rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании QBF III portfolio management | «Полетели»: кто определяет направление развития мировой космической отрасли

До недавнего времени только несколько компаний могли похвастаться наличием собственных разработок в космической отрасли, что во многом связано со сложностью подобных разработок. Как правило, это крупные авиационные и оборонные предприятия США, Европы и России. Практически всегда заказчиками аэрокосмического оборудования являются государственные предприятия.

В России разработки дочерних предприятий государственной корпорации «Роскосмос» финансируются за счёт федерального бюджета, в Европе Европейское космическое агентство (ESA, European Space Agency) заключает контракты с поставщиками за счёт средств, внесённых в общий фонд каждым из членов агентства, в то время как в США контракты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA, National Aeronautics and Space Administration) в рамках космических исследований также финансируются государством.

В данных реалиях состояние отрасли и направление её развития определяются программами «государственных» космических агентств, а лидерами сектора становятся те корпорации, которые способны заключать крупные контракты с этими агентствами.

NASA

Чтобы понять, что такое NASA для мировой космической индустрии, достаточно сравнить объемы финансирования американского ведомства и его зарубежных аналогов. Согласно опубликованному в середине ноября отчёту, бюджет NASA в 2017 финансовом году (с окончанием 30 сентября 2017 года) достиг $19,8 млрд., увеличившись с $19,3 млрд. в 2016 году. При этом общий объем доступного фондирования в 2017 году составил $24,1 млрд., из которых $22,7 млрд. уже используются для финансирования целого ряда космических программ. Для сравнения, в рамках федерального бюджета на 2016 год государственная корпорация «Роскосмос» получила 210,4 млрд. руб., в то время как бюджет ESA на 2016 год достигал 5,25 млрд. евро.

Текущая программа NASA, как и всегда, носит долгосрочный характер: агентство нацелено серьезно продвинуться в исследовании Марса до 2030 года. Для этого планируется построить станцию на орбите Луны. Далее будет рассмотрен вопрос о строительстве станций на спутниках Марса. Проект носит амбициозный характер и пока что выглядит достаточно фантастическим. Согласно заявлениям ряда исследователей, поверхности спутников Марса Деймоса и Фобоса накапливают большой заряд статического электричества после вспышек на Солнце, который может привести к выходу из строя всей техники. В этом плане важным направлением работы для NASA является программа исследования спутников Марса, включающая в себя съёмку их поверхности с высоким разрешением, а также исследование возможности телекоммуникационного обеспечения при работе посадочных зондов. В рамках заключенных в июле 2017 года контрактов по проекту NeMO (Next Mars Orbiter) поставщиками NASA по данному направлению стали Boeing Co, Lockheed Martin Corporation, Northrop Grumman Corp, Orbital ATK Inc и Space Systems Loral LLC. Стоимость каждого контракта колеблется в районе $400 млн., а первый запуск по NeMO намечен на июль 2022 года.

С практической точки зрения принятая агентством программа требует разработки сверхтяжелых ракета-носителей (SLS, Space Launch System), многоцелевых транспортных космических кораблей, а также нового пилотируемого шаттла, который должен прийти на смену космическому челноку «Space Shuttle», завершившему свои полёты в 2011 году. Первый беспилотный пуск ракета-носителя SLS произойдет не раньше октября 2019 года. 

В 2017 финансовом году затраты NASA по проекту достигли $2,1 млрд. ($1,85 млрд. в 2016 финансовом году), в то время как стоимость всей программы оценивается в $9,7 млрд. Занимается разработкой SLS американская корпорация Boeing Co. Согласно заявлениям NASA, реализация данного проекта потребует до $2 млрд. в год в ближайшие несколько лет. Первый пилотируемый полёт с данным ракета-носителем намечен на 2021 год.


Чистые затраты NASA на реализацию космических проектов в 2017 финансовом году достигли $19,4 млрд., из которых еще $1,74 млрд. ($2,68 млрд. в 2016 финансовом году) пришлись на реализацию программы обновления американских блоков Международной космической станции (МКС). Другой важной статьей расходов агентства является разработка многоцелевого частично многоразового пилотируемого космического корабля «Орион» в рамках программы Commercial Crew and Cargo. Разрабатываемый американским оборонным концерном Lockheed Martin Corporation корабль будет использоваться для полёта вокруг Луны, околоземных полётов и доставки людей на МКС. Контракт на постройку «Ориона» был подписан еще в 2006 году, а его сумма составила $8,15 млрд. Первый испытательный полёт модуля состоялся в декабре 2014 года, тестовый запуск на ракета-носителе SLS намечен на 2019 год, как и беспилотный полёт вокруг Луны. Первый пилотируемый полёт при идеальном графике состоится не раньше 2021 года. На текущий момент американские астронавты вынуждены летать в космос на российских «Союзах». Стоимость одного запуска с 6 астронавтами на борту для NASA составляет $490 млн. Контракт между NASA и «Роскосмосом» заключен вплоть до конца 2018 года.

Параллельно с этим, в сентябре 2014 года NASA заключила контракты с Boeing Co и Space Exploration Technologies Corp (SpaceX) на разработку капсул для управляемого полёта CST-100 Starliner и Dragon V2 соответственно. Как отмечает агентство, пока говорить об особых успехах данных проектов не приходится. Среди других крупных поставщиков NASA Orbital ATK Inc и Sierra Nevada Corporation, каждый из которых в январе 2016 года получил контракт на 6 полётов собственных транспортных кораблей к МКС в рамках второго этапа реализации программы по доставке грузов на космическую станцию (CRS, Commercial Resupply Services). Стоит отметить, что спектр компаний и организаций, к которым может обратиться NASA, весьма ограничен. Согласно американским законам частные корпорации с иностранным участием не могут предоставлять услуги американскому космическому ведомству.

10 крупнейших поставщиков NASA в 2012-2016 гг.* Источник: данные NASA, AeroWeb – A Forecast International Inc, * за финансовый год с окончанием 30 сентября соответствующего года «Полетели»: кто определяет направление развития мировой космической отрасли

ESA

ESA является вторым в мире после NASA космическим агентством по величине затрат. В 2015 году совокупные затраты агентства составили 4,26 млрд. евро, из которых максимальная сумма в 757 млн. евро пришлась на разработку новых ракета-носителей. На текущий момент все космические полёты европейских ракет (осуществляющих вывод спутников на орбиту Земли и т.д.) производятся с помощью ракета-носителя «Ариан-5», разработка которого заняла 10 лет и стоила около $7 млрд. Именно с помощью одной из разновидностей данного ракета-носителя совместная исследовательская группа NASA, ESA и Канадского космического агентства планируют в 2019 году запустить на орбиту Земли телескоп «Джеймса Уэбба», который должен прийти на смену телескопу «Хаббл».

Главным проектом ESA остаётся проект нового ракета-носителя «Ариан-6», который должен полностью заменить «Ариан-5» к 2021 году. Цель разрабатываемого ракета-носителя – снизить затраты на изготовление и эксплуатацию аппарата на 40%. Стоимость контракта по данному направлению составляет 2,4 млрд. евро, а самим проектом, в том числе первым запуском, займётся Ariane Group – совместное немецко-французское предприятие Airbus SE и Safran SA. Именно данная компания является крупнейшим поставщиком ESA. Среди других важнейших проектов Европейского космического агентства – параллельная модернизация двигателя Vulcain 2.1, используемого в «Ариан-5». К 2030 году агентство намерено создать версию Vulcain 2.3, практически полностью напечатанную на 3D-принтере. Кроме этого уже сейчас идёт разработка многоразового метанового ракетного двигателя «Прометей», который позволит снизить стоимость двигателя для «Ариан-6» с 10 млн. евро (Vulcain 2.1) до 1 млн. евро. Работа над новым двигателем ведётся Ariane Group, которая уже потратила на исследования 85 млн. евро. В июне 2017 года ESA и Ariane Group подписали первый транш контракта в рамках проекта «Прометей». Стоимость контракта не разглашается, а дата первого испытания нового двигателя намечена на 2020 год.
Среди других крупных поставщиков ESA – Итальянское космическое агентство и Avio SpA, которые разрабатывают усовершенствованную версию ракета-носителя Vega C для вывода спутников на низкие полярные круговые орбиты в рамках контракта стоимостью 395 млн. евро, а также Французское космическое агентство, контракт которого с ESA стоимостью 600 млн. евро предполагает строительство стартовой площадки для «Ариан-6» к концу 2019 года.

«Роскосмос»

Одним из ключевых источников финансирования космической отрасли России является государственная программа «Космическая деятельность России в 2013-2020 гг.». Согласно проекту федерального бюджета объем финансирования «Роскосмоса» в 2016 году составил 210,4 млрд. руб. Часть средств выделяется в рамках «Федеральной космической программы на 2016-2025 гг.». Совокупный объем данной программы достигнет 1,4 трлн. руб. При этом в 2015 году «Роскосмос» вообще не получал бюджетных средств. В рамках данных программ РКК «Энергия» ведёт разработку многоцелевого пилотируемого многоразового космического корабля «Федерация», начало лётных испытаний которого намечено на 2022 год. Бюджет данного проекта оценивается в 57,5 млрд. руб. с пиком затрат 11,8 млрд. руб. в 2020 году. Пилотируемый полёт должен состояться не раньше 2024 года. Другим крупным проектом агентства является серия опытно-конструкторских работ «Феникс», в рамках которой идёт разработка семейства ракета-носителей среднего класса, которые могут быть использованы в качестве первой ступени сверхтяжелых ракета-носителей или при возникновении нештатных ситуаций. С 2018 года по 2025 год «Роскосмос» потратит на проект более 30 млрд. руб. Согласно данным главы Федерального космического агентства РФ, доля страны в секторе производства ракетно-космической техники достигает 10% (от $72 млрд.), 7% в сфере производства космических аппаратов, 30% в секторе обеспечения пусковых услуг. При этом в сфере коммерческих услуг (запуск спутников для телевизионных, интернет и телекоммуникационных компаний), объем которого оценивается в $115 млрд., доля РФ составляет от 1% до 1,7%. Именно данный резерв может быть использован российским космическим сообществом в ближайшие годы.

Китай

«Чёрной лошадкой» в секторе остаётся Китай, космическая отрасль которого отметила своё 60-летие в 2016 году. В рамках 12-й пятилетки 2011-2015 гг. КНР произвела 86 пусков ракет (84 из которых удачные) семейства «Великий поход» по сравнению с 48 пусками ракет данного семейства в 2006-2010 гг. Программа на следующую пятилетку предполагает уже 110 запусков. В 2015 году Китайская академия космических технологий произвела первый пуск ракета-носителя CZ-11 для вывода на орбиту легких спутников. Кроме этого в 2015-2016 гг. страна произвела первые пуски целого ряда ракета-носителей на чистом топливе CZ-6, CZ-7 и CZ-5. Среди приоритетных программ Китая – завершение группировки навигационной системы «Бэйдоу», которая к 2018 году должна обеспечить обслуживание зоны Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века, а к 2020 году стать глобальной (с 35 космическими аппаратами на орбите Земли).
В планах Китая разработка ракета-носителей средней и большой грузоподъемности, запуск комплекса «Чанъэ-5» для доставки образцов лунного материала после 2017 года, запуск лунного зонда «Чанъэ-4», который должен будет осуществить первую в истории человечества мягкую посадку на обратной стороне Луны в 2018 году, а также запуск в 2020 году марсианского комплекса с целью выхода на орбиту Марса и изучения поверхности планеты с использованием марсохода. Кроме этого Китай должен стать первой в мире страной, которая разместит солнечную электростанцию в открытом космосе.

Крупнейшие компании сектора

Среди крупнейших представителей отрасли несколько американских компаний: Boeing Co, Lockheed Martin Corporation, Northrop Grumman Corporation, Aerojet Rocketdyne Holdings Inc, Orbital ATK Inс, а также непубличная корпорация Space Exploration Technologies Corp (SpaceX). Кроме этого крупными представителями сектора являются европейские компании Airbus SE и Safran SA и их объединенное предприятие Ariane Group. 

