Блог им. Koleso
Кредит… Шармила БанерджиАвтор: Аниш Раман — директор по экономическим возможностям в LinkedIn.
Растёт число признаков того, что искусственный интеллект представляет реальную угрозу для значительного числа рабочих мест, которые обычно служат первым шагом для каждого нового поколения молодых работников.
Неопределённость в отношении тарифов и мировой торговли, вероятно, только усилит это давление, в то время как миллионы выпускников 2025 года будут выходить на рынок труда.
Мы видели, что произошло в 1980-х годах, когда наш производственный сектор резко сократился. Теперь перед нашими офисными работниками стоит такая же технологическая и экономическая проблема.
Первая ступенька карьерной лестницы — это начало пути. В сфере технологий продвинутые инструменты для написания кода и отладки проникают в задачи, которые раньше выполняли младшие разработчики. В юридических фирмах младшие помощники юристов и стажеры-первокурсники, которые когда-то набирались опыта, просматривая документы, передают недельную работу инструментам на базе ИИ, которые выполняют её за несколько часов. А в розничных магазинах чат-боты на базе ИИ и автоматизированные инструменты для обслуживания клиентов берут на себя обязанности, которые раньше выполняли молодые сотрудники.
Эти изменения совпадают с тенденциями, которые наблюдаются в последних показателях занятости. С сентября 2022 года уровень безработицы среди выпускников колледжей вырос на 30 процентов по сравнению с примерно 18 процентами для всех работников. И хотя индекс уверенности в работе LinkedIn, который измеряет уверенность в работе и карьере почти 500 000 специалистов, достиг новых минимумов на фоне общей неопределённости, представители поколения Z более пессимистично настроены в отношении своего будущего, чем любая другая возрастная группа. Между тем, в ходе нашего недавнего опроса более 3000 руководителей в LinkedIn на уровне вице-президента или выше 63% согласились с тем, что искусственный интеллект в конечном итоге возьмёт на себя некоторые рутинные задачи, которые в настоящее время выполняют их сотрудники начального уровня.
Практически все рабочие места будут затронуты в той или иной степени, но больше всего пострадают офисные работники: наше исследование показывает, что у специалистов с более высоким уровнем образования больше шансов потерять работу, чем у тех, у кого его нет. В то время как технологический сектор ощущает на себе первые волны изменений, связанных с массовым внедрением ИИ в этой сфере, ожидается, что в таких областях, как финансы, туризм, питание и профессиональные услуги, также произойдёт сокращение традиционных задач начального уровня.
Компании не отказываются от этих вакансий в одночасье. И мы пока не видели убедительных доказательств того, что искусственный интеллект является причиной нестабильности на рынке труда для начинающих специалистов; экономическую неопределённость нельзя сбрасывать со счетов. В конечном счёте искусственный интеллект создаст множество рабочих мест.
Всемирный экономический форум прогнозирует, что это число может составить 78 миллионов рабочих мест, даже с учётом прогнозируемого сокращения рабочих мест. Согласно нашему опросу, руководители в LinkedIn по-прежнему считают, что сотрудники начального уровня привносят свежие идеи и новый взгляд, которые ценны для их бизнеса.
Но любое изменение в карьере молодых работников происходит в особенно уязвимый для них период; запоздалое начало карьеры может замедлить её развитие на десятилетия.Центр американского прогресса обнаружил, что молодые люди, которые в возрасте 22 лет проработали шесть месяцев без работы, могут рассчитывать на то, что в течение следующего десятилетия они будут зарабатывать примерно на 22 000 долларов меньше.
Также вызывает беспокойство потенциальное усиление неравенства на рынке труда. Если должности начального уровня исчезнут, те, у кого нет связей в элитных кругах или привилегированного происхождения, столкнутся с ещё более серьёзными препятствиями на пути к трудоустройству. Кроме того, последствия крупномасштабных экономических сдвигов ощущаются целыми сообществами. Когда в промышленно развитых районах Америки исчезли рабочие места в сфере производства, это привело не только к потере дохода, но и к социальным и политическим потрясениям.
Чтобы исправить работу начального уровня, нам придётся полностью её переработать.
Во-первых, нам нужно убедиться, что работники осваивают навыки, которые начинают требовать работодатели. Появляются новые подходы: Школа бизнеса Когода при Американском университете внедряет искусственный интеллект в свою учебную программу и обучает преподавателей использованию инструментов искусственного интеллекта, а Университет Карнеги-Меллона предлагает программу бакалавриата по искусственному интеллекту, в рамках которой студенты изучают возможности использования искусственного интеллекта для «пользы и блага людей». Общественные колледжи в Майами-Дейд, Хьюстоне и Марикопе присоединяются к проекту, создавая национальный консорциум A.I., чтобы привести учебные программы в соответствие с потребностями рынка труда и предложить прикладные степени в области A.I., поддерживаемые такими компаниями, как Intel и Microsoft.
Если работодатели не хотят в будущем остаться без достаточного количества людей для заполнения руководящих должностей, им нужно продолжать нанимать молодых работников. Но им нужно перестраивать работу начального уровня так, чтобы работники выполняли задачи более высокого уровня, которые повышают ценность работы по сравнению с тем, что может быть создано искусственным интеллектом. В бухгалтерской и консалтинговой фирме KPMG недавние выпускники теперь благодаря инструментам искусственного интеллекта выполняют налоговые задания, которые раньше были доступны только сотрудникам с опытом работы три года и более. А в компании Macfarlanes начинающим юристам теперь приходится расшифровывать сложные контракты, которые раньше доставались их более опытным коллегам. Исследование, проведённое Школой менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, подтверждает этот переход, указывая на то, что новые сотрудники и работники с низкой квалификацией получают наибольшую выгоду от работы с инструментами на основе ИИ.
Это группа, стремящаяся к росту.Исследование LinkedIn показало, что 40% кандидатов на работу из поколения Z готовы сменить работу и даже согласиться на снижение зарплаты на 2–5%, если им предоставят больше возможностей для карьерного роста.
На протяжении многих поколений должности начального уровня служили профессиональным трамплином, на котором молодые выпускники могли спокойно учиться под бдительным присмотром опытных менеджеров. Теперь, когда эта модель рушится, мы должны попытаться перестроить её, чтобы она отражала мир труда, в котором мы живём, и переосмыслить первые рабочие места с учётом роста — роли, которые учат адаптироваться, а не повторять одно и то же, и служат трамплинами, а не тупиками.
Улучшение работы начального уровня — это первый шаг к улучшению всей работы. Потому что рано или поздно все наши рабочие места столкнутся с этой волной изменений. Сначала всё будет происходить медленно, а потом внезапно. Мы знаем, что есть целое поколение талантливых людей, которые ждут своего звёздного часа. Вопрос в том, дадим ли мы им реальный шанс начать.
Читайте еще:
Сечин устраивает эскортниц на должности в «Роснефти» и платит им большие зарплаты из бюджета компании — расследование
За три года в России национализировали 411 компаний с активами на 2,6 трлн рублей
Бесчестный знак. Расследование о том, как россиян обложили скрытым налогом
Предкризисное настроение. Четыре отрасли российской экономики, которые рухнут первыми от высоких ставок и снижения спроса
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах
