Блог им. MihailVlasenko
Вудро Вильсон был доктором политических наук — поэтому когда он стал президентом США, то первым делом решил разобраться в работе собственного правительства.
Сильнее всего его удивил следующий факт — многие чиновники придерживались мнения, что правительство представляет из себя некий сложный механизм. Так что стоит лишь установить ряд правил, и оно будет работать вечно и без каких-либо сбоев.
Вудро Вильсон же считал иначе: «Проблема такой теории в том, что правительство — это не машина, а живое существо. Оно не подпадает под физические законы, а подчиняется теории органической жизни — работа правительства подотчетна Дарвину, а не Ньютону».
Это очень сильная мысль, которая может быть применима и к фондовому рынку. Так в США дивидендная доходность акций долгие годы была выше процентной ставки по облигациям. Тут все логично и подчиняется Ньютону — раз акции несут в себе больше риска, то они должны давать премию в виде более высоких дивидендов.
Но затем компании стали направлять больше денег на свое развитие, а выплаты акционерам отошли на второй план. После этого дивидендная доходность акций упала ниже доходности облигаций — и многие инвесторы решили, что это временная аномалия и скоро все будет как прежде.
И эта «временная аномалия» длится уже несколько десятилетий — сегодня рынок считает, что премией за владение акциями служат и дивиденды, и рост котировок. Теперь это снова похоже на закон Ньютона, но не стоит обольщаться — тут мы вновь подчиняемся Дарвину и все может измениться.
Инвестирование никогда не станет простым, потому что в нем сочетаются две несовместимые вещи:
Возврат к среднему — большинство вещей, которые отошли от своих долгосрочных средних значений, обязательно вернутся назад.
Все меняется — вещи, которые стабильно работали в прошлом, часто устаревают и перестают работать.
К сожалению, у меня нет для вас формулы, которая позволила бы отделить подотчетных Ньютона от подотчетных Дарвина. Только задним числом можно понять, кто был главным в той или иной ситуации — хотя некоторые закономерности тут все-таки есть.
Сложный процент подчиняется Ньютону — его природа не зависит от поведения людей, а его важную роль всегда будут недооценивать. Стимулы тоже относятся к Ньютону — награда и прибыль всегда были движущей силой и останутся ею и дальше.
Экономические циклы, перенасыщение рынков, конкуренция, связь между риском и доходностью — это тоже подотчетные Ньютона. И сложно представить себе мир, в котором они перестанут работать.
Но большую часть времени ситуацию на рынках контролирует Дарвин — он вмешивается во все, что связано с принятием субъективных решений. А еще он плохо реагирует на Черных лебедей и не терпит хрупкости.
Чарли Мангер не понаслышке знал, каких бед может натворить Дарвин, поэтому дал инвесторам следующий совет:
«Если вы влюбитесь в одну идею, то вы не увидите достоинств других подходов — и, вероятно, упустите одну или две возможности. Одно из величайших удовольствий в жизни — отказаться от заветной ранее идеи. Тогда вы сможете искать новые».
© пост написан по материалам статей Моргана Хаузела.
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там я публикую ежедневные обзоры и пишу свои мысли по рынку.