Друзья, вижу, что для многих людей есть два неочевидных момента:
- Зачем государство собралось развивать рынок акций, вместо того, чтобы если не национализировать, то хотя бы быть со всеми этими мошенниками бизнесменами построже?
- Зачем компаниям поддерживать высокие котировки после IPO, ведь если акции на бирже стали дороже, денег от этого в компании не прибавится?
Если вам интересно понять, зачем все это нужно государство и компаниям, то эта статья — для вас.
Долг и доля
Чтобы разобраться в теме, сначала нужно пояснение о том, как можно финансировать бизнес. Есть два вида финансирования бизнеса — долевой капитал и долговой капитал.
- Долевой капитал — это когда вы владеете долей в бизнесе и имеете права собственника пропорционально своей доле. И если бизнес хороший и перспективный, то никто в здравом уме не хочет ни с кем делиться долей в нём. А если все же долей хотят поделиться, то это не с проста.
Представьте, что вы сдаете квартиру в аренду как собственник. Вопрос: вам проще сдавать квартиру в аренду, когда вы единственный собственник или если собственников у квартиры много и
у каждого свое мнение по какой цене и кому ее в аренду сдать? Как только есть много собственников, появляется необходимость с ними договариваться и считаться.
Поэтому партнеров в бизнес пускают только если плюсы от их появления перевешивают очевидные минусы. Ожидается, что партнеры могут привнести: важные технологии, политические связи, новые рынки сбыта или просто привлечь деньги в компанию в обмен на долю в ней.
Последний пункт про деньги в обмен на долю чаще всего наименее ценный, пускать в бизнес за «дай денег» видится для собственников плохой идеей. Потому что есть альтернативы. Ведь деньги можно привлечь, не пуская в бизнес
дармоедов сторонних инвесторов, а просто взять в долг.
- Долговой капитал — это когда можно взять деньги на развитие бизнеса, не продавая часть своей сладкой по... компании. В идеале собственник не только хочет взять в долг, но хочет взять так, чтобы его самого ни за какое место не взяли и вообще, чтобы ему ничего за долги не было: ни процентов, ни рисков потери залога, ни сроков возврата.
Конечно, в мире больших денег все всё понимают, белых и пушистых ягнят, как и чудес, там нет. Поэтому банки просят от собственников по кредитам проценты, залог и соблюдение графика платежей. Прям монстры какие-то, не могут нормально дать денег под честное слово, поэтому собственники ходят и рассказывают всем как их обижают, денег не дают, на слово не верят.
Дай денег
В итоге бизнес идёт и стучится «в дверь» государству: «есть прекрасные идеи, надо много денег по маленьким ставкам и чтобы на долго-долго, подай нам на субсидии или напечатай нам денег». На самом деле никаких дешевых кредитов в природе не существует, за это всегда кто-то платит: либо население через перераспределение их налогов из бюджета, либо населения через инфляцию и маленькие проценты по вкладам, которые в лучшем случае эту инфляцию покрывают (но это не точно).
И государство идет и выделяет субсидии (то есть деньги налогоплательщиков). А бизнес приходит снова. А государство выделяет еще. А бизнес приходит снова и снова. В какой-то момент вся эта вакханалия
начинает дорого стоить. При этом у государства вообще много ртов. И всем нужны деньги, не только бизнесу. И каждому надо дать, ведь каждый «рот» — очень важный «рот». И всем очевидно, что никто никогда не встанет и не скажет «мне хватит, оставь другим», в эту игру можно играть очень долго.
Боли государства
Государство тоже постоянно думает, как решить все стоящие перед ним задачи с использованием ограниченных ресурсов. И помимо необходимости развития бизнеса, есть еще одна большая и очень дорогая головная боль — это пенсии. Пенсионеров все больше, а работающих, которые им платят, все меньше, идёт убыль и старение населения, дефицит пенсионной системы покрывают из федерального бюджета.
При этом есть у нас в стране один замечательный, мало задействованный источник денег — сбережения населения в виде денег в банках. Сейчас эти деньги используются в основном для выдачи кредитов по ставкам, которые все просят субсидировать.
А что если развивать такую систему, при которой население захочет держать деньги не только в банках, но и финансировать бизнес, а государство как раз сможет отправлять бизнес с его желаниями прямиком к населению, то есть на биржу?
