Блог им. marketPENA

Сегодня к нам на Рыночную Пену пришла Юлия Титова — IR-директор МТСБ. У нас было множество вопросов, на большую часть из них удалось получить ответы. Спойлер — отношение к банку после этого разговора у нас сильно изменилось
ССЫЛКИ НА ВИДЕО:
Ютуб — https://www.youtube.com/watch?v=nknfLwtn7ZE
ВК — https://vkvideo.ru/video-226871338_456239090
А для тех, кому лень смотреть, подробный пересказ основных тезисов из ролика:
Диалог был начат с обсуждения ОФЗ.
Сделка с ними по меркам банка высокодоходная. На всем горизонте сделки останется еще 17-18 млрд. руб прибыли. Статус актива — держать до погашения. Доходность будет формироваться из дисконта к рыночной цене и купонов. Урона миноритариям не будет, как и давления на капитал. Также некорректно говорить о том, что банк докапитализировали, чтобы провести сделку. Нагрузка на капитал создается от кредитования, а от постановки ценных бумаг на баланс – нет.
Также IR-директор раскрыла особенности самой сделки, которая вызывала много вопросов:
Про привлеченные средства. Процентные расходы по сделке в конце апреля составили приблизительно 2 млрд. руб. (за квартал примерно 3 млрд. руб.), фондирование под приблизительно 17%. Юлия пояснила, что будет с дальше с прочими обязательствами – 1 декабря заканчивается срок рассрочки платежа. Далее данные средства заменят фандингом.
Не секрет, что макропруденциальные надбавки были снижены 1 сентября. И МТСБ изменил грейс-период на кредитных картах – на данный момент он составляет 51 день (111 дней ранее). В основном изменение связано с тем, что некоторые клиенты использовали карты для ликвидности и снижали маржинальность продукта– поэтому было решено модифицировать продукт. Грейсеры составляли приблизительно 10-15% от клиентов. После снижения грейс-периода количество клиентов не снизилось.
На обсуждение также был вынесен и COR – и то, как его удалось понизить. Основная причина – хорошие и опытные рисковики в компании. Выдачи начали снижаться, снижался и портфель – с начала 2025 года кредиты выдавались довольно аккуратно и точно. Рост COR-а в рознице не ожидается. За 2025 год у компании удалось увеличить операционный доход за вычетом резервов по кредиткам на 30%.
COR снижается, покрытие резервами снижается (107% против 110% в 2к. 2025г. и 126% в дек. 2024г.), а доля NPL90+ растет. Банк завершил 2024 год в стадии перерезервирования – стало понятно, что покрытие можно снизить до комфортного уровня. Увеличившаяся доля NPL90+ объясняется уменьшением объемов кредитования. Снизившееся покрытие резервами объясняется описанным выше довольно точным процессом выдачи кредитов.
Напомним, что МТСБ в последних отчетах начал учитывать кредиты с просрочкой до 30 дней в первой стадии кредитного качества. Из-за этого казалось, что COR искусственно занижен. Изменение было проведено после анализа некоторых бакетов клиентов. Например, клиент – отличный заемщик, но он летел в самолете и забыл про просрочку – это уже вторая стадия. В реальности все немного по-другому. Поэтому изменения и внесли. COR от изменения методологии не поменялся.
Достаточность капитала составляет 11% – IR-директор пояснила, что банк эффективно утилизирует свой капитал. На данный момент ROE=35%+ на новых выдачах по нецелевым кредитам и +65% по кредитным картам. Интенсивный разворот по прибыли ожидается в 2026 году.
Немного поговорили и про развитие МТСБ. Изначально целевой аудиторией были люди, приходящие в ТЦ и желающие взять что-либо в кредит. Но затем после всех макроэкономических изменений кредит стал нерентабельным способом привлечения клиентов. Поэтому банк начал выпускать дебетовые карточки и развивать продукты.
В последний год активно развивается дебетовый бизнес. Была создана экосистемная карта с приложениями и кэшбеком. Большая часть дебетовок продается через салоны МТС – так стоимость привлечения ниже. Приблизительно 80% клиентов банка – абоненты МТС, поэтому они уже проскорены(банк уже знает приблизительные риски). Основной профиль клиента – человек, любящий экономить и следящий за банковскими акциями, при этом довольно стабильный – способен довольно быстро реабилитироваться после увольнения и найти новую работу в течение небольшого промежутка времени(+- 2 недели).
Но число клиентов с 1+ расходной операцией выросло на 15% за полтора года, а комиссионные доходы падают – стоит ли ожидать эффекта экосистемы? На данный момент активных клиентов 3,2 млн., клиентов с 1+ расх операцией всего 1,5 млн. IR-директор пояснила, что дейли-бизнес постепенно развивается. И необходимо смотреть на на структуру активных* клиентов. Их количество упало на кредитных картах, но выросло на дебетовых.
*Активный клиент – минимум 1 транзакция за 3 мес, 500+ руб. остаток и непогашенный кредитный продукт.
На данный момент у МТСБ одна из самых высоких ставок фондирования на рынке розничного кредитования – в среднем 20%. Проблем в конкуренции с другими банками при снижении ставок не видят. До этого провели большую работу с велкам-ставками, привлечением фондирования из-за того, что база активных клиентов выросла в 2к. 2025 года. Растет доля дешевого фондирования.
К слову о дешевом фондировании — доля зарплатных проектов сотрудников группы АФК в структуре зарплатных проектов банка — 50%. Примерно четверть сотрудников АФК и её дочек получают ЗП на карточку МТСБ.
Из планов на будущее: гайденс по чистой прибыли в 10%+ за 2025 год не учитывает расходы по субордам.
Идите и посмотрите. Было образовательно.
С уважением,
Рыночная Пена
https://t.me/MarketPENA