Блог им. EmeraldResearch

Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель

Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель


Приветствую, дорогие друзья. В апреле я переосмысливал свой портфель с учетом жизненных приоритетов, что привело к значительным перестановкам.

Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель

Мысли

Мой основной источник дохода — наемная работа, а себя я могу отнести к людям, искренне увлеченным построением карьеры, что требует значительных затрат времени. А значит, это обстоятельство непременно будет влиять на мой стиль инвестирования и в конечном счете на сам инвестиционный портфель.

Когда-то я начинал с того, что в моем портфеле были акции около сорока эмитентов, это было время, когда я на практике знакомился с компаниями. Анализировать «какую-то» компанию (которой не владеете) и изучать компанию, в которой у тебя есть доля в бизнесе — совершенно не одно и тоже. Владея акциями неизбежно к оценке бизнеса подключаются эмоции и чувства. Кажется, что это не очень хорошо, ведь эмоции и чувства начинает влиять на принимаемые нами решения, что может приводить к ошибкам, это распространенное мнение, которое верно лишь отчасти. На самом деле эмоции, совмещенные с опытом и его осмыслением, позволяют быстрее учиться и находить верный для себя путь, в том числе и в инвестировании.

Так вот, опыт владения акциями более чем сорока эмитентов позволил не только быстрее ознакомиться с бизнесом и поведением мажоритариев в различных ситуациях, но и позволил в итоге отказаться от «шелухи». Я заметил, что со временем в портфеле появляется ядро, о котором не беспокоишься и на которое почти не тратишь время, то есть я могу в высокой степени быть уверенным, что спокойно могу заниматься своим делом, а компания — своим, не забывая о моих интересах. Состояние спокойствия — это уже область положительных чувств и эмоций.

Со временем я понял, что владеть бизнесом, который а) понимаешь, б) доверяешь, в) не дает поводов беспокоиться о моих интересах — это разумный подход. Этим объясняется мое распределение активов в портфеле — преимущественно дивидендные акции крупных компаний, коммерческая недвижимость.
Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель

Инарктика

В апреле из портфеля полностью выбыли бумаги «Инарктика». Компания платит дивиденды три — четыре раза в год, относится к продовольственному сектору, в моем портфеле присутствовала на небольшую долю около 1,5 лет. Это растущая компания с амбициозными планами по расширению бизнеса, качественным менеджментом и интересными собственниками. Но и со специфическими рисками — активы компании могут буквально умирать. При всей моей большой симпатии, я принял решение продать акции «Инарктика». Не исключаю, что однажды снова приобрету ее бумаги, но это не точно.

Черкизово

Следующая компания, чьи бумаги попали под «нож» — акции «Черкизово», которыми я владел с 2020 года. С того момента долги компании хорошо выросли, того же самого нельзя сказать о размере выплачиваемых дивидендов. К чести компании надо сказать, что за время нахождения в портфеле, я исправно получал дивиденды без перерывов. Это очень хорошо. Не исключаю, что снова стану ее акционером.

ММК и Северсталь

И третья компания, которая была мной продана — «ММК», деньги я переложил в «Северсталь». К сожалению, я не могу охарактеризовать металлургов, как бизнес, которому можно полностью довериться. Были отмены дивидендов, страдают от высоких ставок и западных рестрикций, плюс высокие капексы сейчас. И все же бизнес и планы «Северстали» в совокупности с личностью собственника для меня выглядят наиболее понятными и качественными. Я не исключаю, что в будущем снова могу стать инвестором «ММК» или даже «НЛМК».

МосБиржа и НоваБев

Помимо «Северстали», высвобожденные деньги были направлены на усиление позиций в бумагах «Мосбиржи» и «НоваБев». Оба бизнеса хорошо себя чувствуют в кризисный период и платят деньги. В целом, распределение денег в портфеле акций стало более равномерным.

Геополитика

Особо обращает на себя внимание геополитика. Я не спешу сейчас распределять все высвобожденные деньги. Риск, что переговоры пойдут по негативному сценарию, а Трамп решит сделать вредные шаги по отношению к России высок. Это может привести к тому, что на рынке будут прям очень вкусные распродажи качественных активов.
Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель

Недвижимость

В апреле мы увидели запуск двух новых фондов недвижимости: «Парус-КРАС» и «Самолет. Инвестиции в недвижимость». По обоим фондам у меня есть обзор в блоге. Сам же я покупал офисную недвижимость через ЗПИФ «Парус-Двинцев», по которому на горизонте уже менее чем двух лет ожидается рост дивидендной доходности более чем на 30%. В условиях текущего дефицита качественных офисных площадей и активного роста денежной массы полагаю, что эти оценки могут быть достаточно консервативны.

