прикинуть динамику роста клиентуры, то вот она: семь лет назад в августе 2007-го на тогдашней ММВБ было
382'802 уникальных клиента, из них активных
59'164 человека. На что тут сразу обращаешь внимание? Во-первых, мы видим нечто хорошее — динамика прироста положительна, из месяца в месяц по чуть-чуть, но количество уников растёт, за семь лет прирост в
2.4 раза до
916'389 человек.
Во-вторых, мы видим совсем другое отношение активных клиентов к уникам по сравнению с 2014-м годом. Да-да, феномен — клиентская база растёт, а активность нет?
Активное ядро сейчас такое же, как в 2007-ом, поразительная разница всего в 126 человек. Это ж обалдеть можно. Как будто заморозили всех в криокамере или это те же самые несгибаемые воины из 2007-го.
Если в 2007-08-09 годах активных по отношению к уникам было
15%, то в 2010 уже
12%, а с 2011-го пикируем вниз. Средний месячный процент активных за последние три года равен
7.2%. Падение более, чем в два раза! А что делать, куда деваться, такой рынок. Боковик многим отрезал ноги. Или ещё не отрезал, но пилорама отпугивает жужжанием своей пилы.
Чем занимаются остальные «спящие» клиенты вообще не понятно. Почему растёт база мёртвых душ? Заводят деньги и ждут? (
update: вспомнил, что у самого есть спящие счета, и ведь объяснить не смогу, резерв держу на случай ядерной биржевой войны, наверное). Такие дела. Всё хорошо, но плохо. Всё плохо, но хорошо.
зы: к сожалению, трудно сказать, сколько резидентов РФ торгует на бирже не напрямую через брокера, а через юрлиц, поэтому данные о количестве физиков взяты те, что есть, другого не имею.
как торговать на фьюче, если акция не движется?
Тут был расчет, что доход по депозиту, уйдет на контанго фьюча Si, который дороже текущего курса бакса, короче убытки будут.
а Фртс -вообще инструмент для хеджа акций, а не гонений спекулей
Не смешите уже. Люди с трудом разбираются, если вообще разбираются как 1 лот акций купить, а перспектива подачи 3-НДФЛ вводит в ступор… А вы про фьючи…
так что эти цифры — показательный пример результата развития нашего дикого капитализма, включая все текущие и прошлые события на самой бирже.
Удачи!
Нам нужно, чтобы они деньги несли на рынок, а не в сбербанк. Всё остальное вторично: как они их несут, и с чьей помощью инвестируют.
«Но если опять кинут на кризисе каком, то больше никогда не принесут.»
Ой вей, Вы таки как не в Этой Стране живете. :)
Сбербанк сколько раз кидал население — а всего неделю назад в него были очереди из вкладчиков с чемоданами денег, когда тут схлапывался банк24.ру :)
Поле чудес уже двадцать лет идет, и это только передача, а дураки-то постоянно новые подрастают…
Напомню классику эффективного рекламного слогана из Котлера:
«Не пейте пиво „Молсон“ — отвратительное пойло!»
70% целевой аудитории — попробовали. 30% стали постоянными потребителями.
Одни из первых такую схему опробывали на приватизации. Классно получилось — но не для населения само собой.
ЗЫ: классный пост, решпект!