Основные тренды.
Цены на нефть в последние месяцы потеряли 40% от своей величины. Бочка европейской нефти, с зафиксированных в начале лета $115 докатилась до $70 (рис.1). Глубокое снижение нефтяных цен за последние месяцы уже стало фактом, и нам нужно привыкать жить в другой реальности. А прогнозы становятся все более пугающими. Так, министр энергетики Кувейта прогнозирует снижение средних цен до $76-77, мелькают цифры и ниже $60 за баррель. Да и технически поход к 60 долларам по нефти марки Brent кажется все более вероятным. Для российской экономики, критическим образом зависящей от экспортных поставок энергоносителей, крайне важным является реальный предел, до которого могут опуститься цены, а так же то, как долго будут оставаться цены низкими.
Спрос – предложение
Основной причиной текущего снижения цен стало накопившееся смещение баланса спроса и предложения.
Россия отказалась строить Южный поток на условиях Евросоюза. Президент Путин объявил, что российский газ может направляться в Турцию. Мощности строящегося газопровода Южный коридор позволят прокачивать до 63 млрд. м3 газа. Для этого можно расширить мощности Голубого потока или построить новый трубопровод. Газ может поставляться в Турцию и далее в южно-европейские страны. В перспективе Турция может стать крупным транспортным хабом, в котором могут соединяться газовые потоки России, Азербайджана, Ирана и других стран Ближнего Востока. А далее из Турции газ может подаваться через территорию Греции или (что менее вероятно) Болгарии. Возможно также строительство терминалов по отгрузке СПГ. Тем самым Турция увеличит свой геополитический вес и станет важным транзитным узлом для Европы. Но в основном новые маршруты поставок станут предметом будущих договоренностей. А пока принято политическое решение, что строительства Южного потока с прежним маршрутом не будет.
Пока Россия и Турция достигли договоренности об увеличении поставок газа по газопроводу Голубой поток еще на 3 млрд. кубометров. В настоящее время Турция потребляет около 20 млрд. м3 российского газа, который получает по двум направлениям — через газопровод Голубой поток по дну Черного моря, а также по западному маршруту — транзитом через Украину-Румынию-Болгарию. В результате проведенных переговоров глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что между «Газпромом» и компанией BOTAS был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Черное море в направлении Турции. Из планируемого объема поставок в 63 млрд. м3 газа в год, лишь 14 млрд. м3 газа предусмотрены для поставки в Турцию. Остальные объемы будут поставляться на границу Турции и Греции.
Начало прошедшей недели проходило под знаком ожидания результатов заседания ОПЕК. На прошедшем 27 ноября саммите картеля было принято решение сохранить квоты на имеющихся уровнях и цены на нефть пошли на еще один виток снижения. За прошедшую неделю цены на нефть потеряли около 15% и первый торговый день зимы они встречают на уровне 68 долларов за баррель нефти марки Brent и 64,5 доллара за баррель нефти марки WTI. И, похоже, что это не предел. Просматривается потенциал последующего снижения еще на десяток процентов.
При такой динамике цен на нефть рубль дал новую слабину и позволил доллару и евро показать новые высоты. Наступающая неделя начинается с нового снижения рубля. Доллар взлетел выше отметки в 52 рубля. Торги на фьючерсных площадках быстро вывели за планки цены фьючерсов на нефть, доллар и евро. По евро лимиты расширяли 3 раза – евро улетело выше 65 рублей. Наступающая неделя вновь будет фокусироваться на динамике нефтяных цен и полетах российской валюты.
Картель ОПЕК принял решение о сохранении квот на добычу нефти на уровне 30 млн. баррелей в сутки. Несмотря на беспокойство по поводу быстрого снижения цен, на конференции ОПЕК было принято решение в интересах рыночного баланса сохранить добычу на прежнем уровне. Идеи о расчищении рынка от нерентабельных нефтяных проектов в очередной раз взяли верх.