Итоги 04.2025: перетряхиваю портфель

Портфель

Доля недвижимости в портфеле достигла 27,6%. До недавнего времени для меня целевая доля недвижимости в портфеле была в пределах 30%, теперь я готов пересмотреть порог до 40%. Ключевая идея — растущий стабильный денежный поток, антиинфляционная составляющая (недвижимость — реальный актив). Возможно, распределению «60% акций, 40% облигаций» приходит на смену распределение «60% акций, 40% недвижимости».

На этом все.

Все написанное в статье не является инвестиционной / индивидуальной инвестиционной рекомендацией или призывом покупать / продавать какие-либо ценные бумаги. Статья является дневником автора и носит развлекательно-информационный характер.
| ★1
58 комментариев
Это все чудесно — тут продал, там купил, но каковы результаты?!
avatar
myaucha, 
1. В 2025 дивиденды от портфеля недвтжимости +100% к 2024 году будут (за счет индексации и доп инвестиций);
2. В 2024 дивиденды от акций и недвижимости на 70%+ были выше, чем в 2023. В 2025 тоже ожидаю прирост к 2024, но скромнее.
1 руб в 2024 и 2 руб в 2025 (за счет пополнения на 1 руб) дает рост на 100%
avatar
myaucha, на вскидку +100% прироста ден потока от недвижимости состоит: +40% за счет индексации и корректировки структуры портфеля, +10% за счет реинвестирования выплат, +50% за счет пополнения (причем половина пополнений — это просто дивиденды от акций).
В целом, размер инвест портфеля таков, что пополнения с зарплаты составляют ~5% в год от общего размера портфеля. Основной источник пополнения — реинвестирование дивидендов и ренты. Так что прирост денежного потока за счет внешних пополнений дает очень скромную прибавку, эффект низкой базы давно пройден.
Что думаете о риске эмитента на 27.6% портфеля? У всех ваших ЗПИФ-н одна УК.
avatar
Николай, фонд не отвечает по обязательствам УК. Если с УК что-то случится, то фонд должен перейти под управление другой УК.
В наших условиях ЗПИФН далеко не консервативный актив.
Волатильность порой еще та))
avatar
Dmitry_Ch, смотря в каких фондах. В Парус очень низкая вола, ниже, чем в 10+ летних ОФЗ.
Финансовый Архитектор, Сбер Логистика улетел так в свое время, что любая акция позавидует — вола, это не только вниз)) 
Согласен полностью с Михаилом, что в наших реалиях цена пая — это функция от арендного потока. Расчетная цена метра роли почти не играет.
Если в БЦ на Чистопрудном (фонд Про от ВТБ) договоры перезаключатся раньше, то и переоценка вверх будет раньше, невзирая на метр по 300.
Поэтому держу и тот и другой )
avatar
Dmitry_Ch, цена на коммерческую недвигу — это всегда на ~80% функция от арендного потока. Оценочные компании тоже по арендному потоку оценивают коммерцию. 
Аномалии типа Сбер-Лог — это еще и дурость физиков, которые тарили по 1800+, при том о доп эмиссии было известно очень-очень давно 
Почему я считаю покупку «Парус-ДВН» преждевременной — согласно их плана, доходность денежного потока к стоимости пая до конца 2026 составит не более 12,5% (сейчас она 12%). Значительный рост доходности до 16% планируется только в 2027 году. Как показывает практика, динамика цены паев Паруса зависит исключительно от текущей доходности денежного потока или скорого его увеличения, и сейчас такая доходность и нескорый её рост рынок не впечатляет — цена пая колеблется вокруг 910 руб и даже временами значительно проседает. Думаю, что ещё пол года-год цена Парус-ДВН будет стоять на месте. По опыту — цены на паи Парус начинают расти примерно за 4 месяца до повышения доходности, т.к. тут повышение доходности анонсировали сильно заранее и она существенная, то цена может начать расти раньше, закладываю диапазон 6-8 месяцев.
Михаил Новокрещёнов, в целом, по моему опыту, покупать Парус выгоднее всего на размещении. Просадки редки и очень малы относительно цены размещения. Ну и объекты сильно недооценены. У того же Двинцев 180 тыс за метр, а в «ПРО» от ВТБ 300 тыс за метр в БЦ, который, на мой вкус, менее интересный.
Финансовый Архитектор, не согласен с таким выводом. Фонды Паруса долго после размещения оставались непривлекательными относительно текущей доходности, буквально каждый из них не менее 1 года после размещения в цене никак не рос. Любой фонд можно было купить через год после размещения по той же самой цене, или даже немного ниже. По поводу недооценки — мы об этом уже дискутировали. У парусовских фондов недвижимости отсутствует механизм привязки к условно справедливой цене на недвижимость, что относительно расчетной цены пая, что относительно цен недвижимости в других фондах или реальной недвижимости. Единственным фактором, который определяет цену пая этих фондов на бирже сейчас является доходность денежного потока. По этой причине Двинцев вплоть до 2027 (когда повысят доходность выплат) может продолжать стоить 910 руб, какой бы ни была низкой цена его недвижимости.
Михаил Новокрещёнов, время все покажет:) может вообще все будет иначе, если увидим безумства в геополитике или еще где-то. Каждый сделал свой выбор :)
Финансовый Архитектор, согласен посмотрим. Я своё видение ценообразования этих фондов озвучил. Мне самому интересно прав ли я окажусь. Поставил для себя метку через пол года посмотреть на цену Двинцев )
Финансовый Архитектор, ПРО от ВТБ на рынке в 2 раза дешевле расчетной цены, при расчете которой офис оценивался в 300 тыс. руб. И еще вопрос: не боитесь держать Евротранс?
Владислав, к ПРО от ВТБ есть вопросы. Когда они там (ВТБ-шный, вроде) кредит под плавающую гасить собираются... 

