Новости рынков
Государственная политика борьбы с изменениями климата удерживает нефтяные компании от значительных инвестиций в новое производство несмотря на рекордную прибыль. Такая динамика может привести к ограничению предложения и росту цен, в то время как альтернативные экологически чистые источники энергии пытаются заполнить образовавшиеся пробелы.
Цены на нефть поднялись выше $90 за баррель, и некоторые аналитики прогнозируют, что к концу года они превысят отметку $100. Однако вместо того, чтобы тратить больше на увеличение добычи, компании повышают дивиденды или выкупают акции, чтобы поощрить инвесторов.
По мнению экологических групп, замедление темпов роста добычи может ускорить переход на возобновляемые источники энергии и сократить выбросы углекислого газа. Однако отсутствие инвестиций в бурение может усугубить нехватку энергии в бедных странах и подстегнуть инфляцию, предупредили руководители компаний на Всемирном нефтяном конгрессе в Калгари на этой неделе.
«Если мы не будем поддерживать определенный уровень инвестиций в отрасль, то в итоге у нас появится дефицит предложения, что приведет к высоким ценам», — сказал генеральный директор Exxon Mobil Даррен Вудс. По его словам, запасы нефти и газа истощаются на 5-7% в год, и добыча будет снижаться, если компании перестанут вкладывать средства в их восполнение.
«Несовершенство нынешнего переходного процесса уже вызывает массовое замешательство в отраслях, производящих энергию и/или зависящих от нее, — отметил генеральный директор Aramco Амин Нассер. — Те, кто занимается долгосрочным планированием, и инвесторы не знают, в какую сторону двигаться».
Ожидается, что в 2023 году мировые инвестиции в добычу достигнут $579 миллиардов, что несколько выше среднегодового показателя в $521 миллиард в период с 2015 по 2022 год, по данным Rystad Energy. Этот период охватывает обвал цен на нефть в 2014-15 годах и пандемию COVID-19.
Уровень инвестиций в ближайшие два-три года, похоже, не сильно изменится, а в 2026 году может начать снижаться, поскольку распространение электромобилей и государственная политика в области выбросов начнут снижать спрос на нефть, считает Адитья Рави из Rystad.
По словам Алекса Пурбэ из канадской Cenovus Energy, неопределенность в связи с государственной политики является более серьезным фактором, сдерживающим инвестиции.
«Если вы хотите увеличить производство на 100.000 баррелей в сутки, вам придется потратить миллиарды долларов, — сказал Пурбэ в интервью. — Если говорить о реальных значимых инвестициях в крупные проекты, то, вероятно, придется подождать, пока на правительственном уровне не наступит ясность».
Канадское правительство еще не утвердило окончательный порядок субсидирования проектов в области сбора и секвестрации выбросов и разрабатывает ограничение на выбросы нефтегазового сектора.
Крупнейшие потребители, включая США и Европейский союз, также приняли амбициозные меры для ускорения перехода от ископаемого топлива к более чистым источникам энергии, стремясь выполнить свои обещания о сокращении выбросов в рамках Парижского соглашения — глобального пакта о борьбе с изменением климата.
Недавно компания Deloitte сообщила, что инвесторы, владеющие капиталом в $2,3 триллиона в мировой нефтегазовой отрасли, меняют свои ожидания относительно рынков роста в энергетике быстрее, чем руководители компаний.
Так, около 43% опрошенных инвесторов выделили накопители энергии в качестве ключевой области для инвестиций.
Омар Фарук Ибрагим, генеральный секретарь Африканской организации нефтедобытчиков, сказал, что от политики, сдерживающей инвестиции, больше всего страдают бедные страны.
«Нас вынуждают отказаться от инвестиций в ископаемое топливо», — сказал он.
По оценкам ООН, к 2030 году около 2 миллиардов человек по-прежнему будут использовать для приготовления пищи небезопасные и загрязняющие окружающую среду виды топлива, в то время как в настоящее время этот показатель составляет 2,3 миллиарда человек.
Не все нефтяные компании сокращают расходы на добычу. Государственная компания Oil India Ltd планирует увеличить расходы на геологоразведку в зависящей от импорта нефти Индии с $1 миллиарда в 2023 году до $10 миллиардов через пяти лет.
«У нас нет другого выхода. Инвестиции — это необходимость, — сказал управляющий директор компании Ранджит Ратх. — Если вы не инвестируете при нынешней цене, вы упустите свой шанс».
По словам Ратха, увеличение объемов добычи нефти может обеспечить средства для достижения цели «нулевых выбросов».
По словам Ирьё Коскинена, профессора кафедры устойчивого развития и финансов переходного периода Университета Калгари, акцент на прибыли акционеров говорит о том, что нефтяные компании работают на коротком временном горизонте вместо того, чтобы ориентироваться на будущий рост.
«Они утверждают, что нефть и газ будут существовать десятилетиями, и, возможно, так оно и есть. Но при этом они не обязательно ведут себя соответствующим образом».