Копипаст
Мир финансов как информационная система
Современная международная финансовая система – прежде всего информационная система, то есть система сбора, обработки, хранения и использования информации о клиентах банков, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов, других финансовых компаний и организаций. Собираются сведения самого разного рода. Если это физические лица, то данные о финансовом положении, здоровье, работе, имуществе, родственниках, условиях жизни граждан и т.п. Если это юридические лица, то данные о текущем финансовом и экономическом положении, кредитные истории, сведения о предлагаемых инвестиционных проектах, руководителях, акционерах и менеджерах, контрактах, состоянии основных фондов компаний и т.д. и т.п.
Для сбора, обработки, хранения и передачи информации банки и другие финансовые организации используют в первую очередь собственные службы. Кроме того, информационная инфраструктура финансового сектора включает кредитные бюро, рейтинговые агентства, специализированные информационные компании. Несколькими банками или фирмами могут создаваться совместные информационные пулы (базы данных) о клиентах. Мощными информационными центрами являются центральные банки, осуществляющие функции банковского надзора и имеющие практически неограниченный доступ к информации коммерческих банков. Кроме того, некоторые центральные банки параллельно ведут самостоятельный сбор информации. Например, Банк Франции осуществляет мониторинг предприятий реального сектора экономики, обосновывая это необходимостью совершенствования своей денежно-кредитной политики. Мощные потоки финансовой и коммерческой информации проходят через платежные системы – информационно-телекоммуникационные системы. Отдельные информационные системы финансового сектора обеспечивают в целом очень широкий «захват» информации, тесно переплетаясь и взаимодействуя между собой.
Подавляющая часть банков и финансовых компаний имеют службы безопасности. Официально основной их функцией является защита собственной информации. Неофициально многие службы занимаются добыванием дополнительной информации о своих клиентах и о конкурентах. Естественно, речь идет о негласной деятельности с использованием специальных технических и агентурных методов.
Собираемая банками и финансовыми компаниями информация приобретает конфиденциальный характер, доступ к которой со стороны можно получить только на основании специальных ордеров судов и прокуратуры. Обладание конфиденциальной информацией, а также значительная независимость от органов государственной власти роднит мир банков и мир спецслужб. Можно сказать, что сооружение глобального информационного «колпака» ведется спецслужбами и банками совместно. Фактически произошло органическое сращивание западных спецслужб и финансово-банковского мира. Возник громадный «теневой» «Левиафан», обладающий мощными финансовыми и информационными ресурсами и ставящий под контроль все стороны жизни общества.
SWIFT как глобальный финансово-информационный «колпак»
Многие, уверен, слышали английскую аббревиатуру SWIFT, которая расшифровывается как Society of Worldwide Interbank Financial Telecommunications. С технической точки зрения это автоматизированная система осуществления международных денежных расчетов и платежей с использованием компьютеров и межбанковских телекоммуникаций. С юридической точки зрения это акционерное общество, владельцами которого являются банки-члены разных стран. Общество было учреждено в 1973 г. представителями 240 банков 15 стран с целью упрощения и унификации международных расчетов. Функционирует с 1977 года. Подавляющая часть всех расчетов, обеспечиваемых SWIFT, — долларовые. Зарегистрировано общество в Бельгии (штаб-квартира и постоянно действующие органы находятся в городе Ла-Ульп недалеко от Брюсселя) и действует по бельгийским законам. Высший орган — общее собрание банков-членов или их представителей (Генеральная ассамблея). Все решения принимаются большинством голосов участников ассамблеи по принципу «одна акция — один голос». Главенствующее положение в совете директоров акционерного общества SWIFT занимают представители банков стран Западной Европы и США. Количество акций распределяется пропорционально объёму трафика передаваемых сообщений. Наибольшее количество акций имеют США, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания.
Членом SWIFT может стать любой банк, имеющий в соответствии с национальным законодательством право на осуществление международных банковских операций. Уже с конца ХХ века SWIFT никак нельзя было обойти в случае, если юридическому или физическому лицу требовалось переслать деньги в другую страну. Поскольку львиная доля всех международных платежей и расчетов осуществлялась в долларах США, то все транзакции проходили через корреспондентские счета, открытые банками разных стран в американских банках. Последние, в свою очередь, имели счета в Федеральной резервной системе США. Таким образом, общество SWIFT, формально будучи международным, замыкалось на ФРС. И это притом, что американские банки в указанном акционерном обществе не имели контрольного пакета. Серверы SWIFT располагаются в США и в Бельгии.
В середине прошлого десятилетия общество SWIFT обслуживало 7800 финансовых и банковских учреждений в 200 странах. Обслуживавшийся финансовый поток оценивался в 6 трлн. долл. в сутки.
SWIFT как совместное предприятие ФРС и ЦРУ
Летом 2006 года разразился громкий скандал вокруг SWIFT. Толчок ему дали публикации в американских изданиях The New York Times, The Wall Street Journal и The Los Angeles Times.
Суть истории такова. После 11 сентября 2001 года у властей США возникла идея поставить под контроль спецслужб все денежные транзакции как внутри страны, так и особенно трансграничные транзакции. Официальная цель такого контроля — предотвращение финансирования терроризма. Вскоре после 11 сентября ЦРУ установило контакт с обществом SWIFT и стало просматривать информацию о входящих в США и исходящих из США платежах. Никаких законных оснований для такого просмотра у ЦРУ не было. Об этой деятельности Агентства не знали даже члены общества SWIFT. Чтобы хоть как-то оправдать контроль ЦРУ над операциями, проходящими через систему SWIFT, в 2003 году в Вашингтоне были проведены переговоры между Обществом Всемирной межбанковской связи и рядом американских государственных ведомств (включая ЦРУ и ФБР), а также Федеральной резервной системой США (на переговорах присутствовал глава ФРС А. Гринспен).
Стороны договорились продолжить сотрудничество при условии соблюдения Вашингтоном ряда правил. В их число входит усиление контроля со стороны Министерства финансов США и сосредоточение внимания исключительно на денежных транзакциях, по которым имелись подозрения об их связи с финансированием терроризма. Американская сторона пообещала не интересоваться данными о денежных переводах по другим видам преступлений, включая уклонение от налогов и наркотрафик.
Примечательно, что в переговорах с руководством SWIFT американцы использовали в качестве аргумента ссылку на то, что формально это не банк, а лишь орган связи между ними. Соответственно интерес разведки к его данным, заявили в Вашингтоне, не является нарушением американского закона о сохранности банковской тайны. Утверждается, что о практике ознакомления ЦРУ с данными SWIFT были извещены центральные банки Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Швеции, Швейцарии и Японии. Центральный банк России в этом списке не значится…
Извещение некоторых центральных банков о сотрудничестве с ЦРУ и SWIFT в этих центральных банках получило гриф секретности и никуда дальше не пошло. Не только общественность, но даже правительства и парламенты были не в курсе дела (а если и были в курсе, то хранили молчание). Примечателен в этом отношении пример Великобритании. Газета Guardian летом 2006 года опубликовала данные о том, как общество SWIFT передавало каждый год ЦРУ информацию о миллионах операций британских банков. Guardian подчёркивала, что засекреченная программа передачи конфиденциальной информации о британских банковских операциях в ЦРУ является нарушением и британского, и европейского законов (в частности, Европейской конвенции по правам человека). Банк Англии, один из 10 центральных банков, имеющих место в совете управляющих SWIFT, сообщил, что уведомлял британское правительство об этой программе в 2002 году. «Когда мы это узнали, мы сообщили об этом в Министерство финансов и передали ему эти контакты, – говорил в 2006 году Питер Роджерс из Банка Англии. – Мы также передали SWIFT, что им надлежит лично связаться с правительством. Это не имеет к нам никакого отношения. Это вопрос безопасности, а не финансов. Этот вопрос должен был решаться между правительством и SWIFT». В письменном ответе парламенту Гордон Браун в 2006 году подтвердил, что правительству было известно о программе. Сославшись на политику правительства не комментировать «специфические вопросы безопасности», министр финансов отказался ответить, были ли предприняты меры для «обеспечения уважения к тайне частной жизни граждан Великобритании, чьи банковские операции могли быть рассмотрены в рамках антитеррористического расследования в США при сотрудничестве со SWIFT». Гордон Браун отказался также сказать, была ли программа SWIFT приведена в юридическое соответствие со статьей 8 Европейской конвенции по правам человека.
Информационно-финансовый «колпак» сегодня
Нам практически ничего не известно о том, продолжается ли сегодня сотрудничество общества SWIFT с ЦРУ и другими американскими спецслужбами. Эта тема в мировых СМИ табуирована. Выскажу предположение: скорее всего, продолжается. Во всяком случае, у США есть для этого необходимые условия (один из двух серверов SWIFT находится на территории США). Имеется много косвенных признаков того, что формально независимое от государств общество SWIFT остается под сильным влиянием официального Вашингтона. Один из последних примеров – исключение в 2012 году обществом из своих членов Ирана. Все комментаторы сходятся во мнении, что это было сделано под давлением американских властей.
В заключение надо сказать, что имеются и другие (помимо SWIFT) способы контроля со стороны американских спецслужб международных финансовых потоков и их участников. Доллар США пока остается основной валютой при расчетах на мировых товарных и финансовых рынках. А значит, соответствующие долларовые транзакции юридических и физических лиц, находящихся за пределами США, проходят через корреспондентские счета, открытые в американских банках. Сведения о транзакциях и их участниках аккумулируются в базах данных коммерческих банков и Федеральных резервных банков США. Завершается создание мощной консолидированной базы данных Министерства финансов США, куда будет стекаться информация не только от американских банков, но также от страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых компаний и организаций. В начале 2013 года в СМИ прошла информация о том, что в целях обеспечения безопасности и «интересов США» доступ к этой базе данных получат все американские спецслужбы – ЦРУ, ФБР, АНБ и др.
Ускоренное выстраивание информационно-финансового «колпака» в интересах американских банкстеров и спецслужб заставляет другие страны искать пути защиты от гнетущего контроля со стороны «Большого брата». Сегодня много говорится о необходимости перехода в международных расчетах от доллара США к другим валютам. Обычно такой переход рассматривается как средство ухода стран от финансово-экономической зависимости со стороны США. Это правильно. Однако такой переход позволит также уйти от зависимости информационной.
===============================================