С Евротранс переборщил. По-хорошему нужно в 2 раза меньше. У всех бывают недочеты:)
Финансовый Архитектор, Пока, кажись, не собираются. Потому что все свободные средства от обоих объектов направляют на погашение дешевого кредита от Газпромбанка, чтобы не нарушать условия мирового соглашения. Вместе с тем, после прихода новой команды выручка выросла на 40%, а прибыль от продаж более чем в два раза. ФОТ в 2023 году составил 32 (тридцать два!!!) миллиона, а в 2024 уж разумные 3.8 млн. руб. Видимо, поэтому они не планируют выпуск новых паев, а хотят справиться с кредитной нагрузкой собственными силами. Если это им в самом деле удастся, то более потенциального фонда я не знаю.
Владислав, посмотрел отчет управляющего. Бодрые у них планы. Может и стоит поучаствовать, надо думать:)
Финансовый Архитектор, Подумайте, пожалуйста. Мне важно Ваше мнение. В недвижимости я ничего не понимаю, но бухгалтерскую отчетность анализирую неплохо. 
Владислав, там чтобы разобраться надо прочесть отчет оценщика по складу и по БЦ, суммарно 700+ страниц А4. (понятно, что многое можно по диагонали читать). Экспресс наблюдения (полноценно погрузиться пока нет времени):
1. Текущие выплаты за счет склада, недооценка аренды к рынку ~30% (это хорошо)
2. Владение БЦ через 2 прокладки: ЗПИФ -> ООО -> АО «Колизей» — БЦ
3. АО «Колизей» пока ничего не платит в ЗПИФ
4. БЦ оценен каким-то очень творческим методом: не по фактическим денежным потокам (которые ниже рыночных), а смоделирована цена, ЕСЛИ БЫ все площади были сданы по рыночным ставкам (ну хоть поправку на % простаивающих площадей сделали), потом с этой оценки взимается комиссия за управление.
5. При экспресс просмотре не успел понять, почему с 2028 резко ожидают рост аренды от склада.
6. Параметры кредитов и порядок погашения (в т.ч. наличие амортизации) нигде не раскрывается, 
7. Прогноз динамики ключевой ставки (а это влияет на будущие ден. потоки) нигде не раскрывается.

Мог где-то выше ошибиться, так как читал с телефона эти ПДФки очень мелким текстом. Лучше перепроверить мои тезисы.

