Блог им. Koleso

Биограф Уоррена Баффета говорит, что его «буквально невозможно заменить», поскольку Berkshire Hathaway вступает в новую эру

Биограф Уоррена Баффета говорит, что его «буквально невозможно заменить», поскольку Berkshire Hathaway вступает в новую эруУоррен Баффетт объявил о своем намерении уйти с поста генерального директора Berkshire Hathaway.
  • Генеральный директор Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт объявил в субботу, что планирует уйти в отставку в конце года.
  • За последние 55 лет в качестве генерального директора этот выдающийся инвестор превратил Berkshire в империю стоимостью в триллион долларов.
  • Подруга и биограф Баффета Элис Шрёдер рассказала BI о его жизни и наследии.

Генеральный директор Berkshire Hathaway Уоррен Баффет ошеломил аудиторию на ежегодном собрании в Омахе в субботу, объявив о своём намерении уйти в отставку в конце года после почти шестидесятилетнего руководства империей стоимостью триллион долларов.

Легендарный бизнесмен-миллиардер вместе со своим покойным деловым партнёром Чарли Мангером посвятил большую часть своей жизни превращению Berkshire Hathaway из производителя текстиля в международный конгломерат и холдинговую компанию, которой она является сегодня.

Со временем он приобрёл репутацию человека, дающего мудрые советы, которые он излагал в письмах акционерам, интервью и различных выступлениях, предлагая идеи для достижения успеха не только в бизнесе, но и в жизни.

Элис Шредер, журналистка и бывший управляющий директор Morgan Stanley, написала в 2008 году ставшую бестселлером биографию Баффета «Снежный ком: Уоррен Баффет и бизнес всей его жизни» после того, как в течение десяти лет знакомилась с ним и его семьёй. Она рассказала Business Insider о наследии легендарного инвестора на фоне новостей о его запланированной отставке.

Этот разговор был слегка отредактирован для большей длины и ясности.

Для начала — какова ваша первая реакция на эту новость? Как вы себя чувствуете?

Моя первая реакция: ради всего святого, он заслуживает того, чтобы уйти на пенсию в 94 года и не нести повседневных обязанностей генерального директора, которые довольно значительны. Удивительно, что он до сих пор занимает эту должность. Я уверен, что он продолжит участвовать в делах компании и с ним будут консультироваться те, кому нужен его совет, — а кому бы не нужен его совет? Но я думаю, что это отличный шаг с его стороны, и я надеюсь, что он наслаждается заслуженным отдыхом.

Действительно, заслуженно. Вы недавно связывались с ним? Вы знали, что это вот-вот произойдёт?

Я не общался с ним несколько лет не из-за каких-то проблем, а потому, что он уже не тот возраст, когда можно постоянно болтать по телефону со всеми, кого знаешь. Но я не удивился. Я знал, что он будет оставаться генеральным директором так долго, как сможет, но он не будет оставаться генеральным директором дольше определённого момента, когда ему либо не будет нравиться эта ответственность, либо по какой-то другой причине — я не собираюсь рассуждать о чём-либо, связанном с его здоровьем, потому что я недостаточно осведомлён, но в 94 года у любого человека что-то происходит. Так что этот день должен был наступить рано или поздно.

Как вы думаете, что это значит для будущего Berkshire Hathaway?

Я думал об этом с тех пор, как Уоррену исполнилось 60 лет, потому что его буквально невозможно заменить, и, конечно, Berkshire Hathaway будет другой. Он говорил о том, что инвестиционные результаты его заместителей, возможно, не так хороши, как его прежние достижения. Кроме того, у Грега Эбеля, очевидно, свой собственный стиль руководства и управления, и он отличается от стиля Уоррена.

Тем не менее, я никогда не верил, что децентрализованный стиль руководства Berkshire переживёт уход Уоррена с поста генерального директора. Уоррен был очень откровенен, когда говорил: «Не ждите, что результаты компании будут намного лучше — или обязательно хоть сколько-нибудь лучше — чем у рынка в целом в долгосрочной перспективе после его ухода». Что ж, долгосрочная перспектива наступила, и теперь многое изменится.