Компромисс
Так и рождается компромисс, которые решает сразу несколько проблем, но и требует большей ответственности со стороны всех участников затеи. Ответственность, конечно, нести никто не любит, поэтому дело требует долгих и упорных усилий. И так, как в итоге увязываются интересы всех сторон:
- Государство говорит бизнесу, что льготы свяжет с наличием у компаний акций на бирже, да так, чтобы без «формальностей», то есть будет учитываться еще и доля акций, которые компания разместит на бирже.
«Помимо налоговых льгот, ЦБ предлагает предоставить компаниям, самостоятельно привлекающим капитал на рынке, приоритетный доступ к участию в различных государственных программах поддержки», — цитата из interfax.ru
- Государство стимулирует людей копить на пенсию самостоятельно, но только не через накопление вкладов в банках, а через фондовый рынок: запуская различные льготные программы, такие как ИИС, ПДС, и еще подумывает о повышении прозрачности рынка акций:
Банк России считает необходимым обновить требования к содержанию важных для инвестора документов. В первую очередь это касается проспекта ценных бумаг. В него необходимо включить прогнозные показатели эмитента, что позволит инвестору принимать взвешенные инвестиционные решения. При этом резюме проспекта должно быть кратким и понятным, содержать ключевые сведения об эмитенте: финансовые показатели в сравнении с предыдущими периодами, описание стратегии и оценки перспектив развития. — источник cbr.ru
Не мытьем, так катанием, государство вынуждает бизнес соглашаться на вариант «доля в капитале в обмен на деньги». Но и бизнес своего не упустит. Конечно, компании заинтересованы в том, чтобы если и пришлось получать публичный статус, то делать это с максимальной пользой для себя, в первую очередь, продавать свои доли как можно дороже. Для государства это тоже выгодно, ведь чем больше бизнес привлечет на рынках капитала, тем меньше будет клянчить у самого государства.
После IPO
Отдельно стоит обговорить, а какое вообще бизнесу дело до котировок его акций после их продажи на бирже? Для многих компаний действительно никакого дела нет. На мой взгляд, здесь проблематика лежит в плоскости зрелости рынка и бизнеса, потому что акции могут быть для компании своего рода валютой:
- Если компания захочет сделать доп. эмиссию, естественно, это интереснее всего делать по более высоким, чем по менее высоким ценам.
- Зачем закладывать в банке какое-то важное имущество, которого, к слову, может и не быть, если в залог по кредиту можно передать акции;
- Зачем платит топ-менеджерам большие бонусы деньгами, если можно выдать акции, а еще лучше — опционы на акции, которые можно «обналичить» только через много лет.
В стратегической перспективе развитые рынки капитала дают множество преимуществ всем — государству, бизнесу, инвесторам. Другое дело, что до стратегического мышления многим еще нужно дорасти.
Развитие рынка акций невозможно без развития института защиты частной собственности. Для многих это совершенно неочевидно, одни и те же люди на полном серьезе могут выступать за защиту частной собственности и за национализацию. И чем больше в стране частных собственников, тем сложнее воплотить в жизнь безумные идеи сторонников «отнять и поделить».
Резюме
- Бизнес хочет деньги, но не в обмен на часть бизнеса, а в долг подешевле и под честное слово;
- Государство не имеет возможности профинансировать всех, предлагает разделение ответственности;
- Развитие рынка акций помогает решить много задач: обеспечивает доп. финансирование бизнесу, обеспечивает доп. пенсии пенсионерам, снижает нагрузку на бюджет, снижает риск на успех сторонников идеи «отнять и поделить».
- Бизнес пока не «распробовал» все плюсы от размещения и поддержания стоимости акционерного капитала, но плюсы тоже есть: платить менеджерам не деньгами, а акциями; получать дешевые кредиты под залог акций; размещать доп. эмиссии по хорошим для себя ценам.
На этом все.
Буду искреннее благодарен всем, кто поддержит статью лайком.
Канал в Дзен: Механика Капитализма
1. ЦБ предлагает стимулировать компании к IPO/SPO
2. IPO будут проходить по-новому: предложения Банка России
Чувствуется, что вы молоды не знакомы с марксизмом
Так никто почти и не хочет IPO, их палками туда гонят.
