Продолжаем тему «Великой инфляции», начатую
здесь.
Что вообще происходило в те годы. Первый разгон инфляции начался в 1965 году. Тогда США вступили в войну во Вьетнаме, был рост госрасходов, и вместе с ним рос и ВВП – все как у нас. Только у нас госрасходы растут все-таки немного быстрее, чем ВВП, а в США тогда было скорее наоборот, потому что отношение долга к ВВП после окончания Второй мировой войны и до начала 1980-х стабильно снижалось. А инфляция росла вплоть до 1970 года, хотя ставка была стабильно выше инфляции, с 1,3% в 1964 до 5,8% в 1970 году. Ставка в 1970 году была 9%, что было в 1,55 раза выше официальной инфляции. Т.е. как у нас сейчас было бы 14%. И 5 лет роста инфляции. 5 лет! Хотя у нас уже 3 года, можно считать, рост идет.
В 1970 году в США случилась рецессия, хоть и неглубокая, с падением ВВП на 0,8%. Но она помогла снизить инфляцию до 3,5% в 1971 году. Ставка снизилась до тех же значений. А дальше, как пелось в песне, им бы надо было отменить понедельники, но не получилось.
13 августа 1971 года случился Никсоновский шок (ох, уж эти августы!). Никсон объявил о выходе из Бреттон-Вудской системы (т.е. отмене золотого стандарта), о замораживании цен и зарплат на 90 дней (это точно была капиталистическая страна?), ну и еще по мелочам о чем-то. Ну и к чему все это привело в результате? Конечно же к росту инфляции. Некоторые экономисты считают, что оставлять золотой стандарт было нельзя – это привело бы к потере доверия к доллару как к резервной валюте после исчерпания золотых запасов США. Но разве потеря доверия не случилась из-за этого шока?
В результате США получили еще 2 года роста инфляции. Вместе с ней росла и ставка, но на этот раз она не была выше инфляции, что объясняется желанием обеспечить восстановление экономики после рецессии в преддверии выборов (времена меняются, а люди все те же). Уже в 1973 году был достигнут рост ВВП 7,5%, после чего снова пошел спад, а инфляция продолжила рост. С чего бы это? Страны ОАПЭК (Организация арабских стран – экспортеров нефти) ввели эмбарго на поставки нефти в США. За 3 месяца нефть подорожала почти в 4 раза. Как раз в этот момент экономика США столкнулась со стагфляцией. В то время считалось, что инфляция и безработица не могут двигаться в одном направлении. Но это новое явление заставило переписать учебники. Инфляция росла вместе с безработицей.
И в 1974 году снова случилась рецессия, на этот раз довольно заметная. Инфляция снова снизилась, хотя и не сильно – с 11% в 1974 году до 6% в 1976 году. Ставка ФРС снизилась примерно туда же. Потом снова происходило восстановление экономики, вместе с ней потихоньку росла и инфляция, с 6% до 7,6%, как произошло знаменитое «никогда не было, и вот опять» — случился новый нефтяной шок, который был вызван революцией в Иране и вторжением Ирака в Иран. Нефть снова подскочила в цене, а инфляция бодро дошла до 13,5% на начало 1980 года.
Когда говорят о тех временах, часто высказываются о том, что во время двух предыдущих (перед Волкером) случаев роста инфляции ее недодавили, а во второй раз ФРС вообще «спала за рулем». Однако, ФРС повышала ставку вслед за инфляцией, хотя и держала ее немного отрицательной в реальном выражении. В отличие от того, как тормозил в 2021 году Пауэлл, это делалось с конкретной целью – попытаться уменьшить безработицу. Работает это или нет, никто точно так и не установил (а значит, эффективность механизма не идеальна), но, как говорится в анекдоте, «положено – ешь!»
Давайте посмотрим на график: красная — ставка ФРС (это не совсем она, это не целевая ставка, которую назначает ФРС, а реальная ставка по фондам, по которой банки занимают друг у друга, но они почти одинаковы), синяя — инфляция, зеленая — рост ВВП год к году. Ну да, в 1974 году ставку начали снижать, может быть, рановато. Но инфляция, тем не менее, уменьшалась. А в начале 1970-х ставка ФРС была почти все время выше инфляции. Что не помешало инфляции начать рост в 1972 году. Но ниже мы разберем еще несколько интересных примеров, так что не спешите с выводами!
В августе 1979 года главой ФРС был назначен Пол Волкер, который тут же поднял ставку до уровня инфляции, а в начале следующего года – и выше ее. Но уже начиналась рецессия. Экономика замедлялась еще с начала 1979 года, а во втором квартале 80-го вошла в рецессию. Волкер тут же снизил ставку до 9%, что было ниже инфляции в 12%, которая, правда, уже перешла к снижению. К концу года экономика начала выход из рецессии, и Волкер снова дернул ставки вверх до 19,1%. Экономика несколько месяцев росла, но к осени 1981 года снова посыпалась, как желтые листья на землю. Но что интересно, даже когда экономика росла, инфляция продолжала снижаться (впрочем, в 1975 году было то же самое). И, тем не менее, Волкер снова поднял ставку. Почему он это сделал, мне не ясно. При инфляции 10,3% ставка была 19,10% — почти, как у нас сейчас. Теперь понятно, по чьим «рецептам» готовит Эльвира Сахипзадовна.:) Летом она почти один в один ингредиенты намешала. Но сейчас пошла дальше своего кумира.
Волкер, как и сейчас наш ЦБ, давил инфляцию, невзирая на возможные последствия. И они пришли. Экономика не успела восстановиться после легкой рецессии 1980 года и к концу следующего года ушла в новую рецессию, уже более глубокую и длительную. Сергей Блинов постоянно говорит о том, что Волкер нарастил реальную денежную массу, и говорит так, что создаётся впечатление, что тот делал это осознанно. Но, насколько я знаю, никто не говорил именно о реальной денежной массе (РДМ) тогда, и, более того, это понятие похоже неведомо лицам, принимающим решения, и сейчас. И кстати, рост РДМ не спас США от полуторагодичной рецессии.
Здесь Блинов писал: «До Волкера ФРС, борясь с инфляцией, использовала не только ставку, но и зажим денежной массы. И это только ухудшало ситуацию. Денег в США в реальном выражении становилось меньше. А значит, меньше становилась и покупательная способность населения и предприятий. Волкер же, в отличие от предшественников, темпы роста денежной массы снижать не стал. Более того, он их даже немного повысил. И именно это расширение денежного предложения при высоких банковских ставках привело к тому, что темпы роста денежной массы стали опережать рост цен».
Ниже я показываю график роста денежной массы. Да, видно, что в рецессию темпы роста денмассы не падали так, как в предыдущие рецессии. Но и роста после нее не было такого же сильного, как раньше. Думаю, Волкер читал Фридмана и старался не допустить падения денежной массы. Но вот об обеспечении достаточного ее роста (по Блинову) Волкер явно не заботился. Даже более того, он старался не допускать рост М2, который в предыдущие случаи сопровождал рост госдолга. Зелеными стрелками показаны случаи, когда денежная масса М2 росла быстрее госдолга, синей — примерно так же, а красной — волкеровское сжатие, М2 росла гораздо медленнее госдолга.
Рост госдолга не обязательно означает рост денежной массы. Но в момент восстановления экономики государственные субсидии какому-либо предприятию стимулируют его на получение кредита. А после рецессии начала 80-х и восстановление было достаточно активное, и государственное стимулирование довольно сильно росло, но в сильный рост денмассы это не переходило. А в реальном выражении рост денежной массы был достаточно заметным из-за снижения инфляции.
Продолжение следует.
Моя активная торговля здесь:
t.me/shpilkatrade
Среднесрочная торговля:
t.me/analiytik
Канал об экономике:
t.me/staryy_treyder18