Блог им. Op_Man
Краткое резюме
Группа компаний «Самолет» — одна из крупнейших российских девелоперских компаний, специализирующаяся на массовом жилищном строительстве.
Компания демонстрирует противоречивые результаты: при росте выручки на 32,4% до 339,1 млрд руб. в 2024 году чистая прибыль сократилась на 68,6% до 8,15 млрд руб. Высокая долговая нагрузка (Net Debt/EBITDA 1,89x) и отрицательный свободный денежный поток создают серьезные финансовые вызовы в условиях высоких процентных ставок.
Резкое снижение прибыльности в первом полугодии 2025 отражает влияние высоких процентных ставок на финансовые расходы компании.
Мультипликаторы SMLT находятся на низких уровнях, что может свидетельствовать как о недооцененности, так и о справедливом отражении рисков компании.
Долговые коэффициенты
Net Debt/EBITDA (корпоративный):1,07x
Net Debt/EBITDA (полный):1,89x
Debt Ratio:0,677 (высокий уровень)
Компания находится в границах установленной дивидендной политики (Net Debt/EBITDA от 1,0x до 2,0x), но высокая долговая нагрузка создает риски в условиях дорогого фондирования.
Региональное присутствие
Компания активно развивает проекты в Московском регионе и расширяет географию в регионы (Казань, Уфа, Екатеринбург). Земельный банк превышает 28 млн м².
Дивидендная политика
Текущий статус
Дивиденды за 2024 год:не выплачивались
Дивиденды за 2023 год:не выплачивались
Последние дивиденды:82 руб. в 2022 году
Дивидендная политика
Согласно корпоративной политике:
При Net Debt/EBITDA < 1,0x: не менее 50% от чистой прибыли
При Net Debt/EBITDA 1,0-2,0x: не менее 33% от чистой прибыли
Минимальная гарантия: 5 млрд руб. ежегодно при любой долговой нагрузке
Текущая приостановка выплат обусловлена необходимостью сохранения ликвидности в условиях высоких процентных ставок.
SWOT-анализ
Сильные стороны
Лидирующие позиции на рынке массового жилищного строительства
Большой земельный банк (28+ млн м²)
Развитая IT-платформа и PropTech-решения
Диверсификация бизнеса через «Самолет Плюс»
Слабые стороны
Высокая долговая нагрузка и отрицательный FCF
Сильная зависимость от ипотечного кредитования
Снижение прибыльности в условиях высоких ставок
Приостановка дивидендных выплат
Возможности
Снижение ключевой ставки ЦБ РФ
Развитие альтернативных схем финансирования (рассрочка)
Рост сервисного бизнеса «Самолет Плюс»
Монетизация земельного банка
Угрозы
Продолжение жесткой денежно-кредитной политики
Снижение покупательной способности населения
Ужесточение регулирования долевого строительства
Рост стоимости строительных материалов

Вероятностный анализ.
Базовый сценарий
Постепенное снижение ключевой ставки ЦБ до 15% к концу 2025 года
Восстановление ипотечного спроса во второй половине 2025
Стабилизация финансовых показателей
Целевая цена: 1 300-1 500 руб. на горизонте 12 месяцев
Оптимистичный сценарий
Значительное снижение ставки ЦБ и возврат льготной ипотеки
Восстановление дивидендных выплат в 2026 году
Рост капитализации до 100+ млрд руб.
Целевая цена: 1 800-2 200 руб.
Пессимистичный сценарий
Сохранение высоких ставок, дальнейшее ухудшение ликвидности
Необходимость реструктуризации долга
Возможное размытие акционеров
Целевая цена: 800-1 000 руб.
Итого:
Целевая цена:1 350-1 550 руб. за акцию на горизонте 12-18 месяцев
Инвестиция весьма рисковая: если и держать, тос осторожностью и с курсором на кнопке «закрыть позицию».
Обоснование:
Компания является бенефициаром потенциального снижения ключевой ставки ЦБ
Низкие мультипликаторы создают потенциал для восстановления котировок
Однако высокие финансовые риски требуют осторожного подхода
Самолет представляет собой высокорисковую инвестицию с потенциалом значительного роста при улучшении макроэкономических условий. Ключевые триггеры для роста — снижение процентных ставок и восстановление ипотечного кредитования. До тех пор компания будет находиться под давлением высоких финансовых расходов и ограниченной ликвидности.