rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Норникель | Про металлы платиновой группы

Сегодня хотим рассказать вам про металлы платиновой группы. К ним относят шесть переходных металлических элементов (платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий), имеющих схожие физические и химические свойства и, как правило, встречающихся в одних и тех же месторождениях. Данные металлы относят к промышленным благородным металлам, основной спрос на которые формируется за счет использования в промышленности, тогда как инвестиционное направление не является ключевым, в отличие от золота.

Основными производителями первичных металлов являются – ЮАР, Россия, Зимбабве, Канада и США. Напомним, что по производству первичного палладия доля Норникеля на мировом рынке – 43%, больше чем доля ОПЕК в мировой добыче нефти, тогда как доля на рынке платины – 12% — здесь мы крупнейший производитель за пределами ЮАР. Если в ЮАР и США добыча МПГ осуществляется как самостоятельное производство, то в России и Канаде это попутный продукт, получаемый при добыче никеля и меди.

В абсолютном значении рынок МПГ не столь большой по сравнению с никелем, алюминием или углем. Так, ежегодное первичное потребление палладия составляет порядка 300 тонн, платины – 220 тонн, а родия – 33 тоны! Именно поэтому металл легко перевозить самолетами (авиатранспортом).

💡С 1980-х автомобильная промышленность стала основным потребителем МПГ (по данным на 2023 г., >80% для палладия и 40% для платины). Благодаря своим уникальным каталитическим свойствам применяется в катализаторах – системах очистки выхлопных газов. При этом металлы практически не имеют альтернатив в данной области применения. Из-за особенностей каталитической реакции палладий и родий преимущественно используются в системах утилизации выбросов бензиновых автомобилей, в то время как платина в основном применяется для дизельных двигателей. Таким образом каждый автомобиль содержит несколько грамм драгоценных металлов! В последние годы производителями каталитических систем велась работа по разработке катализаторов на основе трех металлов платиновой группы, которые могли бы использоваться на разных типах двигателя, но внедрение таких решений на данный момент не получило широкого распространения.

🔍В последние годы автопроизводители изучали возможность частичного замещение палладия на платину в катализаторах бензиновых автомобилей, вызванное наличием ценового спреда между металлами. Однако сокращение в цене между металлами, введение новых экологических требований, где палладий демонстрирует лучшие характеристики, снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.

Если говорить о будущем МПГ, то это безусловно темы, связанные с водородной экономикой. Палладий может найти важную область применения в хранении водорода и стать ценным компонентом систем транспортировки водорода с использованием жидких органических носителей. В перспективе металл также может найти применение в электролизерах и топливных элементах и электролизерах для производства водорода, а также в обеспечении водородной безопасности.

💛Сегодня совместно с партнерами мы активно работаем над ускоренным внедрением водородных технологий и использованием палладия в других перечисленных выше областях, приближая наступление более экологичного и устойчивого будущего эффективного энергетического перехода.


23 комментария
Электромобили, в ближайшее десятилетие, обнулят спрос на платину и палладий. 
Добывать медь и никель куда надежнее.
avatar
Alexander, они так лихо не могут всё бросить и переключиться на медь и никель
avatar
Дядя Митя, и вам добрый день!

Уточните, пожалуйста, что значить «бросить и переключиться»? Выше мы пишем, что «в России МПГ попутный продукт, получаемый при добыче никеля и меди». Наша корзина металлов включает никель, медь, металлы платиновой группы. Про уникальность руды мы писали подробно здесь Норникель подтверждает высокое качество своей минерально-сырьевой базы. (smart-lab.ru)
avatar
Nornickel, ну у вас в корзине металлов палладий занимает чуть ли не первое место если мне не изменяет память. а спрос на платиноиды для катализаторов падает, я не утверждаю что он рухнет, но в целом динамика такая что платиной замещают палладий которого у вас оч много, а значит целесообразность его потребления будет исключительно ценовой
avatar
Дядя Митя, 