Итого: если речь о том, чтобы «вложиться на чуток» (условно с зарплаты сто тыщ отложить), вам нравятся объекты, УК и презентация, то можно попробовать рискнуть, но я бы прогноз доходности от УК не брал за базу, лучше быть более консервативным, скорректировав оценку вниз.

Если речь о том, чтобы «вложиться значимо» (условно годовой доход или другая значимая для вас сумма), то предварительно лучше просмотреть эти 700 страниц отчетов оценщиков (полезных там страниц 20, но их найти надо). Если вы разбираетесь в бухгалтерии, то точно сможете сформировать более обоснованное мнение.
Финансовый Архитектор, Спасибо за Ваше мнение. Отчет оценщиков читал по диагонали, пропуская «воду». В принципе особо не доверяю подобным документам, так как раньше сам был совладельцем аудиторско-юридическо-оценочной фирмы и понимаю, что, кто ужинает девушку, тот ее и танцует. Поэтому больше внимания уделял отчетности за ряд лет АО Колизей. И пытался сам сравнивать с помощью Авито и Циана рыночную стоимость аренды и цены аналогичных офисов. Так как считаю, что именно в нем (а не в складе) заложен потенциал возможного взрывного роста паев. В общем, надо держать руку на пульсе, а ухо востро. 
Владислав, ну по моему опыту изучения отчетов оценщиков дьявол кроется не в достоверности самих используемых данных, а в методике, потому что для схематозов достаточно достоверные данные смешать в кому нужной пропорции. Потому что методику согласовывает УК. И я не видел еще оценки, которая основывается не на текущих условиях договора, а на предполагаемых денежных потоках по текущим рыночным ставкам (понятно, что на растущем рынке всегда текущие условия будут ниже голлопирующих рыночных). Это приводит к завышению цены объекта, потом эта оценка транслируется как «доход пайщика» и используется при оценке «СЧА», ну и конечно при расчете комиссий УК. 
Владислав, ну в общем, потому рыночная цена пая сильно ниже СЧА. Потому что рынок сложно обмануть, рынок учитывает весь этот блудняк и делает скидку, чтобы там УК сама себе не насчитывала. Так что с учетом рыночных скидок можно в потенциале неплохо заработать, но всегда держать в голове творчество и неполноту раскрываемых сведений. Я лично пока сам стараюсь связываться с более прозрачными историями, даже если они потенциально менее доходные. Может позже приду к более рисковым темам, время покажет.
Михаил Новокрещёнов, по Парус-Двинцев не было просадок более 4,4%, остальное время просадки сильно меньше. Сравните это с динамикой 10+ летних ОФЗ.

Наблюдение о «росте за 4 месяца до повышения выплат» некорректно. Вы не учитываете навес от УК и сами анонсы о пересмотре выплат. В 2025 Парус-Двн на память привлек уже не менее 1,5 млрд руб. и планирует еще миллионов 700 привлечь на вскидку. Это создает давление на цену. При таком спросе как только навес от УК уйдет, начнется рост. Окончание размещения — главный фактор роста цены. Росту могут помешать только действительно мрачные события в экономике и геополитике.
Финансовый Архитектор, да волатильность Двинцев относительно ОФЗ не велика, но там разные принципы ценообразования. В тех же дальних ОФЗ импульс роста при снижении ставки будет в разы больше, чем у фондов недвижимости. По сути в нынешней ситуации фонды недвижимости, это низковолатильный инструмент с не самой высокой текущей, но индексируемой, денежной доходностью.
По поводу влияния навеса на цену за счет продажи паев УК — этот фактор действительно влияет, но и текущая доходность тоже. Посмотрите как вела себя цена Парус-ЛОГ — в ноябре 2024 года объявили о резком повышении доходности в апреле 2025 года и цена сразу пошла вверх, несмотря на то, что ещё планировалась продажа паев. В декабре в день последней продажи  паев цена на секунду продавилась до номинальной, а потом снова отросла. Весь навес моментально выкупили, потому что доходность арендных платежей фонда стала очень привлекательной. По Двинцеву мы такого не наблюдаем, причина — текущая доходность не так интересна инвесторам, иначе спрос не смотря на продажи паев все равно бы цену поднимал по крайней мере в периоды между эмиссиями паев.
Спасибо, полезно. 
Вот да по компаниям очень даже чётко описано текущее состояние дел. Только что поможет хоть чуток увидеть перспективу на будущее? Ведь все так быстро меняется. Сейчас одни платят, а завтра другие, но какие никто не знает. 
avatar
Игорь, я бы выделил 2 противоположных подхода:
1. Слепой. Портфель на 30+ дивидендных эмитентов с долей 1-5%. Ну не заплатит кто-то. Ну и хрен с ними.
2. Избирательный. Ищим скучные компании со скучными, устойчивыми бизнес-моделями, вменяемым менеджментом и собственником и с всегда востребованным продуктом и небольшой долговой нагрузкой.
Финансовый Архитектор, это понятно. Главное сравнить потом результаты у обоих подходов. Удивительно, но они могут быть близки. 
avatar
Игорь, это да) 
Финансовый Архитектор, сюда же (в подход 2) хочется добавить хорошую политическую крышу ;) Одна беда — для анализа выполнения этих критериев нужно довольно хорошо разбираться в теме, особенностях различных отраслей, текущем положении менеджмента и собственника в политическо-финансовом окружении. Что ох как непросто для человека, чья основная деятельность лежит совсем в другой области.
Вопрос как найти эти скучные компании, ведь в стране, где бродят денежные знаки, должны быть компании, у которых их очень много (ц) :) Тут всегда хочется воспользоваться опытом кого-либо, кто может это сделать. Но если пробовать разобраться самостоятельно, то подход [1] может быть первым этапом или, если угодно, первичным фильтром для подхода [2].
avatar
vladimirmed, крышу очень тяжело анализировать. Вот тот же Русагро, много ли кто заранее учитывал, что у ее мажора могущественный недоброжелатель, ведь и сам собственник не прост.