'если в залог по кредиту можно передать акции;' — вот это вы ниже пишете. Хочу отметить, а по какой же цене будут брат акции в залог? Даже мы с вами имеем представление о цене акций, капитализации компаний и как быстро это все меняется. А уж те, кто дает в кредит тем более. Получается, оценка должна идти по балансовой стоимости акций, а не рыночной? Тогда опять же компании все равно будет, сколько стоят акции…
1. Если акции торгуются на рынке, то будут брать среднее значение за какой-то период при оценке. Но размер залога будет с большим запасом. Не скажу точно с каким, может быть х2 или больше. Это сложная процедура, она регламентируется внутри каждого банка большими регламентами, составляются сложные договора. Целые департаменты занимаются структурированием таких сделок, а решения принимаются на специальных комитетах, для особо крупных сумм переговоры идут на уровне если не первых лиц, то на уровне «СЕО минус 1». В целом, в любом банке это очень закрытая ниша, если непосредственно со сделкой не работаете, никто детали не расскажет, риск процедуры тем более никто не расскажет, там особый допуск требуется.
2. Есть еще вариант с конвертируемыми облигациями. Какие там условия, не знаю.
Афтор теореик в россии недоступны иностранные кредиты и займы после 2014г и 80% банковского сектора госбанки. И куда идти капиталистам за деньгами?
Кроме того госсектор и госкомпании 70% экономики россии а рынок труда и профсоюзы полностью контролируются государством…
Прочти хайека дорога к рабству.
Идея в том что во всех странах государство для бизнеса и народа а в россии чиновники это правящий класс и бизнес с народом для госуларства.
В россии нет капитализма совсем и никак а есть госкапитализм.
Оценки доли госучастия в экономике РФ:
Счётная палата РФ (ранее):
В 2020 году сообщалось, что госкомпании обеспечивают около 60% ВВП России.
Этот показатель стабильно высок с середины 2000-х годов.
Международные оценки (например, OECD, МВФ):
Государственный сектор в России считается одним из крупнейших среди крупных экономик.
По оценке OECD, около 45–50% ВВП может приходиться на государственный сектор (включая предприятия с контрольным или значительным миноритарным участием государства).
Центральный банк РФ и аналитики:
По данным некоторых исследований, на госкомпании приходится до 70% фондового рынка, особенно в таких секторах, как:
Энергетика (Газпром, Роснефть)
Банковский сектор (Сбербанк, ВТБ)
Транспорт (РЖД, Аэрофлот)
Оборонно-промышленный комплекс
— нет примеров, как бизнес просит субсидии?
— нет примеров того, что государство хочет переложить часть пенсионного бремени на граждан?
Кстати, вы путаете гос. компании и компании с госучастием.
И вот тут непонятно, что конкретно имеется в виду:
Кстати, вот у нас ставка налога по дивидендам 13/15% для физиков, а в Швеции — 30%. Это у нас все для чиновников, а у них — для людей?) Просто не могу понять, что вы хотели сказать в контексте статьи.
— Бизнес не просит субсидий и дешевых денег?
— Субсидии не висят гирей на бюджете?
— Может у пенсий радужные перспективы?
Там он говорил про биржу, про рынок.
да я помню.
Ну что конкретно про акции Не помню
У меня масса примеров банально от скотского отношения судей и аппарата, которые даже за проведение заседания в нужное время хотят денег, до ничего не делающих без позолоченной ручки приставов. Или даже просто пародия на заседания в низших инстанциях, когда слушают только инспектора ГИБДД, а твои ходатайства просто отвергают. Я уже молчу про кейсы с подброшенными органами веществами, когда без денег ничего не решается. А уж про характерные для последних 3,5 лет высланных из пальца дела, даже не знаешь, что сказать. Но не вижу смысла всё это подробно рассказывать человеку, живущему в своей реальности.
Зато вот что интересно получается, если столкнуться с юридически грамотным мошенником, то привлечь его за мошенничество практически нереально, никакие СК ему ничего «пришить» не могут, хотя всем все очевидно, но по формальным признакам состава преступления не проходит.
Вообще, по опыту, чтобы нормально судиться, нужно иметь в своей команде юриста, который в прошлом или был начальником СК, или работал в прокуратуре долго или бывший судья, самородки тоже попадаются, но это исключение. Все остальные варианты обычно очень и очень грустные. Даже бывает юристы на голубом глазу заявляют, что не понимают разницу между УК 285 и 290.
Есть и конфликт интересов между защитой и подзащитным. Система оплаты такова, что у адвоката нет стимула защищать, а есть стимул слить как можно быстрее клиента. Зато у СК и прокуратуры мотивации довести дело до конца значительно больше, не даром прокуратура до талого бьется за свою позицию, даже если выясняется, что они не очень-то и правы.