Я думаю, что у Berkshire есть огромные преимущества. У неё есть внутренняя диверсификация, у неё есть сильные, стабильные предприятия. Они, очевидно, выживут. И я думаю, что он достигнет той цели, о которой он говорил мне много лет назад, а именно: он создал компанию, которая будет выживать и оставаться жизнеспособной, разумной, успешной компанией ещё 30 лет после того, как он перестанет ею управлять. Поэтому я думаю, что те, кто владеет акциями, не должны беспокоиться, потому что деловая сторона может быть почти полностью переведена на автопилот, но, конечно, сейчас уходит некий элемент волшебства.

Видите ли вы какие-либо смягчающие обстоятельства, которые могли бы нарушить эту стабильность? Или вы считаете, что он создал что-то устойчивое, что переживёт этот период экономических потрясений и будет существовать в будущем?

Деловая карьера Уоррена началась во время Великой депрессии, когда он был ребёнком, и охватила Вьетнам, различные финансовые кризисы и пандемию. Он сделал всё возможное, чтобы построить надёжный бизнес, который мог бы пережить то, что я бы назвал обычно предсказуемыми событиями. Можете ли вы представить себе «чёрного лебедя», который мог бы разрушить бизнес? Конечно, но это были бы единичные случаи, и я думаю, что для этого нужно было бы отклониться от даже экстремальных результатов на много стандартных отклонений.

Что насчёт советов для вероятного преемника Баффета, Грега Эбеля? Как вы думаете, что Уоррен может или не может ему сказать, или что вы посоветовали бы ему сделать, когда он займёт его место?

Я думаю, что с моей стороны было бы довольно самонадеянно давать советы, которых не давал Уоррен Баффетт, но с одной оговоркой: он всегда уделял особое внимание тому, чтобы его преемник разумно распределял капитал, а не занимался слияниями, не переплачивал за другие компании, не избавлялся от бизнеса и не выкупал акции по завышенной цене. Я считаю, что он вбил это в головы людей, и это вряд ли произойдёт.

При этом Berkshire уже некоторое время генерирует гораздо больше капитала, чем может использовать. Поэтому я думаю, что при руководстве, отличном от Уоррена, возможность выплаты дивидендов может появиться. Но я бы не стал ожидать, что Berkshire изменит свой подход к управлению рисками, активами, обязательствами или чему-то подобному.

Как вы думаете, могут ли дивиденды стать краткосрочной мерой, чтобы успокоить инвесторов после его ухода?

Я не думаю, что в краткосрочной перспективе будет объявлено о выплате дивидендов. Я думаю, что в какой-то момент это станет возможным, но не сейчас. Но я думаю, что инвесторы будут спокойны, если увидят, что без Уоррена на посту генерального директора не происходит ничего примечательного, потому что, конечно, в нём есть что-то магическое, и будет реакция на то, что он не будет заниматься повседневными делами. Таким образом, нам придётся пережить период, когда он не будет заниматься повседневными делами, и убедиться, что бизнес действительно стабилен. Вы не можете предсказать, как отреагируют инвесторы, но я знаю, что большинство инвесторов согласятся с тем, что он незаменим, но мы также знали, что это произойдёт, когда он состарится, так что, надеюсь, люди готовы.

Как вы думаете, сколько времени потребуется, чтобы эта уверенность вернулась?

Прямо сейчас было бы глупо что-либо прогнозировать на рынке. На Berkshire, как и на любой другой бизнес, повлияют такие факторы, как тарифы или тот факт, что Соединённые Штаты изменили свою позицию в отношениях с остальным миром. Поэтому я не хочу ничего прогнозировать.

Как вы думаете, сыграла ли политическая обстановка роль в его решении уйти в отставку в этот период?

Я имею в виду, что ему 94 года — для него разумно уйти в отставку. Я не хочу, чтобы люди думали, что причина в политической обстановке. Если бы это было так, он, вероятно, сказал бы об этом, потому что он довольно прямолинеен в своих взглядах на макроэкономику. И если бы это действительно было основным фактором, я думаю, он бы это озвучил.

