Рецензии на книги
Автор “Игры на понижение”, “Flash Boys и других интересных книг Майкл Льюис написал очередной финансовый бестселлер. На этот раз про Сэма Бэнкмана-Фрида и крипто биржу FTX. Книга свежая, вышла в октябре 2023 года, на русском перевода нет.
Сэм родился в семье преподавателей Стэнфорда. С детства был немного аутистом, но с большими способностями к математике. После школы поступил в Стэнфорд. Во время летнего математического лагеря познакомился с другими одаренными ребятами, в частности с гениальным китайцем Гэри Вангом.
Там же в Стэнфорде, Сэм примкнул к популярному движению - Эффективный Альтруизм. Суть его в том, что человек старается принести максимальную пользу обществу. Эту пользу можно измерить количеством детей, которых можно спасти от голода в Африке. Для этого не обязательно становиться врачом и ехать волонтерить в Африку. Можно стать богатым инвестбанкиром, но деньги отправлять в фонды помощи, а не тратить на Феррари и яхты. Впоследствии, помощь детям заменили на исследования вирусов и искусственного интеллекта.
Сэм подал заявку в хедж-фонд Jane Street Capital как интерн. Фонд набирал молодых математиков, но проводил жесткие испытания на несколько раундов. Задачи не только на IQ, но и на игры, например модифицированный покер. Кандидата проверяли на способность быстро принимать верные решения при ограниченной информации. Сэм успешно прошел отбор с отличными результатами. Впоследствии, ему предложили постоянную работу.
В Jane Street Capital занимались международным арбитражем, в первую очередь с ETF. Если сумма акций в конкретном ETF стоит дешевле, чем сам ETF, то акции покупали в лонг, а ETF шортили. И наоборот. При этом учитывали время суток, особенности рынков, связь между рынками итд итп. Искали неэффективности и зарабатывали.
За первый год Сэму заплатили 300 тыс. За второй 600 тыс. За третий 1 млн. Большую часть этих денег он перевел в 3 благотворительных фонда. Ему было всего 25 лет.
2017-й год стал звездным для крипты. Цена биткойна превысила 10 тыс. Сэм ушел из Jane Street Capital и осенью 2017 с Tara Mac Aulay открыл свой фонд - Alameda Research . Тара сама успешно приторговывала криптой и показала Сэму что и как. Сэм понимал, что на рынке крипты много неэффективностей. Тот же биткоин (как и множество других монет) мог отличаться по цене на разных биржах. А значит, можно хорошо заработать на арбитраже. Супер программу для арбитража написал Гэри Ванг, гений-математик. Стартовый капитал внес Сэм (полмиллиона), дальше подтянулись инвесторы. Участники движения Эффективный Альтруизм внесли 140 млн, но под 50%. Связи пригодились!
Поначалу, Alameda бодро стартовала и начала зарабатывать миллионы. Но потом произошел кризис — куда-то пропала сумма на 4 млн в монете Рипл. Ежедневно происходило более 100 тыс транзакций, поэтому найти пропажу было сложно. Часть команды покинуло фонд. Часть инвесторов тоже забрали свои деньги, осталось только 40 млн денег.
Но Alameda продолжила работу и очень успешно. Пропавшие Риплы нашлись.
К 2019-му году Сэм опять задумался. Ведь возможности для арбитража сокращались, рынок крипты становился более эффективным. Надо было открывать свою биржу! Ведь есть перспектива — заманить на биржу фонды вроде Jane Street, в котором он работал. Конечно, для этого надо будет легализовать биржу в США, но все возможно.
Гениальный Гэри Ванг написал код биржи FTX. Суть в том, что биржа торгует фьючерсами на крипту и можно брать большие плечи. Рай для лудоманов! А еще, гениальный Ванг сделал фичу, которой не было у других бирж. Уровень достаточности обеспечения по каждому участнику считался моментально. Как только участник переходил черту — сразу получал маржинкол! Биржа не рисковала тем, что придется отвечать своим капиталом по убыточной сделке клиента. Такого функционала не было даже у лидера рынка - Binance. Кстати, Гэри написал весь код биржи FTX быстрее, чем команда программистов Binance апдейт для торговли фьючерсами. И работал он хуже, чем в FTX.
Была и свой монета — токен FTT. Сотрудникам биржи Сэм предложил купить ее по 5 центов, основателю Binance Чанпэн Чжао за 10 центов. Мало кто покупал. Но через несколько недель Чанпэн купил 20% биржи за 80 млн.
С токенами и биржей был нюанс. Легально в США работала только одна биржа — Coinbase. Дело в том, что некоторые “старые криптовалюты” в США проходили как commodities, т.е. товары. А многие новые, как securities, т.е. ценные бумаги. А это разные способы регулирования.
Биржа Сэма не могла оказывать услуги гражданам США, не могла продавать им токен FTT, который считался «ценной бумагой», а не «товаром». Это было бы нарушением законодательства. Сэм рассчитывал с помощью лоббистов добиться поправок в законах и получить нужные лицензии. Тогда биржа FTX кратно вырастет в цене и подвинет всех конкурентов.
Тот же Binance действовал иначе — работал с американцами, продавали им токены BNB. Настоящие пираты! Кстати, из-за этого у Чанпэн Чжао сейчас серьезные проблемы с Госдепом.
Поначалу биржа FTX (как и многие другие) имела штаб квартиру в Гонконге. Но дело в том, что в Гонконге можно было получить лицензию на обычную крипто биржу. А вот фьючерсы дело другое. Пока что власти Гонконга закрывали на них глаза, но все могло измениться. Многие намекали, что в Гонконге небезопасно. Китайские власти могли резко изменить свое мнение о крипте (что в итоге и случилось). Сэм перевел штаб квартиру на Багамы, а основатель Binance — в Эмираты.
За три года работы FTX личный капитал Сэма Бэнкмана-Фрида превысил 20 млрд, он стал самым богатым американцем до 30 лет. Основной конкурент — Binance. Сэм решил выкупить долю Чанпэн Чжао, что в итоге и произошло. Цена — 2.2 млрд (покупал ее Чанпэн Чжао за 80 млн), из них 500 тыс в токене FTT. Конфликт с Binance расширялся.
За год биржа FTX зарабатывала на комиссиях больше 1 млрд. Но также привлекали и венчурных инвесторов из Америки. Была идея, что это придаст бирже веса и доверия в деловых кругах США. Поможет легализации крипты.
Но и на FTX, и в Alameda отсутствовал риск менеджмент, жесткий учет и бухгалтерия. Все концы держал в голове лично Сэм. Также капитал свободно перекидывали с биржи в фонд и обратно. Не только свой, но и клиентов. А кроме того, был конфликт интересов. Обычный клиент биржи имел лимит на риски. Превысил? Или довноси деньги, или получай маржинкол. Но Alameda имела безлимитный уровень риска. Также открыт вопрос — занималась ли Alameda фронтрантингом клиентов FTX.
2022 год был тяжелым крипты. Биткоин рухнул с 47 до 19 тыс. Настоящий кризис! Но если в обычной фин.системе ЦБ и правительство помогает терпящим крах, то крипто системе приходилось справляться самой.
Судя по всему, Alameda понесла большие убытки на торговых операциях. Дабы восполнить урон, Сэм перевел от 5 до 8 млрд денег клиентов FTX в Alameda.
2 ноября 2022 года в CoinDesk вышла статья. Кто-то слил инфо — неформальный внутренний баланс Alameda. Из него было видно, что есть 14.6 млрд активов и 8 млрд обязательств. Особо подчеркнуто, что более трети активов — токен FTT. Дальше события стремительно развивались.
Чанпэн Чжао написал твит, что избавляется от FTT. Токен начал стремительно падение. А народ бросился выводить деньги из FTX.
При балансе FTX 15 млрд, в обычный день 50 млн заводили, 50 млн выводили. После 1 ноября 2022 года — вывод по 200 млн в день. Потом по 100 млн каждый час, потом за сутки 2 млрд, потом еще 4. Биржа FTX приостановила выплаты.