Динамика стоимости акций крупнейших представителей аэрокосмической отрасли, накопленная доходность, % Источник: investing.com
«Полетели»: кто определяет направление развития мировой космической отрасли

Boeing Co (NYSE: BA)

С 2012 года по 2016 год корпорация стала одним из крупнейших поставщиков NASA, заключив контракты с агентством более чем на $8,7 млрд. В структуре корпорации космическое направление включено в подразделение Network & Space Systems (N&SS), а его доля в совокупных продажах в 2016 году достигла 7,5% или $7 млрд. При этом еще в 2012 году доля выручки по направлению N&SS составляла 9,7% или $7,9 млрд. Главными программами, в которых участвует Boeing, является разработка многоразового космического пилотируемого шаттла CST-100 Starliner, а также производство сверхтяжелого ракета-носителя SLS. Кроме этого компания является одним из главных подрядчиков при производстве американских модулей для МКС. По итогам 2016 года объем невыполненных заказов Boeing по направлению N&SS составил $5 млрд. или всего 1,1% от всего объема невыполненных заказов, в 2012 году показатель достигал $10 млрд. или 2,7% в процентном выражении. В структуру N&SS входит и 50% совместной с Lockheed Martin Corporation компании United Launch Alliance LLC, которая занимается выводом космических аппаратов на орбиту Земли в рамках правительственных заказов Соединённых Штатов.

Lockheed Martin Corporation (NYSE: LMT)

За последние 5 лет оборонная компания стала третьей в списке крупнейших поставщиков NASA с общей стоимостью заключенных контрактов $8,1 млрд. Основным проектом корпорации является разработка многоразового пилотируемого корабля «Орион», начатая в 2006 году, тестовый запуск которого на ракета-носителе SLS намечен на 2019 год. Среди других программ – запуск в сентябре 2016 года межпланетной станции ISIRIS-REx к астероиду Бенну для сбора образцов грунта. Стоимость миссии, профинансированной NASA, составила $800 млн. Спутник должен достичь астероида в 2019 году и вернуться на Землю в 2023 году. Космическими разработками в Lockheed Martin занимается подразделение Space Systems, выручка которого в 2016 году достигла $9,4 млрд. или 20% от выручки компании. Однако в структуру данного подразделения входит и сегмент разработки военных ракет и ракетных комплексов. Учитывая тот факт, что Lockheed Martin скорее оборонная компания, фактическая доля выручки космического направления может быть существенно меньше, как и доля невыполненных заказов в рамках космических исследований. Всего по итогам 2016 года объем невыполненных заказов подразделения Space Systems достиг $18,9 млрд., увеличившись с $17,4 млрд., зафиксированных по итогам 2015 года.

Среди перспективных проектов компании – программа исследования дальнего космоса, в рамках которой предлагается начать сборку орбитальной базы Mars Base Camp с экипажем из шести человек в окололунном пространстве уже в 2021 году. Для этого будут использованы разрабатываемый корпорацией многоразовый пилотируемый корабль «Орион», а также ракета- носитель SLS от Boeing. По заявлениям Lockheed Martin, станция может отправиться в полёт к Марсу уже в 2028 году. На текущий момент NASA рассматривает перспективность данной концепции.

Ariane Group – совместное предприятие Airbus SE (EPA: AIR) и Safran SA (EPA: SAF)

Ariane Group образована в январе 2015 года и первоначально носила название Airbus Safran Launchers. Годовая выручка объединённой немецко-французской компании превышает 3 млрд. евро, а её ключевые работы связаны с усовершенствованием и разработкой новых ракета- носителей, в том числе «Ариан-6» по контракту с Европейским космическим агентством. Головная компания Safran SA ведёт свою деятельность в 4-х сегментах: аэрокосмическая сфера, разработка двигателей, разработка авиационного оборудования, авиационная безопасность и связь. За первые 3 квартала 2017 года выручка Safran SA достигла 11,8 млрд. евро, увеличившись на 3% г/г. Что касается Airbus SE, то отдельное направление бизнеса корпорации занимает сегмент Defense and Space, доля которого в выручке в 2016 году достигла 18% или 11,8 млрд. евро. Согласно данным компании, 31% из этой суммы или 3,7 млрд. евро приходятся на космическое направление. Выручка подразделения Defense and Space в 2016 году упала на 9,4% г/г, объем чистых полученных заказов расширился на 6,6% г/г до 15,4 млрд. евро, в то время как объем невыполненных заказов сократился на 3,2% г/г до 41,5 млрд. Стоит отметить, что доля подразделения Defense and Space в невыполненных заказах по итогам 2016 года составила только 3,9%, что ограничивает влияние космического направления на показатели Airbus SE.

Northrop Grumman Corporation (NYSE: NOC) и Orbital ATK Inc (NYSE: OA)

Несмотря на то, что за последние 5 лет компания получила заказы только на $1,9 млрд. от NASA, её перспективы выглядят одними из самых многообещающих. На текущий момент корпорация является одним из главных подрядчиков в рамках проекта запуска орбитальной инфракрасной обсерватории «Джеймса Уэбба», которая придёт на смену телескопу «Хаббл» в 2019 году. Еще в IV квартале 2011 года доля продаж аэрокосмического подразделения Aerospace Systems составляла 38%. По итогам III квартала 2017 года показатель поднялся до 47% или до $3,08 млрд. Данное подразделение остаётся одним из самых быстрорастущих в компании – за первые 9 месяцев 2017 года темпы роста совокупных продаж Northrop Grumman составили 5,8% г/г, тогда как данное направление нарастило выручку на 12,5% г/г. Доля аэрокосмического направления в операционной прибыли за рассматриваемый период достигла 44% или $334 млн.

Финансовые результаты подразделения Space Systems корпорации Northrop Grumman Corporation, $ млрд. Источник: данные компании 
«Полетели»: кто определяет направление развития мировой космической отрасли

Одним из главных драйверов дальнейшего роста аэрокосмического бизнеса Northrop Grumman должно стать приобретение корпорации Orbital ATK Inc (ранее Orbital Sciences и Alliant Techsystems) за $9,8 млрд., о котором было объявлено в сентябре 2017 года. На текущий момент Orbital ATK является одним из трёх победителей второй фазы программы снабжения МКС (в январе 2016 года компания получила контракты на как минимум 6 миссий собственного грузового космического корабля Cygnus к МКС). За 9 месяцев 2017 года выручка корпорации составила $3,4 млрд. при чистой прибыли в $248 млн. Приобретение Orbital ATK, по оценкам, позволит увеличить годовую выручку Northrop Grumman с $24,5 млрд. до $29 млрд. Дополнительным катализатором роста финансовых результатов объединенной компании может стать программа освоения Марса от Orbital ATK, в рамках которой к 2021 году корпорация предлагает создать пилотируемую станцию для четырёх человек на окололунной орбите. С этой целью Orbital ATK предлагает использовать пилотируемый модуль от Lockheed Martin «Орион», тяжелый ракета-носитель SLS от Boeing, а также свой грузовой корабль Cygnus, который будет превращен в жилой отсек орбитального модуля. Сделка между Northrop Grumman и Orbital ATK должна быть закрыта в I половине 2018 года.

Northrop Grumman может быть привлекательна для инвесторов и с другой точки зрения – с начала 2012 года объем выплаченных компанией дивидендов достиг $3,4 млрд., в то время как на программы обратного выкупа акций было потрачено $11,5 млрд. За первые 9 месяцев 2017 года совокупный объем двух программ достиг $908 млн.

Aerojet Rocketdyne Holdings Inc (ранее GenCorp Inc) (NYSE: AJRD)

Менее скромные результаты демонстрирует американский разработчик жидкостных ракетных двигателей Aerojet Rocketdyne Holdings. С 2005 по 2013 гг. Rocketdyne являлась подразделением Pratt & Witney, которая, в свою очередь, принадлежала United Technologies Corporation (UTC). В 2013 году корпорации Aerojet выкупила подразделение Pratt & Witney Rocketdyne у UTC за $550 млн., после чего и образовалась настоящая компания. За первые 9 месяцев 2017 года выручка Aerojet Rocketdyne достигла $1,35 млрд., увеличившись на 9,8% г/г. Среди ключевых заказчиков компании – Lockheed Martin Corporation (27% всей выручки в 2016 году), United Launch Alliance LLC (21% выручки), Raytheon Company (20% выручки) и NASA (13% выручки). Компания практически полностью зависит от заказов в рамках правительственных контрактов – по итогам 2016 года 91% всех продаж компании составляли прямые и косвенные поставки американскому правительству. На текущий момент объем невыполненных заказов корпорации достигает $4,3 млрд., из которых 45%, по оценкам компании, должны быть выполнены в течение года.

Финансовые результаты Aerojet Rocketdyne Holdings Inc, $ млн. Источник: данные компании «Полетели»: кто определяет направление развития мировой космической отрасли

Space Exploration Technologies Corp (SpaceX)

Компания SpaceX, основанная в 2002 году, уже давно воспринимается крупнейшими представителями сектора в качестве одного из наиболее технологичных конкурентов в космической отрасли. Целью корпорации Илона Маска являлось создание дешевых средств запуска, в том числе за счёт возможности многоразового использования различных компонент. За свою недолгую историю корпорация уже достигла целого ряда выдающихся результатов и, судя по последним событиями, вплотную приблизилась к ранее поставленным целям. В сентябре 2008 года двухступенчатая ракета-носитель Falcon 1, разработанная SpaceX, стала первой в истории частной ракетой на жидком топливе, которая достигла земной орбиты. В декабре 2008 года компания выигрывает контракт NASA в рамках программы доставки грузов на МКС на $1,6 млрд. В июле 2009 года Falcon 1 доставил коммерческие спутники на орбиту Земли – первый случай в истории частных компаний. Уже в декабре 2010 года беспилотный транспортный корабль Dragon стал первым в мире частным космическим кораблём, который вернулся с низкой земной орбиты, а в мае 2012 года тот же корабль смог пристыковаться к МКС.

Следующий крупный успех пришёл в апреле 2014 года. Тогда первая ступень двухступенчатого ракета-носителя Falcon 9 успешно приземлилась на поверхности Атлантического океана. В сентябре 2014 года компания выигрывает контракт NASA стоимостью $2,6 млрд. на разработку пилотируемого модуля Dragon V2. К декабрю 2015 года Falcon 9 доставила 11 спутников на земную орбиту и смогла приземлиться на плавающую платформу. В апреле 2016 года ракета- носитель Falcon 9 доставил космический аппарат Dragon на МКС, после чего вернулся и успешно приземлился на плавающую платформу. В марте 2017 года компания произвела повторный запуск первой ступени Falcon 9, подтвердив возможность частичного многоразового использования своих ракета-носителей. Наконец, в июне 2017 года грузовая капсула Dragon была повторно использована для отправки грузов на МКС (ранее ту же капсулу использовали при запуске в 2014 году). Среди ближайших планов SpaceX – запуск беспилотного корабля Dragon V2 к Марсу в 2018 году с целью посадки на «красной планете» и отработки системы доставки тяжелых грузов на орбиты Земли и Луны.

Blue Origin

Одним из лидеров в сфере «космического туризма» способна стать корпорация Blue Origin, учреждённая основателем Amazon.com в 2000 году, которая в апреле 2017 года осуществила 3-е успешное испытание суборбитальной беспилотной многоразовой ракетной системы New Shepard, состоящей из пилотируемой капсулы и одноступенчатой многоразовой ракеты. После подъема выше «линии Кармана», отделяющей атмосферу от космоса (на высоте 103 км), аппарат опустился на Землю на парашютах, в то время как ракета совершила вертикальную посадку на собственных двигателях. Важнейшим в данном запуске стал факт повторного использования ракета-носителя – ранее тот же аппарат был использован при тестовом запуске в ноябре 2015 года. Тестовые пилотируемые полёты Blue Origin намерена начать уже в этом году, а в 2018 году корпорации пообещала отправлять в космос первых космических «туристов».

Александр Жданов — аналитик QBF

С другими нашими обзорами можно ознакомиться по ссылке http://medium.com/@qbf

Ну что ж ты, милый, так долго текст набирал, а про то, что Япония открывает окололунную станцию, даже не упомянул!? А ведь они даже ракет не запускают;)
Космические корпорации всё что-то делают, имеют огромные бюджеты, запускают корабли… а чего-то на самом деле прорывного не происходит. Существует мнение, что человечеству закрыли доступ в космос. Поэтому нет никаких баз на Марсе или Луне. 
  Земля (и видимо, С.система) находятся на карантине, изолированы от внешнего космоса, по причине наличия на Земле информационного вируса (эгоизма, жадности, алчности..), другие цивилизации или управляющий Разум не хотят распространения заразы на свои территории.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
Регистрация
UPDONW