Предвыборный год и растущие цены на топливо на внутреннем рынке США делают свое дело – власти страны довольно быстро стали пересматривать свое отношение к проектам строительства новых нефтепроводов, способных облегчить напряженную ситуацию на топливном рынке.
На прошлой неделе Барак Обама вновь вступился за TransCanada Corp. и проект строительства южной ветки нефтепровода Keystone XL, который должен соединить нефтяной распределительный хаб Кашинг и побережье Мексиканского залива, хотя ранее сам же отложил решение по нему до 2013 г. под давлением общественности и экологов.
Важно отметить, что именно с запуска ветки нефтепровода Keystone XL в ноябре 2010 г., соединившего город Steel City(Стил Сити) и Cushing(Кашинг, главный нефтяной распределительный центр США), началась история “большого” спрэда между марками
Brent и WTI.
Из истории:В качестве главной причины разбалансировки исторического низкого спрэда между WTI и Brent в ноябре 2010 г. считается запуск новой ветки в нефтепроводной системе США. В I кв. 2011 канадская компания Transcanada, крупнейший акционер TransCanada PipeLines, владеющей большей частью газо- и нефтепроводоводной системы Канады и США, запустила новую ветку трубопровода Keystone, которая соединила Стил Сити, штат Небраска, с Кашингом, штат Оклахома (рис. 2 – выделено красным цветом). После расширения трубопровода Keystone, еще больше канадской нефти пошло в резервуары Кашинга. Пропускная способность этой ветки — 156 тыс. барр./день, а всего нефтепровода Keystone увеличилась с 435 тыс. до 591 тыс. барр./день.
Таким образом, запасы в Кашинге получили новый источник пополнения, что оказало дополнительное давление на котировки WTI в 2011 г. и поддержало отрицательный спрэд между WTI и Brent. Ситуация еще осложняется и тем, что из Кашинга нефть поступает на Север и Северо-запад США, а возможности ее перекачки в обратном направлении ограничены в виду технологических особенностей американских нефтепроводов — движение сырья часто идет только в одну сторону.
Вместе с тем, строительство южной части нефтепровода Keystone XLможет оказать существенное влияние на рынок нефти, т.к. соединит нефтяной распределительный центр Кашинг в Оклахоме с потребителями в Техасе и Мексиканским заливом (на экспорт).
Это ослабит давление на запасы в нефтехранилищах Кашинга, которые уже приближаются к максимумам 2011 года, когда уровень свободных резервов для хранения был на пределе.
Вчера Wall Street Journal сообщила, что канадская Enbridge Inc. и американская Enterprise Products Partners намерены построить новые трубопроводы для транспортировки нефти из Канады к нефтеперерабатывающим заводам в районе Мексиканского залива к середине 2014 г., которые станут конкурирующими с планируемым компанией TransCanada Corp. нефтепроводом Keystone XL.
Enbridge и Enterprise уже оперируют трубопроводом Seaway, по которому нефть поставляется из штата Техас к терминалу в Кашинге. В 2011 г. компании заявили о планах перевести его в реверсный режим, обеспечив к 1 июня транспортировку около 150 тыс. барр. в сутки к НПЗ, а в начале следующего года — 400 тыс. барр. в сутки благодаря строительству дополнительных перекачивающих станций.
Компании заявили в понедельник, что полученные долгосрочные обязательства от новых клиентов позволяют им построить новый трубопровод в коридоре прежнего мощностью до 450 тысяч баррелей в день к середине 2014 года. Два небольших нефтепровода соединят проект Seaway с хранилищем Enterprise в районе Хьюстонского судоходного канала и с заводами вблизи Порт-Артура в Техасе.
Enbridge также планирует строительство трубопровода Flanagan South для транспортировки нефти из штата Иллинойс в Кушинг. Мощность трубопровода, проложенного по маршруту действующего, составит 585 тысяч баррелей в сутки.
Проекты должны получить одобрение от федеральной комиссии по регулированию энергетики США и инженерного корпуса армии страны.
WSJ отмечает, что планы по строительству этих трубопроводов не противоречат проекту Keystone XL, ожидая роста добычи тяжелой нефти в Канаде в 2 раза — до 3 млн. барр. в день (с 2010 до 2020 года), в то время как общая добыча нефти в стране, по прогнозам Ассоциации производителей нефти Канады, вырастет на 50% — до 4,2 млн. барр. в сутки. В США, как ожидается, добыча нефти увеличится к 2020 году на 20%.
Таким образом, спрэд между Brent и WTI получит новые драйверы для сильных движений при условии реализации указанных проектов.