Всего из 15 млрд выплатили 5. Должно было остаться 10, но их не было. Сэм обратился к Binance с предложением о выкупе FTX. После колебаний, Чанпэн Чжао отказался. Это был конец.
Многие сотрудники и инвесторы не понимали происходящего. Ведь биржа была курицей, которая несла золотые яйца. Сегодня деньги вывели, а токен упал. Но завтра деньги заведут опять. Удивление сменилось яростью. Ведь сгорели их капиталы, многие остались ни с чем. Было выгодно держать деньги на бирже, особенно в FTT. У одного сотрудника даже не было денег, чтобы с Багам вернуться домой, в Тайвань.
П.С. В ноябре 2023 года присяжные признали Сэма Банкмана-Фрида виновным по нескольким статьям.
П.П.С. Приговор будет объявлен в марте 2024 года.
Лайк, подписка!
t.me/mosstart
Across Asia, new cryptocurrency exchanges were popping up every month to service the growing gambling public. They all had deep pockets and an insatiable demand for young women. “Requirements are: pretty, big boobs, have done live streaming before, born in 2000 or later, good at chitchatting,” read the job ad for a salesperson at the fastest-growing new exchange. By 2018 a lot of young Asian women were trying to meet those requirements"
Интересная рецензия.
Скиньте, пожалуйста, ссылку на книгу, можно в личку.
www.amazon.com/Going-Infinite-Rise-Fall-Tycoon-ebook/dp/B0C5DNW987/ref=lp_154879011_1_1?pf_rd_p=53d84f87-8073-4df1-9740-1bf3fa798149&pf_rd_r=D2SESEQSBDY3121YA57T&sbo=QS21L9be7oZFAGyl4IXR+w==
Ни рубля вражескому капиталу!
Попахивает антисемитизмом.
Будь интернационалистом.
И где ты ростовщиков увидал, от которых весь мир страдает?
У Достоевского?
1. Многолетнее употребление аддералла (Adderall таблетки содержат d амфетамина и l амфетамина солей в соотношении 3: 1)
2. Финансирование демократической партии США (лоббирование)
3. Тесная работа с разведывательными спецслужбами и последующий конфликт по линии рассерженных клиентов.
Если этих моментов нет, то картина будет не полной.
По сути, человек превращается в овощ, и не может контролировать сложные процессы. Именно по этому его и списали, хотя он был в контакте с Билом Клинтоном, что само по себе предполагает решение проблем финансового характера.
Биржевики и Криптаны похоже тоже.
Капитализьм-как говорил Швапц в фильме «красная жара „
Республиканцы — производственный и добывающий сектор экономики.
Демократы — банки, хеджфонды, биг-тех.
Если разложить ВВП США 22 триллиона долл. по секторам то получится:
реальный сектор — 2 триллиона долл.
биг-тех — 6.5 триллиона долл.
банки, трастовые фонды, хедж.фонды — 7 триллионов долл.
ритейл — 6,5 триллиона долл.
Но биг-тех и банки это технологии, плюс пузырь от печатания доллариев, а реальный сектор — это заводы, инфраструктура. Реальные материализованные активы.
1) На рынке огромное количество ничем не обеспеченных койнов. И пока их массово не продают, вся эта балалайка может весело играть какое-то время.
2) Так как регуляция в крипте еще в зачатке, многие крипто биржи, трейдеры и инвесторы банально залезают в деньги клиентов. Иногда клиенту отдавая новые койны, якобы чем-то обеспеченные, иногда просто ничего клиенту не говоря.
Дыра в $8 лярдов FTX зацепила только Silvergate Bank, но представьте если дыра будет на порядок больше? Плюс с крипты кормится огромное количество обычного бизнеса — дорогие тачки, недвижка, тяжелый люкс, разработка ПО. Повалится крипта — зацепит неслабо.
Когда-то это вполне может стать черным лебедем для всего финансового мира.
При этом продать FTT можно было только на самой FTX. На Бинансе была формальная торговля, но лимитки не выставлялись. И FTT рос до самого делистинга
Гэмблинг и отсутствие риск-менеджмента. Регулярность и дисциплина всегда переиграют гениальность на дистанции при прочих равных.