На прошлой неделе руководство Евраз Груп и менеджмент ОАО «Распадская», которые через компанию Corber Enterprises Ltd на паритетных началах владеют 79,99% уставного фонда Распадской, официально подтвердили свое намерение найти покупателя на этот актив. Для организации потенциальной сделки его собственники привлекли банки Deutsche Bank и Morgan Stanley. Они не назначать стартовую стоимость объекта и планируют установить цену его продажи исходя из предложений возможных претендентов. При этом ориентиром служит нынешняя капитализация Распадской, равная 5,6-5,9 млрд долл. Соответственно, сроки и другие параметры сделки также будут определены позднее.
Евраз является вертикально интегрированной горно-металлургической компанией и входит в число 15 крупнейших производителей стали в мире. В 2009 году сырьевые предприятия Евраза произвели 17,4 млн тонн железорудной продукции, а также добыли 10,3 млн тонн коксующегося угля, что обеспечило потребности метпредприятий группы в ЖРС на 96%, а в коксующемся угле – на 74%. Из чего следует, что такой значимый актив, как Распадская, в общем портфеле компании является отнюдь не лишним.
Особенно если учесть, что компания занимает доминирующее положение на рынке коксующихся углей России и СНГ. Она включает четыре добывающих предприятия – действующие шахты «Распадская», МУК-96 и разрез «Распадский», а также строящуюся шахту «Распадская-Коксовая», обогатительную фабрику «Распадская», Саткинский чугунолитейный завод и ряд вспомогательных мощностей в Кемеровской области. При этом, по данным компании IMC E&E Consulting, на 30 июня 2006 года подтвержденные ресурсы угля, которыми владеет компания, согласно международной системе JORC составляют 1,461 млрд тонн.
При этом на долю шахты «Распадская» приходится 57,8% разведанных запасов этого вида сырья, или 451 млн тонн, а также свыше 60% общего объема добычи компании. По данным ИК «АРТ КАПИТАЛ», на пике объемов производства в 2007 году на шахте было добыто 13,6 млн тонн угля, а в 2010 почти вдвое меньше – 7,2 млн тонн. Это обусловлено крупной аварией, происшедшей в мае 2010, когда два мощных взрыва в лаве пласта № 6 почти полностью разрушили как внутреннюю инфраструктуру шахты, так и постройки над выработками. И если до этого ежемесячный объем производства составлял почти 750 тыс. тонн, то после он сократился до 250 тыс. тонн.
К середине декабря минувшего года шахта в основном была восстановлена, что обошлось ее владельцам в 8,6 млрд руб. В эту сумму вошли затраты на ликвидацию последствий аварии, на закупку нового оборудования, а также – на социальные мероприятия, в частности на увеличение фонда заработной платы. Как подчеркивают представители Распадской, данные издержки были покрыты из собственных средств компании, государство выделило лишь 1,7 млрд руб. на строительство ЛЭП для обеспечения гарантированного энергоснабжения шахты. Все это позволило ввести в эксплуатацию наименее пострадавшую при аварии лаву пласта № 9. На остальных же пяти пластах, действовавших ранее, добычу планируется возобновить уже в нынешнем году.
Диапазон претендентов
В свете этих обстоятельств планирующаяся продажа Распадской выглядит одновременно и естественной, и неожиданной. «Сегодня Евраз является одной из наиболее обремененных долгами российских горно-металлургических компаний, а потому его руководство могло пойти на это ради получения значительных средств и, соответственно, уменьшения задолженности», – считает аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда. В то же время аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз придерживается другой точки зрения. «Вряд ли собственники столь значимого актива решили бы расстаться с ним по доброй воле. Скорее всего, это произошло по требованию сверху. Прецедент уже был, – поясняет он, – когда российские власти подтолкнули собственников, которых считали неэффективными, к продаже одной из шахт».
Что же касается диапазона потенциальных претендентов, то он, по мнению аналитиков, максимально широк. Так, старший аналитик по металлургии ИГ «АРТ КАПИТАЛ» Дмитрий Ленда предполагает, что в этом активе заинтересованы четыре группы компаний. Во-первых, ведущие международные игроки сырьевого рынка, такие как Rio Tinto и BHP Billiton, во-вторых, мировые сталелитейные лидеры, подобные «ArcelorMittal», в-третьих, крупные российские горно-металлургические компании и, в-четвертых, их украинские коллеги. «Международным горнодобывающим гигантам этот актив откроет доступ к перспективному рынку России, – поясняет Д.Ленда. – А остальные смогут путем его приобретения повысить собственную обеспеченность коксующимся углем, что крайне важно для россиян в условиях дефицита качественного сырья на региональном рынке и тем более – для украинцев».
Впрочем, как констатирует г-н Ленда, наиболее нуждающаяся в собственной сырьевой базе корпорация «Индустриальный союз Донбасса» по-прежнему испытывает финансовые трудности, а значит – не будет даже предпринимать попыток приобрести этот актив. Наряду с этим эксперт не исключает возможности перехода Распадской в руки российских групп, которые в прошлом году вошли в состав акционеров Запорожстали. Что же касается наиболее вероятных претендентов, то к их числу он относит российские горно-металлургические компании, а также «ArcelorMittal», который сможет таким образом обеспечить сырьем свои метпредприятия в Украине и Казахстане.
В свою очередь управляющий партнер аудиторской компании Kreston GCG, входящей в международную сеть аудиторских компаний Kreston International, Андрей Катчик сомневается в том, что будущим собственником Распадской станет одна из мировых сырьевых корпораций. «И Rio Tinto, и BHP Billiton интересуются российскими недрами с 2006 года, но вряд ли они захотят предложить за этот актив более высокую цену, чем российские потребители коксующегося сырья», – уточняет он.
При этом аналитик подчеркивает, что как стратегический объект Распадская обладает несомненной привлекательностью для любого крупного горно-металлургического холдинга в СНГ. «Однако, несмотря на высокие цены на коксующийся уголь, а также возросшие с начала нынешнего года котировки акций Распадской, ценовые ориентиры, заданные нынешними собственниками, большинству претендентов кажутся завышенными, – продолжает аналитик. – Поэтому некоторые из них уже отказались от сделки». По мнению А.Катчика, наиболее вероятным покупателем этого актива является российская компания «Мечел».
Непрогнозируемые последствия
Разумеется, смена собственника регионального лидера по производству одного из основных видов металлургического сырья не может не повлиять на структуру его поставок в Украину. С учетом нынешней ситуации по обеспеченности коксующимися углями отечественных потребителей этот вопрос становится особо острым. Напомним, что согласно планам на текущий год украинские сталевары намерены увеличить объемы производства на 6-16%. При этом даже при росте в 6%, то есть чтобы отлить 28,9 млн тонн чугуна, им понадобится не менее 24 млн тонн угольного концентрата, из которых 11,2 млн тонн придется импортировать.
Ситуация осложняется тем, что согласно ранее сделанным прогнозам в текущем году должно произойти резкое сокращение добычи коксующихся углей в самой Украине. Однако, наряду с этим, как уточнил на последнем балансовом совещании представителей ГМК генеральный директор ПХО «Металлургпром» Василий Харахулах, объем ввоза этого вида сырья в текущем году может оказаться меньше запланированного и составить примерно 8,5 млн тонн.
В любом случае, по словам генерального директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, в настоящее время значительное уменьшение отечественной угледобычи уже дало о себе знать и привело к увеличению объемов его импорта. За первые два месяца нынешнего года отечественные КХЗ уже получили из-за рубежа почти 1,4 млн тонн рядовых коксующихся углей и угольного концентрата, что примерно на 13% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В начале марта г-н Старовойт констатировал: «Пока нашим коксохимам удается удовлетворять растущий спрос металлургов на кокс, но ситуация с углями на пределе».
А уже на мартовском балансовом совещании он подчеркнул: «Из-за резкого спада угледобычи в Украине отечественные КХЗ вынуждены увеличить долю импортных углей в составе шихты для коксования до 45%. Однако на шахтах Кузбасса сложилась аналогичная ситуация. И в России, откуда в Украину ранее поступала большая часть этого вида сырья, тоже возник дефицит качественных коксующихся углей». Поэтому, согласно данным А.Старовойта, сейчас российские металлурги лоббируют принятие мер по ограничению его поставок в Украину. Вследствие всего этого, как предполагает г-н Старовойт, объемы импорта углей из России в ближайшее время могут сократиться.
Из этого следует, что экспортная политика нынешних и будущих собственников Распадской будет играть не последнюю роль в предотвращении или усугублении дефицита этого вида сырья в Украине. С.Гайда уверен, что и после продажи этого актива Евраз сможет обеспечить собственные коксохимические предприятия, в том числе украинские, примерно на 75%. Это мнение отчасти разделяет и Е.Дубогрыз, который напоминает, что у компании остается в резерве Южнокузбассуголь. Однако он считает, что, расставшись с Распадской, Евраз, вероятно, подыщет покупателя и для своих украинских коксохимов.
В целом же, с точки зрения других аналитиков, смена владельцев Распадской окажется скорее позитивным, нежели негативным, фактором для отечественного рынка коксующихся углей. «Конечно, если ими станут россияне или китайцы, то можно ожидать, что структура поставок будет изменена в интересах обеспечения металлургического бизнеса купившей группы и снижения поставок на украинские КХЗ, – отмечает Д.Ленда. – Приход же какого-либо сырьевого гиганта станет нейтральным, поскольку его система сбыта будет определяться главным образом рыночной конъюнктурой. А если актив приобретет „ArcelorMittal“, объемы реализации в Украине могут возрасти».
В свою очередь, А.Катчик напоминает, что после аварии в мае прошлого года Распадская вообще не экспортировала свою продукцию. «Но и до этого руководство компании сосредоточило свои усилия на том, чтобы максимально увеличить объемы вывоза углей в азиатские страны, и как следствие – уменьшало объемы их поставок в Украину, – уточняет эксперт. – И сегодня приоритеты нынешних хозяев актива не изменились. В соответствии с недавно утвержденной среднесрочной производственной программой развития компании на 2011-2015 годы экспорт будет возобновлен преимущественно в азиатском направлении».
Именно поэтому он приходит к выводу о том, что изменения в составе собственников Распадской не повлияют отрицательно на поставки коксующихся углей в Украину. «А вот позитивные изменения не исключены, – заключает А.Катчик. – Новый менеджмент может увидеть в географии своих поставок и нашу страну». И это значит, что у отечественных потребителей может появиться шанс получить кусок этого углекоксового пирога.
Информация с сайта:
coalbox.ucoz.ru/publ/perspektivy_quot_raspadskoj_quot/1-1-0-6