Новости рынков
На протяжении десятилетий доллар США был валютой международной торговли нефтью, и усилия по поиску альтернативы были сорваны трудностями конвертации, а также политическими препятствиями.
Проблемы обострились, когда Индия, которая стала крупнейшим покупателем морской нефти в России после ухода европейских клиентов, в июле настояла на оплате в рупиях, и торговая деятельность практически прекратилась, согласно трем источникам, знакомым с этим вопросом.
Источники, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что российские поставщики нефти, чьи имена также не могут быть названы из-за деликатности вопроса, не могут заключать сделки в индийских рупиях из-за неофициальных указаний российского центрального банка, что он не будет принимать эту валюту.
Один источник в российском банке, близкий к российскому центральному банку, заявил, что получение доходов в неконвертируемой валюте, имеющей небольшую ценность за пределами Индии, «бессмысленно». По словам другого источника, у России ограниченные возможности тратить рупии, поскольку ее импорт из Индии незначителен.
Центробанк России не ответил на запросы о комментариях.
По словам двух источников, примерно в середине августа по крайней мере две крупные российские нефтяные компании пригрозили перенаправить около дюжины танкеров с грузом до миллиона тонн нефти, направлявшихся в Индию, в другие пункты назначения.
В качестве временного решения конфликта, связанного с индийскими сделками, грузы были оплачены сочетанием китайского юаня, гонконгского доллара в качестве переходной валюты к юаню и дирхама ОАЭ, который привязан к доллару США. Об этом агентству Рейтер сообщили торговые источники и чиновники.
Однако, по их словам, остается проблема поиска жизнеспособной альтернативы доллару и что проблемы затрагивают покупателей в Африке, Китае и Турции, которые стали основными покупателями российской нефти.
Однако самая большая проблема касается Индии, которая покупает более 60% российской морской нефти, согласно данным LSEG и расчетам Reuters. Это крупнейший в целом покупатель российской морской нефти после Китая.
Проблемы, вероятно, усугубятся по мере усиления контроля за торговлей. За последние недели Вашингтон ввел первые санкции в отношении владельцев танкеров, перевозящих российскую нефть по ценам, превышающим западные, что стало первым введением ограничения с конца прошлого года.
С тех пор как западные санкции были введены против России в феврале прошлого года, Москва отказалась от операций в долларах и евро, доминирующих мировых валютах, и теперь в значительной степени изолирована от международной банковской системы.
По данным пяти вовлеченных трейдеров, менее 10% российской добычи, составляющей примерно 9 миллионов баррелей нефти в сутки, продается в долларах и евро.
Российский центральный банк не может работать в долларах из-за санкций, и хотя российские экспортеры теоретически могут использовать эту валюту, отказ от нее имеет то преимущество, что Соединенным Штатам и другим западным правительствам сложнее контролировать торговлю.
Однако альтернативные варианты приводят к высокому уровню риска для обеих сторон сделки.
Индия в первые месяцы этого года задолжала России около 40 миллиардов долларов за нефть и другие поставки, согласно четырем торговым и банковским источникам, которые заявили, что сейчас сумма значительно снизилась, не сообщив точных подробностей.
Российский центральный банк также отказался сообщить подробности.
Вести бизнес в рупиях особенно сложно для России.
Индия поощряет расходование рупий на своей территории и ввела штрафные обменные курсы при конвертации рупий в другие валюты, которые иногда составляют более 10% от суммы конвертации, согласно двум российским источникам.
Ситуация могла бы улучшиться, если бы Россия импортировала больше товаров из Индии, за которые можно было бы платить рупиями.
Вместо этого Индия импортировала больше из России, в то время как Россия была крупным импортером автомобилей, оборудования и других товаров из Китая.
Импорт Индии из России достиг 30,4 миллиарда долларов в апреле-сентябре, при этом дефицит торгового баланса с Москвой увеличился до 28,4 миллиарда долларов по сравнению с примерно 17 миллиардами долларов за аналогичный период прошлого года, согласно данным, размещенным на веб-сайте министерства торговли Индии.
Иван Носов, глава индийского филиала крупнейшего государственного банка России «Сбербанк», заявил, что российским экспортерам придется помочь Индии увеличить свой экспорт.
Крупнейший нефтеперерабатывающий завод Индии Indian Oil Corp (IOC) с трудом рассчитывается по некоторым платежам, главным образом за покупку российского светлого сорта «Сокол» с проекта «Сахалин-1».
IOC заявил, что не смог оплатить поставки «Сокола», поскольку компания, поставляющая этот сорт, еще не открыла счет в дирхамах ОАЭ для получения оплаты, сообщил источник.
IOC не ответил на запросы Reuters о комментариях.
Российские чиновники и руководители нефтяных компаний настаивали на том, чтобы индийские покупатели платили в китайских юанях, которые для России являются более полезной валютой.
Для Индии использование валюты регионального конкурента очень чувствительно, хотя индийские частные нефтеперерабатывающие заводы вернулись к юаню из-за отсутствия других вариантов после конфликта в начале этого года, сообщили источники.
Государственные переработчики Индии перешли на дирхам ОАЭ, но это было осложнено дополнительными требованиями к клирингу, поскольку более жесткая позиция Вашингтона заставляет другие правительства проявлять осторожность.
С октября несколько банков ОАЭ ужесточили контроль за клиентами, ориентированными на Россию, чтобы обеспечить соблюдение предельных цен, согласно пяти источникам в сфере торговли нефтью и банках.
По крайней мере, два банка ОАЭ ввели декларации о соблюдении предельных цен для клиентов, участвующих в торговле российской нефтью, нефтепродуктами и сырьевыми товарами, сообщили источники. Они отказались назвать банки.