Диджитализация: с чем столкнутся страховщики в ближайшие годы?
Ситуация на российском рынке страхования напоминает банковский сектор начала 2000-х: из-за малой осведомлённости об услугах, их условиях и выгодах приходится много средств вкладывать в просвещение клиентов. Если банки занимались этим напрямую, то страховые развивались через агентские сети, которые получали вознаграждение за привлечение клиентов и продажу услуг. Эти расходы называются аквизиционными и в среднем занимают до 1/3 полученной премии.
Сейчас страховой сектор стал идти по стопам банков, сокращая расстояние между собой и клиентом через цифровизацию каналов продаж. Всё большее число договоров заключается онлайн и без посредников. Так, по данным ЦБ, доля прямых продаж через Интернет за 2019-2023 годы выросла с 5% до 19%. У «Ренессанс страхования» она на уровне 17% и растет.
Можно выделить три драйвера роста онлайн продаж в страховании:
(1) Пандемия 2020 года значительно ускорила процесс цифровизации. Стали активно развиваться маркетплейсы, онлайн-банки и брокеры. Привычка к дистанционному потреблению создала запрос на такой же сервис в страховании;
(2) Рост финансовой грамотности привел к большей осведомлённости о страховых услугах;
(3) Выход банков в страхование из-за исчерпания точек роста в основном бизнесе. Они принесли в рынок технологии дистанционного банковского обслуживания и большие маркетинговые бюджеты на привлечение аудитории.
Некоторые страховые достойно отвечают банкам в плане маркетинга. Так, у входящей в Группу RENI компании «Ренессанс Жизнь» есть продукт» под названием Smart Plus, который сейчас можно открыть на сайте компании на 3 месяца с годовой ставкой 22%. Оформляется онлайн. Никуда ходить не нужно. Минимальная сумма — 100 тыс. руб. По истечении срока наши менеджеры вам предложат уже длинные продукты накопительного страхования. Для нас Smart Plus – маркетинг и способ познакомиться с клиентом, который дешевле расходов на привлечение клиентов через партнёров.
Хотя прямые продажи сокращают расходы на привлечение, нам приходится увеличивать затраты на IT-инфраструктуру: call-центры, облачные сервисы, услуги кибербезопасности и многое другое. Для минимизации этих затрат и улучшения клиентского сервиса страховые идут по стопам банков и осваивают искусственный интеллект и чат-боты. Генеральный директор Группы Ренессанс страхование Юлия Гадлиба видит высокий потенциал этих нововведений для страховых организаций.
RENI этот даётся проще, поскольку Группа исторически делала ставку на диджитал-страхование. Компания уже сейчас создаёт специальные программы с выгодными условиями для новых клиентов и внедряет ИИ в бизнес-процессы.
2. Планирует ли Рени выпуск катастрофических облигаций? И в целом как на это смотрите?