Блог им. monstrt_amadey
«Россия» и «инфляция» — почти слова синонимы. Сколько живем, столько слышим жалобы на постоянно растущие цены. И на манипуляции со статистикой.
Мало кто верит цифрам Росстата, и я в том числе, и даже написал об этом пару статей:
Инфляция росстатовская и настоящая. Часть 1
Инфляция росстатовская и настоящая. Часть 2
Но вся проблема в том, что верь не верь, а надо на что-то ориентироваться и где-то искать альтернативные данные, которым можно доверять.
Вторая проблема в том, что необходимо иметь четкое представление, насколько в данный момент ДКП ЦБ реально жесткая.
Аббревиатуры, используемые в тексте:
ЦБ – Центральный Банк.
ДКП – денежно-кредитная политика.
ИПЦ – индекс потребительских цен.
КС – ключевая ставка.
ДМ – денежная масса (М2)
10% ставки это жестко? А 18%?
Почему это важно. Жесткая ДКП характеризуется следующим:
— инфляция имеет тенденцию к снижению (при прочих равных);
— сберегать становится выгодно (например, класть деньги на депозит в банке), а тратить нет;
— снижаются цены на недвижимость.
Мягкая ДКП – все то же самое, только наоборот.
Обычно степень жесткости ДКП определяется сравнением величины КС с ИПЦ. Да-да, все тем же продуктом Росстата. ЦБ тоже ориентируется на ИПЦ (вне зависимости, верит он им или нет). Но вопрос тут не только в качестве данных ИПЦ, но и в том, что ИПЦ – сам по себе вторичен и является лишь производной от ДМ, причем с существенным запаздыванием. Кстати, поэтому и политика ЦБ постоянно запаздывает.
Смотрите сами: в 2020 из-за ковидных ограничений снизилась инфляция, и под это дело ЦБ снизил ставку и накачал денежную массу (а что – инфляции-то нет, можно раздавать деньги направо и налево). И вроде как ДКП нельзя было назвать тогда мягкой – ведь низкая ставка ЦБ соответствовала низкому ИПЦ.
Естественно, взрывной рост денежной массы, не обеспеченный реальным приростом продукта, со временем привел к ценовому ралли, и только тогда ЦБ начал действовать более решительно.
История повторилась в 2022 году: из-за шокового укрепления рубля в середине того года, инфляция снизилась на фоне огромных денежных вливаний, и ЦБ вновь снизил ставку. И опять, формально нельзя было назвать ДКП мягкой, но фактически она такой была (и скоро мы это увидели по ценникам в магазинах).
Короче говоря, сравнивать КС (ключевую ставку) и ИПЦ не несет никакой практической пользы. Кстати, и ЦБ пора это понять. Нужен другой инструмент.
И мне думается, такой инструмент есть. Сравнивать КС надо не с ИПЦ, а с темпами ДМ (денежной массы)!
На диаграмме приведена как раз такая раскладка.
Огромный плюс этого инструмента, что мы отказываемся от использования ИПЦ, к которому у нас нет доверия, и цифры по которому постоянно запаздывают.
В отличии от ИПЦ статистику по ДМ еще не догадались подделывать, за ней следит ЦБ, а не Росстат.
Сравнение КС с ДМ это не просто жонглирование цифрами, а этом есть и экономический смысл.
Что такое ДМ? – с точки зрения предложения денег, это вклады, счета и наличные деньги (так, собственно ДМ и считают). Но одновременно, с точки зрения спроса на деньги ДМ – это кредиты. Кредиты — это спрос на товары и услуги внутри экономике. Отсюда и возникает инфляция, т.к. при том же количестве товаров и услуг, дополнительный спрос со стороны кредитов ведет к росту цен.
То есть когда вам выплатили прибавку к зарплате, и вы положили эти деньги в банк, это не провоцирует инфляцию. А когда банк выдал под этот вклад кому-то кредит, это уже создает добавочный спрос в экономике и это уже провоцирует инфляцию.
Всегда ли рост кредитов приводит к инфляции? – Нет! Дело в том, что заемщику нужно выплачивать проценты, а выплата процентов сокращает потребление.
Представьте вы взяли кредит на 50 тыс. рублей на покупку смартфона. Тем самым вы создали добавочный спрос на 50 тыс. рублей. Допустим, ставка по кредиту соответствует КС и равна 10%, и через год вам необходимо выплатить 55 тыс рублей (тело кредита + проценты).
Через год вы захотели рефинансировать свой кредит и банк выдает вам 55 тыс. Этого как раз хватает, чтобы погасить свой долг + проценты. Но никакого добавочного спроса в экономике вы естественно не создали.
Теперь смотрим по цифрам: КС=10%. Прирост денежной массы 10% (было 50 тыс., стало 55 тыс). ДКП – нейтрально (никакого добавочного спроса не создано).
Теперь предположим, что банк выдает не 55 тыс на второй год, а 60 тыс (прирост ДМ на 20%). Этой суммы хватает, чтобы погасить свой долг, и останутся еще 5 тыс, которые можно пустить на потребление. В этом случае ДМ>КС и ДКП мягкая, цены растут.
А если банк выдаст на второй год только те же 50 тыс? Тогда заемщику не хватит средств, чтобы погасить долг с процентами, и ему придется сокращать потребление. ДМ<КС, ДКП жесткая и цены снижаются.
Когда растет КС, то увеличивается плата за пользование деньгами у заемщиков (пусть и тоже с лагом). При КС 21% в среднем заемщики отдают уже пятую часть кредита в виде процентов. Чтобы они сохранили свое потребление на прошлом уровне, ДМ тоже должен расти темпами выше 21%!
Когда мы начинаем использовать данный метод оценки жесткости ДКП, многое становится понятным.
Например, ясно, что по-настоящему жесткая ДКП в России за последние 15 лет была только однажды – с конца 2014 по конец 2015.
Какие-то вялые попытки наблюдались в 2019, в 2022 (в феврале) и в конце 2024 года. Да, только сейчас, когда ЦБ поднял ставку выше темпов прироста ДМ ДКП становится жесткой.
Зато ультра-мягкой ДКП была в 2013 году, в 2020 году и в 2022-23 годах.
Что тогда было с ценами, думаю многие смогут вспомнить.
Жесткость и мягкость ДКП особенно влияет на цены на ограниченные ресурсы с низкой эластичностью предложения (особенно недвижимость), поэтому несложно убедиться, что периоды жесткой ДКП в целом соответствовали снижению цен на недвижимость, а мягкой – к росту цен.
//////
Наш тг канал EPICRIS