Рынки на полученные известия эмоционально отреагировали очень резким снижением. Итоговые дневные потери по сортам Brent и WTI превысили 7%. На пике паники цена на нефть марки Brent опускалась ниже 72 долларов за баррель. Сопоставимо с падением цен на нефть отреагировали и цены на нефтепродукты. Из спектра важнейших энергоносителей только снижение цен на газ оказалось чуть менее выраженным. Дневной провал цен на нефть высветил дальнейший вектор предполагаемого движения. Очевидной целью для нефтяных цен становится достижение пугающего уровня в 60 долларов за баррель.
Большие колебания цен продолжает сохраняться в ценах на газ. Частично повышенная волатильность цен была связана с экспирацией и переходом по всем товарным позициям на январский фьючерсный контракт. Однако есть и фундаментальные причины для пересмотра ценников.Так, в среду вышли данные по запасам в США. Стало известно, что за последнюю неделю коммерческие запасы нефти выросли на 2 млн. баррелей. Запасы моторного топлива тоже подросли почти на 2 млн. баррелей. Однако недельный отчет преподносит и необычные закономерности. На этот раз состоящие в том, что при заметном росте двух основных компонент запасов (сырой нефти и моторного топлива), суммарные запасы нефти и нефтепродуктов за неделю не выросли, но даже уменьшились на 4,7 млн. баррелей. Произошло это благодаря снижению запасов дистиллятов, пропан-пропиленовых и других фракций. Но это снижение имеет простое объяснение. Это обычные сезонные колебания, когда после накопления максимальных значений к началу осени в холодный сезон происходит их постепенное расходование и снижение.
В ожидании запланированного на 27 ноября саммита ОПЕК в Вене нервные дергания цен на нефть все же не дают пока сильных суммарных изменений – графики приостановили падение и колеблются в выжидательном флете. Почти все представители картеля выказывают обеспокоенность быстрым снижением цен на нефть, но далеко не все готовы к сокращению объемов добычи нефти и поставок ее на международные рынки. Более того Блумбергс сообщает, что внутри картеля зреет мнение, что нужно вывести Иран, Ирак и Ливию из-под обязательства по возможному снижению квот. Эти страны планируют увеличение объемов добычи даже несмотря на то, что картель уже в течение нескольких месяцев уже превышает установленные собственные лимиты.
Цены на нефть только обозначили заметный рост, но российская валюта отреагировала заметно выразительнее. Рубль показал существенное укрепление и в паре с долларом, и, особенно, в паре с евро. Дело в том, что на фоне слабости экономики Европы и перманентной борьбой с дефляцией валютный рынок очень эмоционально воспринял пятничное выступление главы ЕЦБ Марио Драги. Тем более что ему на прямой вопрос пришлось подтвердить готовность ЕЦБ рассмотреть и другие нестандартные меры, включая скупку казначейских обязательств стран региона. На этом европейская валюта потеряла более полутора центов по отношению к доллару дополнительно к уже длительному ослаблению последних месяцев. Подорожание рубля продолжилось и в начале наступившей недели. На этот раз стремительный рост рубля был по отношению и к доллару, и к евро. Укреплению рубля добавили специальные старания финансовых властей, а так же необходимость изыскания рублей для оплаты налогов.
Картинка по ценам на нефть за последние пять месяцев выглядит пугающе однотипной. Снижение цен идет почти линейно, даже с некоторым ускорением и, судя по динамике, пока продажи еще не достигли насыщения. На графиках бросается в глаза снижение спреда между ценами WTI и Brent c 6-8 долларов до примерно 4 долларов за баррель. Между тем продолжающее снижение рождает все более пугающие прогнозы снижения цен. Так в ноябре Глава управления энергетической информации (EIA) при министерстве энергетики США Адам Семински заявил, что падение цены до $50 за баррель является «возможным». Однако по его словам если стоимость нефти упадет до $60 за баррель, то в США прекратится рост добычи сланцевой нефти. По другим источникам рост добычи сланцевой нефти прекратится в коридоре от 60 до 70 долларов за баррель. Даже при 80 долларах за баррель добыча нефти на некоторых месторождениях становится нерентабельной. Совсем скоро цены на нефть поставят натурный эксперимент и с возможностью добычи сланцевой нефти и с балансированием бюджетов экспортеров нефти и с перспективами развития нефтяной отрасли. Но результаты эксперимента станут проясняться только по прошествии многих месяцев, а иногда и лет.