Блог им. xvestor
Центральный банк России готовит кардинальную перестройку системы регулирования инсайдерской торговли и манипулирования на фондовом рынке. По словам директора департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Кирилла Пронина, изменения затронут всех участников рынка и вступят в силу с 2026 года. Эта реформа станет наиболее масштабным изменением в регулировании российского фондового рынка за последние 15 лет.

Существующий 224-ФЗ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации был принят в 2010 году и с тех пор практически не менялся. За эти годы российский рынок значительно вырос и усложнился, но система контроля за инсайдерской торговлей осталась на прежнем уровне. Основная проблема заключается в слабом контроле за сделками инсайдеров. В отличие от развитых рынков, где топ-менеджеры обязаны раскрывать свои сделки в течение одного-двух дней, в России такие требования носили скорее рекомендательный характер.
Еще одной серьезной проблемой стало отсутствие четкой градации инсайдеров. Все лица, имеющие доступ к инсайдерской информации, рассматривались как единая категория без учета степени их влияния на компанию и объема доступной им конфиденциальной информации. Это создавало ситуацию, когда генеральный директор и рядовой сотрудник финансового департамента подпадали под одинаковые требования.
Добровольность введения «окон тишины» также создавала неравные условия на рынке. Некоторые компании самостоятельно вводили периоды ограничения торговли перед публикацией важной информации, другие этого не делали. В результате инвесторы получали разное качество корпоративного управления в зависимости от конкретного эмитента.
Центральным элементом новой реформы станет обязательное раскрытие сделок всеми инсайдерами публичных компаний в течение трех-пяти дней. Это требование приблизит российскую практику к международным стандартам. В США топ-менеджеры обязаны подавать отчеты в SEC в течение двух рабочих дней, в Евросоюзе согласно регулированию о рыночных злоупотреблениях срок составляет три рабочих дня, в Великобритании требование FCA предполагает подачу отчетов в течение четырех рабочих дней.
Впервые в российской практике будет введено разделение инсайдеров на категории. Суперинсайдеры будут включать генерального директора и его заместителей, финансового директора, главного бухгалтера, специалистов по связям с инвесторами и руководителей направлений, непосредственно влияющих на финансовые показатели компании. К обычным инсайдерам отнесут рядовых сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, внешних консультантов и аудиторов, а также контрагентов по крупным сделкам. Для суперинсайдеров будут действовать более жесткие требования по раскрытию информации и дополнительные ограничения на торговлю.
Революционным изменением станет введение обязательных «окон тишины». Компании будут обязаны запрещать инсайдерам торговать акциями перед публикацией квартальной и годовой отчетности, объявлением о крупных слияниях и поглощениях, раскрытием информации о значимых контрактах и изменениями в дивидендной политике. Типичная продолжительность таких периодов составит тридцать дней перед публикацией отчетности, для сделок M&A ограничения будут действовать с момента начала переговоров до публичного объявления.
Эмитенты получат значительно расширенные полномочия по внутреннему контролю. Компании смогут запрашивать у инсайдеров документы о сделках с ценными бумагами, требовать предварительного уведомления о планируемых операциях, проводить внутренние расследования подозрительных сделок и применять внутренние санкции за нарушения корпоративных правил.
Механизм публичного раскрытия информации будет кардинально пересмотрен. Данные о сделках инсайдеров будут публиковаться в агрегированном виде на сайтах эмитентов в специальном разделе и, возможно, на единой платформе Московской биржи. Информация будет включать полное имя инсайдера и его должность, тип и количество ценных бумаг, цену и дату сделки, а также характер операции. Это позволит инвесторам отслеживать, как менеджеры компаний оценивают перспективы своих фирм через призму собственных инвестиционных решений.
Для публичных компаний реформа означает значительные дополнительные расходы. Создание систем мониторинга сделок инсайдеров потребует инвестиций от двух до пяти миллионов рублей на внедрение, содержание compliance-подразделений обойдется в три-десять миллионов рублей ежегодно, а обучение персонала и консультационные услуги потребуют еще один-три миллиона рублей. Однако потенциальные выгоды могут значительно превысить затраты. Повышение доверия инвесторов может привести к росту мультипликаторов на пять-пятнадцать процентов, снижению премии за риск при размещениях и общему улучшению корпоративного управления.
Розничные инвесторы получат доступ к дополнительной информации для принятия инвестиционных решений. Снизится информационное неравенство между частными и профессиональными участниками рынка, появится возможность отслеживать действия «умных денег» топ-менеджеров. Институциональные инвесторы смогут проводить более качественный анализ корпоративного управления, получат дополнительные индикаторы для ESG-оценки и улучшат качество процедур due diligence.
Брокеры и управляющие компании столкнутся с новыми обязательствами по контролю за соблюдением требований клиентами-инсайдерами, необходимостью внедрения систем автоматического мониторинга и обучения персонала новым требованиям. Вместе с тем, откроются возможности для развития новых сервисов compliance и дифференциации на рынке за счет качества контрольных процедур.
Российская реформа во многом ориентируется на лучшие международные практики, но адаптирует их к специфике отечественного рынка. В США система регулирования инсайдерской торговли считается одной из самых жестких в мире. Раскрытие сделок должно происходить в течение двух рабочих дней, штрафы могут достигать пяти миллионов долларов для физических лиц и двадцати пяти миллионов для компаний, а уголовная ответственность предусматривает до двадцати лет лишения свободы.
В Евросоюзе регулирование о рыночных злоупотреблениях требует раскрытия сделок в течение трех рабочих дней при превышении минимального порога в пять тысяч евро за календарный год, а информация публикуется на сайте регулятора также в течение трех дней. Великобритания устанавливает требование раскрытия без задержек, максимум в течение четырех дней, размеры штрафов не ограничиваются, а публичный реестр ведется на сайте Управления по финансовому надзору.
В краткосрочной перспективе, в 2026-2027 годах, ожидается увеличение административных расходов публичных компаний на пятнадцать-двадцать пять процентов, временное снижение торговой активности инсайдеров и значительный рост спроса на compliance-услуги. Некоторые компании могут пересмотреть решения о публичном статусе в пользу делистинга для избежания дополнительных требований.
Среднесрочные эффекты в 2027-2029 годах включают повышение общей прозрачности рынка и доверия инвесторов, возможный приток иностранного капитала за счет улучшения качества регулирования и формирование новой культуры корпоративного управления в российских компаниях. Ожидается постепенная адаптация участников рынка к новым правилам и выработка эффективных практик их соблюдения.
Долгосрочные последствия после 2030 года могут включать снижение премии за страновой риск для российских активов, повышение эффективности ценообразования на рынке за счет более полной информации и укрепление позиций России как регионального финансового центра. Успешная реализация реформы может стать важным аргументом для международных инвесторов при принятии решений об инвестициях в российские активы.
Реформа потребует внесения изменений в 224-ФЗ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации для определения категорий инсайдеров, установления сроков раскрытия информации и закрепления механизмов внутреннего контроля. Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен новыми размерами штрафов и процедурами привлечения к ответственности. Уголовный кодекс также ожидают изменения в части усиления ответственности за особо крупные нарушения и расширения составов преступлений.
Особое внимание потребуется к подготовке подзаконных актов ЦБ, которые определят детальные требования к процедурам раскрытия, формы и сроки предоставления информации, а также критерии существенности сделок. От качества этих документов во многом будет зависеть успех всей реформы.
Анонсированная реформа представляет собой важный шаг к приведению российского регулирования в соответствие с международными стандартами. При успешной реализации она может существенно повысить привлекательность российского фондового рынка для инвесторов и улучшить качество корпоративного управления в публичных компаниях.
Ключевыми факторами успеха станут качественная подготовка нормативной базы с учетом специфики российского рынка, постепенное внедрение требований с достаточными переходными периодами и активное взаимодействие регулятора с участниками рынка на всех этапах реализации. Компаниям следует уже сейчас начинать подготовку к новым требованиям, оценивать необходимые изменения в корпоративных процедурах и планировать инвестиции в системы мониторинга и контроля.
Реформа, безусловно, потребует значительных усилий и ресурсов от всех участников рынка, но потенциальные долгосрочные выгоды в виде повышения доверия инвесторов и улучшения качества рыночного ценообразования оправдывают эти затраты.