в каком значении «занимал»? В период высоких цен на палладий доля металла в нашей выручке действительно составляла порядка 40%, в период высоких цен на никель его доля даже превышала 40%. Все зависит во многом от динамики цены на металл. Вы, как я понимаю, хотите сравнивать по объемам. Даже если переводить в тонны рынок никеля и мпг по объему не сопоставим. См. наш удобный интерактивный инструмент https://www.nornickel.ru/investors/shareholders/interactive-database/

На рынке высокосортного никеля (что используется в батареях электромобилей) мы занимаем №1 с долей рынка в 17% www.nornickel.ru/investors/key-facts/, рынок меди очень фрагментирован – у лидеров рынка доли 5-6%, мы входим в ТОП-10 с долей 2%. Платины у нас тоже достаточно) 

avatar
Дядя Митя, про потенциальное замещение палладия платиной мы напишем отдельно) это уже следующий пост к размещению
avatar
Alexander, добрый день! Мы обязательно дойдем до этой темы и у нас еще будет возможность подискутировать. Уточните, пожалуйста, в своих убеждениях Вы отталкиваетесь от собственной оценки роста рынка электромобилей? 
avatar
Nornickel, Я отталкиваюсь от роста электромобилей в Китае, рано или поздно, этот рост перейдет на Европейский и Американский рынок, на рынках Азии и Африки, «ваши» (шутка) катализаторы снимают с машин и сдают в пункт приема металлолома по 1000 USD. Я знаю, что на это можно написать мол продажи электричек не существенны в количественном выражении по сравнению с автомобилями на ДВС, но это лишь пока. Вот лично я мечтаю об электричке и знакомые мечтают об этом же.
avatar
Alexander, интересный факт, что в статистику по электромобилям, на которую вы ссылаетесь, включаются и гибридные автомобили, в которых потребление МПГ (и еще и Li) больше, чем в стандартном авто с ДВС
avatar
 палладий — мимо конечно. хайп прошел
avatar
Дядя Митя, на чем основывается ваша экспертная оценка? 
avatar
Nornickel, переход на электрокары сократит потребление палладия
avatar
Дядя Митя, мы смотрим более широко. С появлением новых технологий автомобильный рынок будет развиваться в разных направлениях — будут и ДВС, и гибриды, и электромобили, в том числе на топливных ячейках. И снова повторюсь мы обязательно расскажем об этом детально в наших следующих постах. Как говориться, оставайтесь на связи!
avatar
Nornickel, Зоопарка автомобилей не будет («топлива»), как это было в начале века так как зоопарк тяжело производить, обслуживать и эксплуатировать, победят 1 или 2 технологии, к стати как пример дизель и бензин. Лично я ставлю на литиевые аккумуляторы, все эти экзотические вещи, вроде водородных ячеек и прочего не приживутся и время это покажет. Делайте ставку на медь её потребуется очень много.
avatar
Alexander, 

время покажет. Вспоминая отчеты аналитиков от 2017-2018 гг. не могу не отметить, что согласно прогнозам уважаемых «инвестиционных домов» уже сегодня доля электромобилей на мировом рынка должна была превышать 30%!

Медь, безусловно металл следующих десятилетий и, если Вы проследите за нашими оценками и выступлениями вице-президента по сбыту и маркетингу, мы об этом говорим уже не первый год.

avatar
Nornickel, акции ГМК НН брать с прицелом 12-15% дивдоху на следующее десятилетие?
avatar
Nornickel, Спасибо, очень приятно читать профессионально написанные материалы!

Рад, что Вы тоже заметили некоторые неточности в прогнозах «уважаемых» инвестдомов. Выше Вы отметили, что доля Норникеля на рынке палладия больше, чем доля ОПЕК. И это очень хорошая аналогия.