Или вот еще маркер хороший. Сечин владеет большим пакетом акций Роснефти, а Миллер не владеет большим пакетом в Газпроме или Костин не владеет большим пакетом в ВТБ.
Финансовый Архитектор, всё так, ага. Русагро выглядел весьма перспективным. Совсем не ожидал таких проблем после переезда компании. 
Маркер-то маркер, Сечин Миллер и Костин всем известны, а их компании я бы исключил из рассмотрения по иным причинам. Но есть уйма малоизвестных людей, владеющих скучными бизнесами. И за многими из них стоят истории развития, поглощений, пересечений интересов. Можно про это читать сутками.
PS: Кстати, насчёт Игорь Иваныча на мой взгляд риск в том, что человек в возрасте. Да ещё и сына потерял, то есть о семейной преемственности речи нет. Что будет с РН, если что-то случится с ИИ — далеко не понятно.
avatar
vladimirmed, ну по отношению к Роснефти преемственность по родственной линии не имеет значения, там же Сечин только наемный менеджер:)
Финансовый Архитектор, так-то да, но а) менеджер с очень хорошим личным влиянием и б) мне кажется, что он относится к компании, как к своей. Что выгодно отличается от времянщиков, проводящих на посту по несколько лет и уходящих в другую область.
Про преемственность тоже верно — детям совсем необязательно обладать теми же качествами и идти тем же путём, но шанс был ;(
avatar
Финансовый Архитектор, 
Доля недвижимости в портфеле достигла 27,6%. До недавнего времени для меня целевая доля недвижимости в портфеле была в пределах 30%, теперь я готов пересмотреть порог до 40%. Ключевая идея — растущий стабильный денежный поток, антиинфляционная составляющая (недвижимость — реальный актив). Возможно, распределению «60% акций, 40% облигаций» приходит на смену распределение «60% акций, 40% недвижимости».

А почему не «50% акций, 50% недвижимости» или «40% акций, 60% недвижимости»?
Как вы этот порог для себя определяете?
Рост дивидендов за этот год под большим вопросом.
avatar
Penguin, див доха портфеля акций может и не вырасти, а вот выплаты от недвижимости будут х2 по итогам года.

Распределение определяется по тому, насколько мне комфортно. 
Финансовый Архитектор, 

Я про это и написал.
Но вариант «50% акций, 50% недвижимости» для себя пока не рассматриваете?
avatar
Penguin, скорее я думал о золоте на 10-20% за счет снижения доли акций. 
Финансовый Архитектор, 

золото:
— не генерит денежный поток (это прямо криминал);
— текущая цена может оказаться хаем на несколько лет;
— непонятно в какой форме его лучше держать;
— если не ошибаюсь недавно у вас был золотоактив и не совсем удачно;
— всепогодный портфель может жить и без золота.

