Блог им. MihailKovalskiy_9ba
На сегодняшний день в мировой экономике много сигналов о приближающейся рецессии, и сегодня я выскажу своё мнение относительно этого.
Первостепенно, куда стоит смотреть, чтобы увидеть, что с экономикой что-то не так – это на доходность государственного долга. Это один из ключевых индикаторов, по которому можно судить о состоянии экономики.
Доходность госдолга отражает ожидания (веру) инвесторов в будущее экономики – например, что будет с инфляцией, ставками, экономическим ростом и долговой устойчивостью.
Если с экономикой всё хорошо и ничего не предвещает беды – доходность обычно ведёт себя спокойно. А вот если что-то идёт не так, и рынок чувствует, что впереди инфляция, кризис или дестабилизация – он требует более высокую доходность. Потому что риск выше.

И вот как раз-таки ключевым сигналом является поведение кривой доходности. Нужно смотреть на долгосрочные и краткосрочные облигации – то есть на 2-летние и 10-летние облигации США. В нормальной ситуации долгосрочные дают больше: ведь чем дольше даёшь в долг, тем выше должен быть процент.
Но когда доходность инвертируется (то есть доходность 2-летних выше, чем 10-летних облигаций) – это сильнейший сигнал, что рынок ожидает рецессию.

Вы как раз-таки видите недавнюю инверсию (график опускался ниже нуля). Это происходит потому, что в краткосрочной перспективе они видят риски (высокая инфляция, жёсткая политика ФРС, рост ставок), из-за чего требуют более высокую доходность по краткосрочным облигациям. Но в долгосрочной перспективе они ждут, что ФРС начнёт снижать ставки, потому что экономика замедлится или начнётся рецессия. А чтобы экономика начала свой подъём, ей нужны дешёвые деньги.
По изображению видно: если график опускался ниже нуля, то после этого всегда случалась рецессия (серые столбцы). Поэтому инверсия кривой доходности – это почти стопроцентный предсказатель кризиса. Исторически она всегда предшествовала рецессиям в США.
Второй очень важный индикатор – это стоимость денег. За это отвечает ФРС и её решения касательно изменения процентных ставок.

Например, если в экономике что-то происходит и начинается рост инфляции, то, чтобы её замедлить, ФРС поднимает процентные ставки – тем самым повышая стоимость денег. При высокой процентной ставке не всем хочется брать кредиты, потому что обслуживание долга становится дороже, экономика не растёт, а даже сужается.
Например, в период низких процентных ставок бизнес брал кредиты под 2–3 % – и это позволяло ему расти, платить зарплаты и обслуживать долг.
Но ставка выросла до 5–6 % – и для многих обслуживание долга становится непосильным. Компания сокращает расходы, увольняет людей или вообще банкротится. И вот она уже не может производить свой продукт и предоставлять рабочие места – соответственно, экономика сужается.
Если взглянуть на картинку выше, где изображено изменение процентных ставок, то можно с уверенностью сказать, что исторически дорогие деньги всегда приводили к замедлению экономики (серая зона).
Третий важный индикатор – это индикатор Баффета. Он показывает, перегрет ли фондовый рынок или нет. Он рассчитывается рассчитывается как соотношение общей рыночной капитализации (то есть стоимости всех компаний на бирже)) к ВВП страны.

Когда капитализация фондового рынка значительно превышает размер ВВП – это значит одно: рынок переоценён.
Теперь взгляните на график этого индикатора. На сегодняшний день капитализация фондового рынка США в два раза превышает ВВП страны – и это говорит о явном перегреве. Инвесторы платят слишком много за будущие прибыли, которые в реальности экономика просто не успевает производить.
Следующий важный индикатор – это индекс Мичиганского университета.

Этот индекс показывает уровень потребительского доверия – то, как обычные люди оценивают экономическую ситуацию и своё финансовое будущее. А это крайне важно, потому что именно потребление составляет большую часть экономики США.
Если люди уверены в завтрашнем дне – они тратят деньги, берут кредиты, совершают крупные покупки. Это подогревает спрос и стимулирует экономику. А если люди начинают бояться за своё будущее – они начинают экономить. Снижается потребление – и это сразу же бьёт по бизнесу.
На графике видно, что индекс Мичиганского университета сегодня находится на крайне низком уровне (52,2). Это даже ниже, чем во время мирового кризиса 2008 года (55,3).
И последним пунктом я решил отметить пузырь искусственного интеллекта. Хотя я считаю, что любые причины экономических кризисов предсказать очень трудно, всё же, опираясь на события 2000 и 2008 годов, можно говорить о тревожном сигнале.
Акции отдельных компаний, производящих чипы или софт для нейросетей, выросли в разы. Их капитализация и мультипликаторы оторвались от реальности. Фактически, рынок начал закладывать в цену будущие прибыли на десятилетия вперёд – хотя сегодня эти прибыли ещё не появились. Если пузырь ИИ лопнет, это ударит по всей экономике.
Так что, на мой взгляд, сегодня мы находимся в точке, где слишком много факторов указывают на одно: перегрев и скорую рецессию. Именно поэтому сейчас я не вкладываюсь, а накапливаю капитал.
Если вам понравилась статья – поддержите лайком и подпиской.
Статья основана на личном опыте автора и не является финансовой рекомендацией.
мне удивительно… для чего транснациональные корпорации работающие по всему миру привязали к ввп сша? моглиб и к ввп германии привязать или китая...
опережающий индикатор рецессии это падение прибылей американских компаний...
Пока это в пределах «невидимой руки рынка» — норм. Но как только государство начинает вмешиваться и оттягивать конец, беря долги на себя — в долговременной перспективе жопа неизбежна, и гораздо глубже.
согласен, что кто-то, может, ждет падения или маленького хлопка где-то там в чем-то там и по чуть-чуть перекладывается в короткие бумаги. С учётом того, какую роль играет рынок РЕПО в США с начала нулевых, то хлопки в доходностях коротких бумажек — это оценка постфактум, когда уже что-то да сломалось.
Последние абзацы прям в точку. Не зря же сравнивали динамку акции Cisco и Nvidia)
За днем приходит ночь, за вдохом — выдох, за приливом — отлив.