Блог им. Koleso
Перед прочтением статьи, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем?
Алгоритмы Дзен лучше продвигают контент, читаемый подписчиками.
19 сентября офицеры военного и гражданского судоходства собрались в секретной диспетчерской, чтобы наблюдать за «Устойчивой Африкой», покидающей одесский порт Черноморск. Напряженность была высокой, так как это первое судно, входившее и выходившее с использованием нового аварийного судоходного коридора Украины, созданного после краха сделки по поставке зерна без посредничества. Россия предупредила, что может открыть огонь по кораблям, проходящим по коридору.
Экстренные службы были в режиме ожидания. «Мы были готовы к любому сценарию», — говорит один из присутствующих в зале. «Мы действительно очень нервничали». В этом случае судно проплыло без происшествий, преодолев 150 км береговой линии Украины, прежде чем войти сначала в территориальные воды Румынии, а затем в Болгарию, и продолжить путь через Босфор к конечному пункту назначения — Хайфе.
Провозглашение морского коридора вопреки российским бомбардировкам всегда было рискованным. Но для Украины это была стратегическая необходимость. До СВО 60% торговли страны проходило через ее глубоководные порты, направляясь на рынки Африки и Ближнего Востока, как это делалось на протяжении веков до этого. Решение России возобновить блокаду было актом экономической войны.
Поэтому Украина тайно начала разработку собственного альтернативного маршрута. Она выбрала самое мелководье, безопасное от русских подводных лодок и достаточно близкое к берегу, чтобы его можно было прикрыть береговой артиллерией.
«Мы верили, что это сработает, но речь шла о том, чтобы убедить других», — говорит Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры Украины. Первые корабли пошли с убытком, но уверенность привела к тому, что стоимость страхования судов, следующих по этому маршруту, упала на три четверти, а прибыль вернулась. Около 500 судов следовали за «Устойчивой Африкой» в Одессу и обратно.
В декабре было экспортировано 6,3 млн тонн товаров, а три порта Одесской области — сама Одесса, Черноморск и Южный — сейчас практически вернулись к объемам 2021 года.
В необычайно солнечный день конца января одесский порт звенел в ритме металла о металл. Четырнадцать кораблей стояли на погрузке в доке. Еще 11 висели на горизонте, ожидая своей очереди на досмотр пограничниками, которые курсировали туда и обратно на скоростных катерах.
Еще одно изменение привело к тому, что все движение в регионе было подчинено единому морскому командованию.
«Мы связываем торговцев со службами экстренной помощи, экологическими службами, прогнозами погоды, ракетными атаками и оповещениями о воздушных налетах», — говорит Юрий Литвин, глава администрации морского порта Украины. «Это уникальная лего-головоломка, требующая сумасшедшего объема работы».
На суше работа почти такая же, как и раньше: тонкая, требовательная, опасная. Докеры отключают свои инструменты только во время воздушной тревоги, которая может длиться несколько часов.
Рейды увеличивают время погрузки примерно на 30%, говорит руководитель администрации Одесского порта Денис Павильянити-Карпов. Но постоянная угроза ракет и беспилотников означает, что никто не собирается срезать углы.
«Крым находится всего в 160 км от нас, и ракеты иногда приземляются еще до того, как зазвучат сирены», — говорит он. Но здесь редко можно увидеть неповрежденную крышу или неповрежденное окно, а стекло сейчас в основном заменено гофрированной пластиковой пленкой. Дороги рябые. Остается запах гари. В общей сложности с момента выхода из зерновой сделки в июле Россия атаковала около 200 портовых объектов.
Украине пришлось приложить немало усилий, чтобы создать собственный коридор, не имея ни одного работающего военного корабля.
По словам представителя ВМФ Дмитрия Плетенчука, маловероятный успех пришел в три этапа.
Два месяца спустя начала СВО Украина смогла установить 100-мильную буферную зону в северо-западной части Одессы. В 2023 году, Украина полностью вытеснила российские военные корабли из северо-западной, центральной и даже юго-западной частей Черного моря.
Васьков признает, что новый коридор пока не имеет достаточно средств противовоздушной обороны, международного наблюдения и, в идеале, международного военного эскорта, чтобы обеспечить его полную безопасность. Но его функционирование в самые худшие времена доказало свою правоту: судоходство может продолжаться даже во время российских бомбардировок. Можно найти корабли, можно найти экипажи, можно найти капитанов с конфликтным опытом.
P. S. Подпишитесь на канал »Куда идем?
тот же тип при денацификации отпускает нациков греться в турцию ради одного свое любимого хохленка
тот же аффтор-стратег продает газ только за рубли, но только своим бабкам в своей стране
тот же аффтор говорит что яйца подорожали, потому что мы вам социальную пенсию подняли. и вообще вы стали больше зарабатывать, так что и на еду должны больше тратить
ну в общем это известный художник всякий линий только красного цвета — и это не дизайнер феррари)