Паи выходят интереснее, особенно с денежным потоком.
avatar
Penguin, ну у меня такое мнение на этот счет. Золото — это про то, чтобы пережить какой-то очень серьезный кризис (глобальный, страновой или личный) и начать заново. В этой парадигме смысл в золоте как в страховке. В этом смысле нет толка, если в портфеле 10 или 100 грамм золота (или эквивалент). А вот хотя бы эквивалент стоимости однушки или двушки в регионе вашего проживания уже может хорошо подстраховать.
Финансовый Архитектор, 

Тогда логично это золото в портфеле не учитывать, а держать как «страховка при апокалепсисе».

Но если кризис настолько катастрофичен, что все другие активы не выживут, то будет ли толк от золота?
avatar
Penguin, ну, почему не логично. Дело, конечно, каждого, но по мне так слов из песни не выкинуть. 

По моему опыту личные трагедии для отдельно взятого человека в среднем страшнее, чем любой кризис.  Ну вот два примера:
1. Неудачный развод. Активы могут подморозить, а потом разделить. А физические монетки, которые неизвестно куда вы дели, никто не поделит. 
2. Уголовное преследование аналогично. Можно без всего остаться. И у меня есть опыт защиты людей в суде, события там разворачиваются всегда в одном направлении (да, да, уверен, что вариантов мажору одного известного агрохолдинга соскочить уже почти нет, вопрос лишь, что «выпишут», спасти может разве что только чудо).

Ну и нельзя исключать роль золота как актив, который может быть использован для покупок чего-то по очень низким ценам.

Добрый день!

У Вас в портфеле из фондов недвижимости только Парус, как я понял. Скажите, почему не рассматриваете покупку «Современных фондов недвижимости»?

avatar
KeyMaster, добрый день!
1. У них короткие сроки ДУ. Я не понимаю, почему они делают 10-летние ДУ, если по закону могут сделать 15. Это означает, что я не смогу долго владеть их объектами.
2. Они долго формируют фонды: собирают деньги и держат их на депозитах. В том же «Современный 8» на память только 30% в недвиге. А эмиссия там предусмотрена на 500 млрд. «Современный 7» уже на 95%+ из недвиги, но он уже 2032 вроде закончится. 
3. Там нет недооценки в объектах. Все по рыночеой цене. В том же «Современный 7» по многим объектам продление аренды после окончания ДУ. Это значит, я подержу актив, что бы кто-то другой на нем заработал на пересмотре аренды. Спасибо, не хочу, мне непонятно почему УК так мало уделяет внимания потребностям инвесторов.
Финансовый Архитектор, спасибо за ответ!

Подскажите по пункту 3 пожалуйста, что произойдет с паями послед окончания срока ДУ, кто тогда сможет заработать на пересмотре аренды?

avatar
KeyMaster, по окончанию ДУ инвесторы могут решить продлить ДУ, для этого нужно 75% голосов пайщиков, а у несогласных УК должна выкупить паи. Для 100+ млрдного фонда задача гиблая. УК, я думаю, не предложит такое голосование. Они просто распродадут активы. Как раз у них может оказаться много денег к тому моменту в фонде «Современный 8». В целом околосберовские УК на моей памяти уже перепродавали объекты между своими фондами. 
Финансовый Архитектор, Финансовый Архитектор, спасибо за ответ!
Как по Вашему мнению поступит Парус по окончанию срока? Есть ли у них уже подобная практика?
avatar
KeyMaster, публичной практики завершения / продления ДУ у Парус пока нет. Ближайшее истечение сроков ДУ — 25.06.2035 по Парус-Озн, еще 10 лет. Мое мнение личное мнение (пруфов не дам) исходя из длительного наблюдения за публичными заявлениями и в целом с учетом их практики работы с инвесторами:
1. Попробуют маркетинговыми методами исследовать настроение держателей конкретного фонда;
2. Организуют информационную компанию ЗА продление;
3. Вынесут вопрос на голосование.
4. У несогласных выкупят паи и потом могут перепродать другим инвесторам.
Это самый дешевый вариант.

