Новости рынков
Чистые, экологичные возобновляемые источники энергии находятся на подъеме. Уголь, самое грязное топливо, умирает. По крайней мере, так выглядит теория энергоперехода. Реальность, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), такова, что в 2023 году мировая добыча, потребление и морские перевозки угля достигнут рекордных значений.
Уголь умирает не во всем мире, а только на Западе. Он жив и процветает — и растет — в Азии. Это плохая новость с точки зрения выбросов парниковых газов, но хорошая новость для владельцев сухогрузов, которые перевозят уголь, особенно с учетом того, что Америка экспортирует больше собственной продукции горнодобывающей промышленности посредством дальнемагистральных рейсов в Азию.
Объемы перевозимого морем угля по прогнозам достигнут 1,335 млрд метрических тонн в этом году, превысив рекорд 2019 года в 1,331 млрд тонн, говорится в недавно опубликованном прогнозе МЭА.
По оценкам BRS, спрос на перевозку угля, измеряемый в тонно-милях (объем, умноженный на расстояние), вырос на 9% в январе—июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По оценкам МЭА, мировой спрос на уголь в этом году достигнет 8,39 млрд тонн, что немного выше рекордно высокого уровня прошлого года. Три из каждых 4 тонн угля будут потребляться в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии. Ожидается, что на долю одного только Китая будет приходиться 56% мирового потребления.
SSY отметила, что 86% китайских угольных электростанций работают менее 20 лет, а 52% — 10–20 лет. «Учитывая, что средний срок службы угольной электростанции составляет 40 лет, поэтапный вывод на полную мощность, подобный тому, на который нацелена Европа, вряд ли будет повторен», — сказал SSY.
Что касается поставок, МЭА ожидает, что мировое производство угля достигнет нового максимума в этом году, превысив прошлогодний рекорд в 8,63 млрд тонн, при этом на долю Китая, Индии и Индонезии придется более 70% от общего объема.
По данным BRS, рост внутреннего производства в Индии сократил импорт угля в эту страну на 7% в годовом исчислении в январе—июле, до 134 млн тонн. BRS заявила, что падение в основном повлияло на спрос на индонезийский уголь на борту балкеров Capesize (судов дедвейтом около 180 000 тонн).
Напротив, высокий уровень внутреннего производства в Китае в этом году дополняется увеличением импорта, что является плюсом для перевозок сыпучих грузов.
Китай импортировал 211,8 млн тонн угля за первые семь месяцев 2023 года, что на 77% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает BRS. Индонезия является крупнейшим морским поставщиком Китая, за ней следуют Россия и Австралия.
Когда-то США были крупнейшим в мире производителем угля, но сейчас скатились по карьерной лестнице. Текущее производство составляет менее половины от пикового уровня 2008 года. Несмотря на это, американский экспорт сейчас находится на подъеме. Более слабый внутренний спрос (из-за экологических норм и дешевого природного газа) позволяет продавать больше продукции за рубеж.
Управление энергетической информации США (EIA) прогнозирует, что в этом году США экспортируют 90 миллионов тонн угля, что на 16% больше, чем в 2022 году. По прогнозам, в 2024 году экспорт еще больше увеличится — до 94 миллионов тонн.
EIA ожидает, что в следующем году 22% производства в США будет экспортировано. В 2008 году, когда добыча угля в США достигла своего пика, только 7% добычи шло на экспорт.
Перспективы международных продаж были освещены руководителями американских производителей угля, котирующихся на бирже, в ходе телефонных конференций за второй квартал в течение последних недель.
Пол Лэнг, генеральный директор Arch Resources сказал, что около 20% продукции его компании продается в Северной Америке, причем 80% продается на морском рынке — половина в Азию, остальное в Европу и Южную Америку.
По словам Дека Слоуна, старшего вице-президента Arch Resources по стратегии, «Мы уделяем огромное внимание расширению присутствия в Азии. Вот где будет происходить рост».
Большая часть американского угля, экспортируемого в Азию, загружается на борт Panamax (балкеров вместимостью 60 000–99 000 тонн в год) и направляется через Панамский канал.
В этом году засуха в Панаме привела к значительным задержкам и изменению маршрутов. Эти недостатки делают тенденцию экспорта из США еще более позитивной для фрахтовых ставок Panamax, поскольку задержки и изменение маршрута увеличивают вместимость судов.
Судовой брокер Braemar сообщил во вторник, что 80 сухогрузов ожидали прохождения через канал, по сравнению с 59 в конце июля.
Braemar ожидает, что балкеры, возвращающиеся из Азии, будут избегать Панамского канала и вместо этого отправятся через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на своих балластных (порожних) рейсах.
www.profinance.ru/news2/2023/08/19/c9tb-morskim-transportom-perevozitsya-bolshe-uglya-chem-kogda-libo-prezhde.html