Блог им. Koleso
Фото: Adobe Stock.
Искусственный интеллект превратился из передовой технологии в неотъемлемую часть семейного бизнеса. Смогут ли они найти специалистов, соответствующих их видению?
Новый отчёт Deloitte Private показывает, что в 2025 году искусственный интеллект станет главным стратегическим приоритетом для семейного бизнеса.
В этом интервью Лора Пирсон, руководитель отдела по работе с семейными предприятиями в США, рассказывает о результатах исследования и о том, как они влияют на семейный бизнес.
Внедрение ИИ было главным стратегическим приоритетом для семейных предприятий. Как вы думаете, что вызывает такой интерес к расширению использования ИИ в организации?
Лаура Пирсон: Несколько лет назад идея использования ИИ казалась почти «нью-эйджовской» в каком-то смысле — некоторые люди этим занимались, но это не было необходимостью для бизнеса. За последние несколько лет на руководящем уровне в частных компаниях было много внимания уделено обучению и использованию ИИ. Это помогло организациям понять, что ИИ никуда не денется и что он стал скорее необходимостью, чем отличительной чертой.
Итак, когда мы общаемся с клиентами и представителями других семейных предприятий, мы часто слышим, что они осознают, насколько важна эта часть их наследия и насколько она важна для того, чтобы компания просуществовала следующие 50–100 лет. Пожалуй, самое сложное — это продумать варианты использования ИИ и понять: «Какую пользу он может принести бизнесу? Что это значит для нас?» — и это может зависеть от отрасли, в которой работает компания. Существует множество различных способов внедрения ИИ.
Я считаю, что как только руководство и совет директоров по-настоящему поймут, какую пользу ИИ может принести их конкретной организации, семейные предприятия, с которыми мы работаем, осознают, что ИИ имеет решающее значение и, по сути, станет обязательным условием, а не отличительной чертой для более рискованных или прогрессивных организаций.
FB: В отчёте отмечается, что небольшие компании чаще инвестируют в технологии и искусственный интеллект. Как вы думаете, почему так происходит?
Л. П.: Я думаю, на это есть несколько причин. Во-первых, небольшая организация может быть ближе к первому поколению или основателю. А эти люди, если говорить в общих чертах, как правило, менее склонны к риску, более открыты и готовы пробовать что-то новое.
Лора ПирсонКроме того, я думаю, что в небольших организациях, опять же при условии, что это новая организация (что может быть не так в некоторых случаях), есть готовность пробовать что-то новое, в то время как, например, семейный бизнес, который существует уже сто лет, с хорошо зарекомендовавшим себя продуктом, устоявшейся клиентской базой и цепочкой поставок, может не видеть необходимости в том, что для новой или небольшой организации может быть жизненно важным для бизнеса.
У этого есть две стороны. И опять же, я исхожу из предположения, что эти небольшие организации моложе — хотя это может быть и не так, — но у них есть возможность понять, как внедрить ИИ в бизнес-процессы. Это может быть что угодно: от анализа вашей деятельности до определения цен. Мы даже слышали о компаниях, которые используют ИИ для улучшения клиентского опыта или маркетинговых кампаний. Таким образом, его можно использовать по-разному, и, очевидно, это зависит от организации, но главное — быть гибким и понимать, что это открывает новые возможности для организации в целом.
FB: Трудности с поиском членов совета директоров, обладающих специальными техническими знаниями, были названы главным препятствием на пути к модернизации совета директоров. Что это говорит нам о кадровом резерве для управления частными семейными предприятиями? Как эти предприятия могут конкурировать за лучших специалистов в совет директоров?
Л. П.: Что ж, это, безусловно, говорит о том, что конкуренция очень высока. Мы общаемся со многими руководителями, которые действительно заинтересованы в работе в советах директоров частных компаний. Так что интерес есть. Но частные компании, которые действительно тщательно подходят к составу совета директоров, понимают, что им нужен человек с техническими знаниями.
На рынке ходят слухи, что в конечном счёте те компании, которые действительно осознают важность и/или потенциальные риски, связанные с ИИ или даже с кибербезопасностью, будут иметь значение для организации. И зачастую они передают большую часть этих функций на аутсорсинг третьей стороне, потому что не могут найти подходящих специалистов для работы в совете директоров.
Когда речь заходит о том, как быстро развиваются и совершенствуются некоторые технологии, мы часто слышим, что если компания не может найти человека, который мог бы войти в совет директоров напрямую, то решением может стать привлечение сторонней организации, которая поможет восполнить этот пробел. Мы часто слышим о сторонних организациях, которые проводят обучающие семинары для членов совета директоров, чтобы держать их в курсе событий.
Тем не менее, в контексте частных компаний, особенно семейных предприятий, идея иметь долгосрочное видение и не быть обязанным ежеквартально отслеживать результаты — или, возможно, от них не требуется — является реальным преимуществом для потенциальных членов совета директоров. Семейные предприятия имеют возможность смотреть на вещи более дальновидно и сосредоточиться на наследии, которое семья хочет оставить. Хотя, безусловно, присутствует и компенсационный элемент, именно общий настрой и корпоративная культура организации отличают семейный бизнес и делают его востребованным на рынке, а также местом, где руководители хотят проводить время, принося пользу.
Ринат Ахметов потерял больше половины состояния, но все равно остается самым богатым укpaинцем. Рассказываем, как олигарх из Донбасса построил свою бизнес-империю и продолжает приумножать ее активы
Странный запах. Мать подростка пропала перед Рождеством. Следы нашли только через 12 лет, хотя все это время тело было совсем рядом
Как маленький город переживает большую трагедию — репортаж из Байкальска, где подросток зарезал четверых друзей
Как в России построили сеть по продаже ceкса с несовершеннолетними и кто из ее влиятельных клиентов избежал ответственности