5. Если не соберут 75% голосов, создадут новый фонд. Далее надо смотреть законодательство, может желающие смогут обменять старые паи на паи нового фонда. Новый фонд очень вероятно уже на 49 лет будет (но в законе есть ограничения, без юристов непонятно, не каждый ЗПИФ может быть 49 лет).
Финансовый Архитектор, спасибо за ответ!
Начинаю интересоваться фондами — вот и вопросов много. Тема очень захватывающая и, сдается мне, весьма перспективная в свете снижения ключевой ставки.
Если еще не сильно Вам надоел, попрошу Вашего разъяснения по ситуации с отсутствием недооценки в современных фондах. На их сайте по фонду «Современный Арендный бизнес 3» визит информация о расчетной стоимости пая на 31.03.2025 в размере 1 213,56 Руб. На бирже сейчас стоимость 830р. Срок действия фонда указан до 28 февраля 2033г. Правильно ли я понимаю, что, купив сейчас пай за 830р., 28 февраля 2033г выплата составит 1213,56р. (при допущении условия неизменности стоимости СЧА)? Или УК может продать фонд ниже СЧА и «кинуть» инвесторов???
avatar
KeyMaster, вспомним тут историю с фондом от PNK. У них раньше был ЗПИФ для неквалов (а теперь только Рентал Про для квалов). Далее называю примерные цифры на память:
— сначала они оценивали СЧА на пай ~1850 р.
— потом остановили торги в связи с досрочным закрытием фонда и продали все в «Современный 7»
— перед продажей провели переоценку и о, чудо, СЧА насчитали ~2050 р. на пай.

По итогу никого не кинули и даже хорошо насыпали сверху. Сохранили свою репутацию и позже вышли на рынок с новым продуктом (Рентал Про).

Вывод:
1. Перед продажей имущества — новая оценка.
2. Пересчитать могут в любую сторону (риск).
3. Пересчитывать «вниз» — репутационный риск для УК.

P.S. не факт, что 100% СЧА выплатят, там может быть небольшая комиссия за реализацию имущества.
Финансовый Архитектор, спасибо!
В общем картина ясна.
Хотел уточнить у Вас, почему Вы не инвестируете в Парус МАКС? Нет ли в нем идеи «вечного» фонда, так как он состоит из разных фондов Паруса, куда будут добавляться вновь образуемые?
avatar
KeyMaster, в МАКС определенно есть идея «вечного» фонда. Но мне комфортнее самому управлять денежными потоками. Идея «так можно продать паи на сумму выплаченного дохода» мне не очень нравится. Ну и допом: тот факт, что заранее известна информация о доп. эмиссиях и количество участников торгов не велико, само по себе создает заранее известную рыночную неэффективность, на которой можно дополнительно заработать. 

Например, заранее было известно об эмиссии в Парус-Озн, но альтернативно одаренные физики разогнали котировки до 9000+. Я продал Парус-Озн и переложился в Парус-ДВН. А Озн потом разметил паи по значительно меньшей цене, что точно не могло быть сюрпризом. И это только один пример рыночной неэффективности на которой можно просто было заработать на раз-два.
Финансовый Архитектор, спасибо!
Да, идея продажи части паев вместо получения выплат как-то не так приятна!
avatar
KeyMaster, но если я бы собирал портфель, например, на будущее для ребенка, то в такой парадигме Парус-Макс был бы более оптимальным выбором. А если портфель был бы для «мамы», то тогда отдельные паи с настройкой автовыплат на банковский счет. Все зависит от целей и задач.
KeyMaster, но не будь я квалом, у СФН есть два фонда, которые лучше остальных на рынке, если для неквалов смотреть.

Читайте на SMART-LAB:
Фото
5 научных открытий 2025 года: как ученые меняют металлургию
Будущее отрасли создается не только в шахтах и на заводах, но и в лабораториях. Ученые получают сплавы с уникальными свойствами и изобретают...
Чего ждать в новом 2026 году? #SOFL_тренды
Во первых, поздравляем всех наших читателей с наступившим 2026 годом, а во вторых, возвращаемся с интересными постами, чтобы вам было, что почитать...
Фото
OsEngine: обновление гарантийного обеспечения для фьючерсов. Видео
Отличная новость! В OsEngine в классе Security добавлены новые свойства MarginBuy и MarginSell, заменяющие свойство Go. Обновление облегчит...
Фото
Инвест идея по тренду длиной в 1 день или бесконечность - шанс заработать с минимальным риском?
Новый год — время новых инвест идей спекулятивного характера Держите одну из них (сам взял сегодня на спекулятивный счет, скину если алюминий...

теги блога Финансовый Архитектор

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн