Если вас интересуют другие аналитические и информационные материалы от банка АО АКБ «ЦентроКредит», смотрите их на нашем сайте в информационном разделе.
Характерным показателем бурного экономического роста в Российской империи второй половины XIX столетия стало железнодорожное строительство. «Железнодорожный бум», развернувшийся на просторах Европейской России привел не только к росту производства стального проката, чугуна, металлообработки, необходимой для производства дорожной инфраструктуры. Определяющим фактором роста становилось развитие отечественного машиностроения. А производство паровозов и вагонов, на собственной производственной базе, — безусловный пример того, каким образом происходила модернизация отечественной промышленности. Все больше и больше российских предпринимателей становились заинтересованными в том, чтобы развивать транспортное производство.
Помимо строительства новых заводов, не оставались в стороне от прибыльного и перспективного бизнеса и старые промышленные предприятия. В числе факторов, способствовавших тому, что именно на этих заводах могло развиваться транспортное машиностроение, относились – наличие большого числа профессиональных фабрично-заводских рабочих и уже имеющийся опыт производства машин и оборудования.
Показательно в этом отношении положение, сложившееся на одном из старейших предприятий Российской империи – Санкт-Петербургском «Невском литейном и механическом заводе П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики». Данный завод был образован в 1857-м году и основным его промышленным профилем изначально стало судостроение. Но очень скоро, с 1870-го года судостроительное производство дополнилось производством паровозов.
В качестве иллюстрации к быстро менявшемуся производственному профилю уместно привести цитату исследователя российского локомотивостроения В. А. Ракова «…Невский завод силами инженеров Данилевского и Ясюковича разработал лучшую (!) конструкцию типа 0-3-0. Эти локомотивы Невского завода получили у машинистов ласкательное прозвище «Русак» «Русачок», потому что Невский завод в то время назывался «Русское общество механических и горных заводов»…».
Данные локомотивы поставлялись на многие российские железнодорожные линии. Они трудились и в Туркестане, и на Транссибирской магистрали, а также на Николаевской, Пермской железной дороге, на Юго-западных дорогах и на многих других. Всего, за период 1875 – 1880 годов на заводе было произведено 393 паровоза. Очень многие из них эксплуатировались на железных дорогах до Первой мировой войны и революции.
Но помимо паровозостроения продолжал развиваться и прежний производственный профиль. Так, например, на стапелях завода был построен первый в мире броненосный крейсер «Генерал-адмирал».
С того же, 1870-го года и повело свою историю акционерное товарищество под наименованием: «Русское общество механических и горных заводов». А в 1889 году оно преобразуется в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода».
Уместно отметить и владельцев знаменитой компании. Так учредителем «Русского общества» был известный российской промышленник, купец 1-й гильдии Петр Ионович Губонин, а владельцем крупного пакета акций – не менее известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов.
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., МПГУ.