Давайте перейдем к стратегическому маркетингу. Основные потребители нефти создали структуру с громким названием МЭА (Международное Энергетическое Агентство), одной из основных целей которого было снабжать рынок качественной аналитикой. Многие крупные компании и даже ОПЕК использовали их аналитику для целей планирования объемов добычи нефти. Но, в какой-то момент, участники рынка (и, в первую очередь, ОПЕК) осознали, что эта аналитика достаточно однобока и сводится к тому, (очень грубо) что нефти в мире очень много, экономический рост падает и это будет давить на цены. И вообще, если цены на нефть будут высокими, это само по себе влияет на темпы роста ВВП, поэтому если хотите продавать нефть — продавайте её дешево. В доказательство этих тезисов достаточно посмотреть пресс-конференции по итогам последних заседаний ОПЕК. То же самое происходило и с природным газом, пока Президент самой главной газовой компании в мире не понял, что вся эта аналитика строится со стороны спроса, а не предложения (видео этого выступления тоже доступно).
Сейчас на рынке нефти беспрецедентный дефицит, как следствие сокращений со стороны ОПЕК+. США пришлось в значительной мере опустошить свои стратегические резервы. Но никто, кроме ОПЕК, не говорит о недоинвестированности отрасли, в силу «немодной» незеленой повестки и дикой волатильности. Цены на нефть опять упали, т.к. прайсится нефть на площадках потребителей и потребителями. Пока ещё есть запас прочности у потребителей, но и ОПЕК+ неумолим, и хочет показать, что фундаментал на рынке должен работать в том числе из-за дефицита предложения. Так что посмотрим.

Я уверен, что что-то очень похожее применимо и к рынкам палладия и платины. Была попытка популяризации платины со стороны производителей. Я даже жене серьги платиновые с бриллиантами купил.
И мне кажется, Норникель недооценивает свои возможности по влиянию на цены производимых металлов со значительными долями рынка.

Что конкретно предпринимается в части стратегического маркетинга?
Председателем каких ассоциаций производителей PGM является Норникель? Где можно увидеть прогнозы со стороны производителей PGM объемов и цен до 25-30 годов?

Уверен, что активная работа в этом направлении ведется, ведь движение вниз по течению приведет к печальным результатам.
Но уже сегодня прогнозы PGMs удручают, а ваши коллеги по цеху, ну или конкуренты, готовятся активно резать косты - Implats warns lower platinum prices will require decisive business action (iol.co.za)
avatar
Антон Шаронов,
, а родия – 33 тоны! Именно поэтому металл легко перевозить самолетами (авиатранспортом).
Аналитика прямо скажем слабовата (и дело не в орфографии естественно).

Вместо вот этого —
приближая наступление более экологичного и устойчивого будущего эффективного энергетического перехода.
Лучше бы написали прямо экология в развивающихся странах будет улучшаться. Про экологичность самого Норникеля, и что владельцы улучшили в цехах (какие агрегаты заменили конкретно) с  этой точки зрения, скажем за последние 2 года (или хотябы за пятилетку), мы спрашивать конечно же не будем.
avatar
Сергей, какую аналитику Вы от нас ждете? Про экологичность мы обязательно еще напишем.
avatar
Дядя Митя, посмотрите выше про гибридные автомобили. Их по сути учитывают в статистике электромобилей, но МПГ там даже больше
avatar
Медь, конечно, на века в лидерах по потреблению…
Если до ума доведут новые технологии в производстве аккумуляторов с использованием МПГ, то те, кто добывают МПГ будут на коне.
Там фишка в увеличении ёмкости…
avatar
признаюсь. совершил ошибку, сделав ставку на компанию. второй год в минусах сижу. дивов нет. не могли бы вы «ляпнуть», что будут дивы. произойдет отскок. и я с огромным удовольствием скину хотя бы в 0 и забуду про вас навсегда. лучше куплю VALE
avatar

теги блога Nornickel

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн