Минфин и МИД предложили Путину приостановить действие соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми «недружественными» странами.
Это, типа, преподносится как некий симметричный ответ на введеные западными странами санкции. Вообще, это они ловко придумали: если эти самые санкции сделали жизнь россиян более сложной – то надо еще дополнительно выстрелить себе в ногу, чтобы устрашить «недружественные» страны!
Всем привет, это опять статья от двух авторов! Как и в прошлый раз, за умные мысли и экспертизу в искусственном интеллекте отвечал Игорь Котенков (автор канала Сиолошная про машинное обучение, космос и технологии), а за подачу и кринжовые мемы отдувался Павел Комаровский (автор канала RationalAnswer про рациональный подход к жизни и финансам).
Мы предполагаем, что вы уже читали нашу предыдущую большую статью про эволюцию языковых моделей от T9 до ChatGPT с объяснением того, чем вообще являются нейронки, и как они работают – так что мы не будем заново объяснять самые базовые вещи. Вместо этого мы сразу нырнем в детали свежевышедшей модели GPT-4.
Далее я буду предполагать, что вы уже знакомы с моей прошлогодней статьей о стейблкоинах. Там, помимо прочего, описывается принцип действия разных механизмов привязки стоимости токенов к $1 – это очень важно понимать, но дублировать эту информацию я здесь не буду.
Для контекста дам краткое резюме выводов, к которым я пришел год назад:
Друзья, если честно, в выходные я убился над статьей про Silicon Valley Bank (это однозначно главный хедлайнер новостей прошлой недели), так что на полноценный дайджест сил немного не осталось. Поэтому в этот раз будет скорее в формате «заголовки со ссылками», извиняйте.
Хорошая новость: дефицит бюджета РФ в феврале сократился вдвое по сравнению с январем. Плохая новость: накопленный за два месяца дефицит достиг 2,6 трлн рублей – это примерно 90% от размера дефицита, который планировался на весь 2023 год.
Минфин на всё это продолжает говорить, что «всё идет по плану» – но со стороны всё же возникает ощущение, что в данном случае план по дефициту перевыполняется уж слишком быстро.
40 лет назад (в 1983 году) в Калифорнии появился банк, который сделал ставку на стартаперов – он решил обслуживать в основном головастых ребят, которые создавали новые перспективные бизнесы и привлекали много денег у венчурных инвесторов.
Учитывая то, что дело происходило аккурат в Кремниевой долине, а банк назывался Silicon Valley Bank (SVB) – эта бизнес-модель оказалась крайне успешной. Ведь Кремниевая долина стала настоящей колыбелью для быстрорастущих технологических компаний, которые следующие несколько десятков лет гребли деньги буквально лопатой (и часть из них, конечно же, клали в банк).
Десять лет такого не было (с 2013 года), и вот опять: ЦБ снова стал печатать десяти- и пятирублевые банкноты. Говорят, что перерабатывать зеленые деревья в купюры нынче дешевле, чем чеканить звонкую монету (Ведьмак, уверен, не одобряет эту новость).
Я-то вообще, если честно, думал, что на волне новостей про начало обращения цифрового рубля – отныне нумизматические и бонистические новации наш Центробанк будет осуществлять исключительно на блокчейне, но вишь ты… (На всякий случай: бонисты не имеют никакого отношения к бонхедам – так называют чуваков, которые коллекционируют банкноты).
После февраля 2022 года огромное число людей в России одномоментно превратились в крипто-энтузиастов – ведь многие другие привычные способы свободно перемещать свои деньги туда-сюда просто перестали работать. Про способы покупки криптовалюты в РФ я писал отдельный большой гайд. Так вот: не последнее место по популярности среди россиян занимают именно peer-to-peer (P2P) сделки с криптой.
В чем суть P2P? Если проводить простую аналогию, то сделка с криптой на централизованной бирже – это примерно похоже на покупку долларов в банке; а то же самое через P2P – это как если бы вы купили эту самую валюту «с рук» у некоего типа в подворотне.
На всякий случай сразу оговоримся: у этой статьи два автора. За всю техническую часть (и за всё хорошее в статье) отвечал Игорь Котенков – широко известный чувак в узких кругах русскоязычной тусовки специалистов по искусственному интеллекту, а также автор канала Сиолошная про машинное обучение, космос и технологии. За мольбы «вот тут непонятно, давай как-нибудь попроще!» и за добавление кринжовых неуместных мемов был ответственен Павел Комаровский – автор канала RationalAnswer про рациональный подход к жизни и финансам.
Иногда читатели присылают мне в личку всякие разные вопросы про финансы, а я пытаюсь дать на них короткий и разумный ответ. В этот раз получилось не очень коротко – поэтому я решил оформить ответ в небольшую заметку.
Павел спрашивает: «Имею ипотеку под 7,2%. Есть отдельно финансовая подушка на накопительном счете (пока под 7,5% дают). Имея ипотеку, стоит ли все доступные средства с доходов (з/п) вкладывать в нее, чтобы погасить как можно скорее? Либо, может, стоит гасить минимальным платежом, а свободные средства начинать инвестировать пассивно? Не очень понятен такой момент: с одной стороны на ипотеку ежедневно начисляется %, с другой – сумма кредита обесценивается из-за инфляции».
В позапрошлом выпуске мы с вами обсуждали рекордный дефицит российского бюджета, который только за январь составил 1,8 трлн рублей – более половины дефицита, запланированного на весь 2023 год. А тут еще на прошедшем послании Федеральному собранию президент пообещал дополнительные меры социальной поддержки – от фонда помощи семьям военнослужащих до повышения размера минимальной оплаты труда.