Оглядываясь на ваши отношения с ним, какие уроки он преподал вам, о которых вы вспоминаете сейчас, когда он сделал этот шаг?

Я узнала от него почти всё, что знаю о том, как общаться с людьми, управлять людьми и вести переговоры, в том числе в личной жизни. Я считаю, что благодаря ему в моём браке произошли серьёзные изменения, и сейчас я очень счастлива в браке со своим вторым мужем, и это напрямую, непосредственно благодаря Уоррену Баффету.

Не думаю, что я когда-либо рассказывала эту историю, но когда я вышла замуж за своего второго мужа, он имел право вето на мой выбор. Вот насколько я доверяю его мнению о людях. Я была рада предоставить ему право вето. К счастью, ему понравился Дэвид.

Он прекрасно умеет общаться с людьми, но есть и вечные истины, которые он снова и снова вбивает в головы: что делает бизнес успешным, как сравнить два бизнеса и понять, какой из них лучше, как управлять рисками в своём портфеле.

Есть ли у вас любимый афоризм Баффета, который вы используете лично или которым он поделился с миром и который вам особенно нравится?

Он говорил мне, что если вы разговариваете с кем-то и говорите о нём 99 положительных вещей, а потом добавляете одну маленькую критику, то единственное, что он запомнит, — это критику. Так он управляет людьми. Я не понимала этого, пока не провела с ним столько времени, но с тех пор я снова и снова убеждаюсь, что нужно хвалить без прикрас, если вы хотите, чтобы люди это почувствовали, а если вам нужно сказать что-то негативное, скажите это наедине.

Я знаю, что ты упомянул, что давно не выходил на связь, но связывался ли ты со мной после того, как услышал новости?

Я ещё не написал, но планирую отправить ему письмо. Ему нравится получать почту, он особенно ценит её, и я знаю, что он хранит её. Если ты так же знаменит, как он, тебе приходит много писем, и, конечно, некоторые люди не в себе. На самом деле, это была одна из самых важных вещей, которым он меня научил: быть богатым и знаменитым — ужасное проклятие. Ты никому не можешь доверять, у тебя нет личного пространства, ты не можешь никуда пойти, чтобы тебя не отвлекли, и это действительно мешает тебе жить, но если ты действительно хочешь сказать: «Вот что ты для меня значишь», то лучший способ для Уоррена — отправить письмо.

Что еще люди должны знать о нем?

Он всегда хотел, чтобы его наследие было связано с преподаванием. Я думаю, что его письма акционерам, все удивительные цитаты и истории, которые есть в моей книге, или то, что другие люди писали о нём, — это его наследие, и его учения будут иметь непреходящую ценность. Изначально он хотел учить инвесторов, но всё больше углублялся в личные темы, в то, как жить своей жизнью.

Вы же не хотите оказаться в ситуации, когда, если у вас случится сердечный приступ во время выступления и вы упадёте со сцены, никто не вызовет скорую, и он рассказывал мне о знакомых, которые оказались в такой ситуации. Так что я думаю, что он поделился множеством подобных уроков о том, как понять, что важно. Если подумать, он почти всю свою жизнь учил людей, так что я думаю, что это будет его величайшим наследием

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах
223
1 комментарий
Теперь его заменит OpenAI

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Итоги первичных размещений ВДО и некоторых розничных выпусков на 18 декабря 2025 г.
Следите за нашими новостями в удобном формате:  Telegram ,  Youtube ,  Смартлаб ,  Вконтакте ,  Сайт
Фото
Как использовать Сбербанк в качестве бенчмарка на рынке акций
На российском рынке в последние годы многие инвесторы, аналитики и блогеры сравнивают все свои вложения с акциями Сбербанка. Акции банка стали...
Фото
GOLD: негативный фундаментальный фон толкает цену все выше
Золото продолжает свой рост и достигло очередного локального максимума, остановившись в полушаге от рекордной вершины. Ключевым драйвером этого...

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн