Отказ от банковской тайны в настоящее время приобретает глобальный характер. Очевидно, что в недалеком будущем сфера банковского обслуживания физических лиц и управления частным капиталом будет стремиться к максимальной прозрачности и регулируемости.
В России с 1 июля этого года банки законодательно обязали сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговых органов, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации их клиента. Изменения коснулись и правоохранительных органов: в рамках расследования тяжких и особо тяжких преступлений органы оперативно-розыскной службы теперь могут запрашивать у банков информацию о счетах компаний и граждан. Для такого запроса понадобится санкция суда, тогда как до введенных изменений эта информация предоставлялась только органам следствия при расследовании конкретного уголовного дела.
Теперь в активной стадии процесса отказа от банковской тайны находится и Европейский союз.
14 октября 2014 года Совет министров финансов и экономики ЕС достиг договоренности о введении расширенной директивы, которая направлена на усиление борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов. Данная директива вносит изменения в существующие правила ЕС по обмену информацией между налоговыми администрациями государств единого европейского пространства.
Согласно новым правилам, налоговые органы ЕС будут автоматически обмениваться большим количеством информации по всем существующим видам доходов граждан ЕС. Также станет доступна информация по остаткам на счетах и доходам от продажи финансовых активов. Страны ЕС должны будут обмениваться всей финансовой информацией независимо от ее «доступности». То есть фактически вся финансовая информация о резидентах ЕС должна стать открытой. Согласованная директива означает, что с 2017 года между странами ЕС (кроме Австрии, которая присоединится к этому процессу с 2018 года) больше не будет налоговых тайн.
Процесс отказа от банковской тайны активно развивается и среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, данные государства и 13 других стран подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. Среди новых участников этой программы – Сингапур и Швейцария, которые до этого подвергались критике за нежелание вводить такую систему.
Хотя, что касается Швейцарии, где высокий уровень секретности в банках привлекал в страну значительные объемы капитала со всего мира в течение последних нескольких десятков лет, то здесь не все так однозначно. На сегодняшний день Швейцария по-прежнему обеспечивает сохранность частной информации своих банковских клиентов. Федеральный совет Швейцарии подтвердил свое согласие с потенциальной отменой определенных налоговых схем, которые вызывают озабоченность Евросоюза, и проведению реформ в области корпоративного налогообложения. В мае 2014 года Швейцария согласилась присоединиться к обмену налоговой информацией с другими государствами, но только после того, как это будет закреплено в качестве международного стандарта.
Действующее соглашение ЕС и Швейцарии предусматривает обмен финансовой информацией, но исключительно по запросу и в ограниченном объеме. При этом швейцарское правительство не исключает, что одобрения Национального парламента страны может оказаться недостаточно для отказа от банковской тайны. Согласно швейцарскому законодательству, этот вопрос может быть вынесен на национальный референдум, и здесь положительный ответ на него вовсе не гарантирован.
Пока еще строгую банковскую тайну сохраняют также Сан-Марино, Монако, Андорра и Лихтенштейн. Однако Европейская комиссия в 2013 году получила мандат на ведение переговоров о присоединении к системе расширенного обмена финансовой информацией названных государств.
То есть уже практически настал тот день, когда банки даже самых «закрытых» в отношении разглашения конфиденциальной финансовой информации стран будут готовы при необходимости ею поделиться. И на этом фоне в качестве лучшего средства хранения и преумножения капитала, обеспечивающего полную конфиденциальность и юридическую защиту финансовых активов от притязаний третьих лиц, выступают
инвестиционно-страховые программы.