Блог им. MaksimMizya
Как говорит А.А. Аузан (декан экономического факультета МГУ): в основе любой сделки доверие между сторонами. Р. Далио в свою очередь представляет экономику как сумму всех сделок за год. За последние 2 года у нас очень отчетливо проявляется деградация доверия и «схема Долиной» лишь наиболее яркое проявление этого процесса.
Банк России в 2024 году допустил, как говорит Э.С. Набиуллина, «ошибку в коммуникации», которая привела к огромным убыткам бизнеса, взявшего кредиты по плавающей ставке, и бюджета страны, который был сформирован под официальный прогноз ЦБ. Затем ЦБ допустил в конце 2024 года валютную панику, разогнавшую инфляцию и подорвавшую доверие населения к рублю. За последние 3 заседания Банк России трижды не попал в консенсус аналитиков, т.е. слова функционеров ЦБ кардинально расходились с его решениями. В результате ЦБ не верит бизнес, Минфин, население и аналитики.
С тотальным недоверием аналитиков сталкивается и Минфин, вспомните как вплоть до ноября выходили материалы с обоснованием дефицита федерального бюджета 2025 года в 8-9 трлн. рублей. Этот канал был одним из немногих, призывавших доверять Правительству, исходя из поставленных задач государства. Несмотря на заявления А.Г. Силуанова о приверженности плану расходов и их авансированию в начале года, многие закладывали скачок расходов в декабре. Сейчас уже очевидно, что Минфин сделает ровно то, что обещал. Бюджетные расходы выросли в основном из-за политики ЦБ, который вновь не выполнил параметры по ключевой ставке, которые сдавал для проектирования бюджета осенью 2024 года.
В эту среду я опубликовал материал по недельной статистике от Росстата, который вызвал бурю возмущений на SmartLab. Вынесение в заголовок накопленной с начала года инфляции в 5,27% сильно возмутило читателей. Цифры явно не сходятся с «личной инфляцией», но так они и не должны, ни Росстат, ни аналитики оказались неспособны донести людям методологию расчета этого параметра и почему он таков. Можно вспомнить опыт Росстата по созданию на своем сайте калькулятора личной инфляции в 10-х годах – его пришлось быстро убрать, т.к. при подстановке своей структуры расходов у пользователей выходили совсем другие значения. Например, ЖКХ имеет вес 5,7% в структуре инфляции, у меня уходит на ЖКХ примерно 10 000 р/мес, т.е. мой доход должен быть 175 000 р/мес… Удельный вес аренды жилья составляет 1,6%, понятно, что многие проживают в своих квартирах, но стоимости ипотеки в корзине ИПЦ нет вовсе. Можно спорить о том, как считать верно, но это наглядные примеры. Пора переходить на PCE, как делает ФРС США, а в России агентство РОМИР, подсчитывая недельные расходы на реальной выборке 15 тыс. домохозяйств.
Ситуация со «схемой Долиной» на рынке вторичного жилья — это пик абсурда, который перекинулся уже на автомобильный рынок, а может и дальше. Удивительно, но я не слышал протестов от застройщиков, то ли у них все настолько плохо, что нужно протянуть еще квартал любой ценой, то ли они настолько недальновидны, ведь для покупки нового жилья нужно иметь возможность продать старое, льготная ипотека то будет сокращаться в 2026 году. Сейчас остается надеяться на решение Верховного суда и законопроекты от Госдумы, которые должны остановить деградацию доверия уже на уровне предприятий и домохозяйств.
Финансовый рынок строится на том, что сказанное устно имеет силу подписанного документа, а сделки необратимы, хотя и здесь решения по пересмотру приватизации уже сыграли свою негативную роль, превратив рынок акций в минное поле, а инвесторов в разведчиков, которые должны расследовать историю 30-летней давности возникновения пакета акций у мажоритария и проверять не выводил ли он деньги за рубеж, не имея никаких инструментов для этого.
Если не остановить эту деградацию, то уже не важно какая будет ключевая ставка и инфляция, развитие экономики будет невозможно.
А вам потребовалось 20 лет чтобы понять что тут происходит?
Запрет губенаторских выборов.
Слово доверие мне кажется вообще не применимо в этой области. Тут могут быть договоренности, взаимный интерес, но из-за резких поворотов они ограничены непонятными временными рамками. Вспомним историю с пенсионными начислениями, и помянем доверие.
странная фантазия