Блог им. Koleso
Нет ничего более символичного для глобализации, чем гамбургер из Макдональдса.
Перед прочтением статьи, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем?
Алгоритмы Дзен лучше продвигают контент, читаемый подписчиками.
Американская сеть ресторанов быстрого питания открыла свой первый филиал в Китае в 1990 году. Заведение располагалось в Шэньчжэне, небольшом городке прямо через границу с Гонконгом, где располагалась первоначальная «Особая экономическая зона» страны — район, где китайское правительство могли бы попробовать либерализацию рынка, прежде чем распространять ее на остальную часть страны. Биг Мак был маленьким кусочком американского капитализма в коммунистической стране.
The Economist начали публиковать индекс Биг-Мака — ироничный способ оценки валют — несколькими годами ранее, в 1986 году. Последнее обновление показывает, что китайский юань наиболее недооценен по отношению к доллару с тех пор, как вскоре после глобального финансовый кризис 2007-09 годов. Тогда американские политики утверждали, что лидеры Китая намеренно занижали курс своей валюты, чтобы получить несправедливое преимущество и увеличить экспорт.
Есть ли у них основания для подозрений на этот раз?
Индекс демонстрирует концепцию паритета покупательной способности (ППС), которая утверждает, что реальная стоимость валюты — это количество товаров и услуг, которые вы можете купить на нее, а не число на терминале трейдера.
Однако в течение достаточно длительного периода времени эти две ценности должны сойтись: относительная стоимость покупки одного и того же набора товаров и услуг в двух разных странах должна примерно равняться номинальному обменному курсу. В противном случае опытные торговцы могли бы постоянно получать безрисковую прибыль, продавая товары через границы. Следует признать, что для некоторых продуктов эта теория работает лучше, чем для других. Доставка гамбургера из Шэньчжэня в Сиэтл может оказаться нецелесообразной.
Тем не менее, коэффициентам пересчета ППС, целью которых является показать разницу в относительных ценах между двумя странами и которые производятся международными организациями, такими как Всемирный банк, приходится сталкиваться с чем-то трудным.
В разных странах люди покупают разные товары. Например, в китайских филиалах McDonald’s продаются такие продукты, как чай боба и отвар, но эти деликатесы недоступны американским потребителям. К счастью, Биг Мак — стандартизированный продукт. Потребители в Китае наслаждаются теми же мясными котлетами, что и в Америке. Сравнение цены гамбургера в разных странах с их обменными курсами дает приблизительное представление о том, недооценены или переоценены их валюты.
В декабре 2023 года китайский Биг Мак стоил 25 юаней, тогда как американская версия стоила 5,69 доллара. Разделите одно на другое, и индекс Биг-Мака даст обменный курс доллара к юаню 4,39. Для сравнения: номинальный обменный курс составляет 7,20 юаня за доллар. Таким образом, это говорит о том, что юань недооценен на 39%.
Возможно, индекс Биг-Мака спровоцирует Дональда Трампа. Во время своей успешной президентской кампании Трамп пообещал в первый же день своего пребывания в должности назвать Китай «валютным манипулятором».
Согласно индексу гамбургеров, в то время валюта страны была на 37% недооценена. Америка с опозданием назвала Китай валютным манипулятором в 2019 году, несмотря на то, что китайские лидеры вмешались в поддержку юаня, но затем отменила это решение в 2020 году.
Однако на этот раз Трампу было бы разумно повременить, поскольку занижение курса юаня не является чем-то необычным. Хотя доллар ослаб по отношению к валютам некоторых более богатых стран, таких как Великобритания и Канада, он укрепился по отношению ко всем странам, за исключением нескольких более бедных. Более того, низкая инфляция в Азии по сравнению с Америкой и Европой привела к относительному удешевлению Биг-Маков: валюты Японии, Южной Кореи и Тайваня также стали более недооцененными.
Если появление гамбургеров указывает на приход глобализации, их устойчивость (и хорошая ценность) является свидетельством продолжающегося успеха американского капитализма.
P. S. Подпишитесь на канал »Куда идем?