Блог им. Koleso

С чем связана объявленная государством охота на инфобизнесменов? Сигнал всему инфобизнес-сообществу: времена, нейтральности прошли

С чем связана объявленная государством охота на инфобизнесменов? Сигнал всему инфобизнес-сообществу: времена, нейтральности прошли 

В апреле этого года Следственный комитет возбудил уголовное дело против создательницы «Марафона желаний» Елены Блиновской: ее обвиняют в неуплате налогов на миллиард рублей и в отмывании денег.

Весной правоохранители проверили еще нескольких крупных блогеров, продающих тренинги и курсы, и возбудили против них уголовные дела. А 3 ноября сотрудники МВД и ФСБ пришли за Аязом Шабутдиновым, создателем компании «Like Центр», где слушателей курсов обещают научить зарабатывать миллиарды. С Шабутдиновым обошлись суровее, чем с коллегами: обвинили его в мошенничестве и посадили в СИЗО.

Кажется, представители инфобизнеса — люди, как правило, аполитичные и часто «продающие воздух», — вдруг резко заинтересовали власти.

Разбираемся почему.

Продавцы воздуха

В декабре 2021-го Ксения Собчак выпустила часовой фильм «Как инфоцыгане продают воздух», на сегодняшний день его посмотрели почти 10 миллионов человек. Двумя неделями позже Собчак взяла большое интервью у создательницы «Марафона желаний» Елены Блиновской, чья фамилия стала нарицательной для обозначения любого рода «продавцов воздуха» и следующие два месяца звучала буквально отовсюду.

СВО не только практически полностью вытеснила «инфоцыганский» нарратив из мейнстрима, но и сильно ударило по его экономической составляющей.

По данным РБК, в первом полугодии 2022 года российский edtech-рынок переживал острый кризис. Только в I квартале продажи курсов, вебинаров и интенсивов упали на 19%.

2023-й инфобизнесмены встречали с умеренным оптимизмом на фоне роста выручки к завершению 2022 года, однако для некоторых новый год ознаменовался появлением новых проблем — юридических.

Налоги с блогов

Как рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Федеральной налоговой службе (ФНС), в начале 2022 года служба начала активно интересоваться инфобизнесменами с большой аудиторией в соцсетях, для чего, по информации телеграм-канала Baza, в ведомстве даже был создан специальный «блогерский отдел».

Первым публичным результатом его работы стало возбуждение в марте 2023-го серии уголовных дел о легализации преступных доходов и уклонении от уплаты налогов на сумму 311 млн рублей против блогера Валерии Чекалиной (более известной как Лерчек) и ее супруга, продающих фитнес-марафоны.

  С чем связана объявленная государством охота на инфобизнесменов? Сигнал всему инфобизнес-сообществу: времена, нейтральности прошли Александра Митрошина / Instagram

Двумя неделями позже Следственный комитет возбудил уголовное дело, опять же по налоговой статье, против «матери российского инфобиза» — организатора курсов по продвижению в соцсетях Александры Митрошиной (налоговая недоимка 127 млн рублей), а в конце апреля взялся за Елену Блиновскую. Ее обвиняют в отмывании денег и неуплате налогов почти на миллиард рублей, сейчас она находится под домашним арестом.

Вероятно, пока что самое резонансное дело подобного рода было инициировано совсем недавно, 3 ноября, когда сотрудники МВД и ФСБ пришли за Аязом Шабутдиновым, бизнес-коучем и создателем школы «Like Центр».

У этого кейса есть две особенности, отличающие его от перечисленных выше случаев.

Во-первых, Шабутдинов проходит не по налоговой или «легализационной» статье, а по более тяжкой — мошенничество, причем по ее четвертой части, которая предусматривает до десяти лет лишения свободы.

Во-вторых, ранее максимально суровой мерой пресечения для фигурантов «инфодел» был домашний арест, а Шабутдинова отправили в СИЗО на полтора месяца.

С чем связан такой беспрецедентный правовой радикализм?

  С чем связана объявленная государством охота на инфобизнесменов? Сигнал всему инфобизнес-сообществу: времена, нейтральности прошли Аяз Шабутдинов / InstagramМиллионер «из народа»

Аяз Шабутдинов воплощает в себе совершенно хрестоматийный образ публичной фигуры, ассоциирующейся с понятием «инфоцыган». В своем инстаграм-аккаунте он предстает перед аудиторией в 1,9 млн человек как вечно позитивный экстраверт, публикующий фото из путешествий, с дорогими автомобилями и бизнес-джетами.

Фотографии и видео сопровождаются манипулятивными описаниями, практически в каждом из которых так или иначе читается «ты-тоже-можешь»:

здесь и пассажи про отсутствие концептуальных различий между миллиардером и человеком с доходом в 50 тысяч рублей,

и воспоминания в стиле «знаете, когда я был молодым/голодным/нищим и собирал наггетсы со столов на фудкорте…»,

и уж совсем прямолинейные тезисы вроде «быть бедным — не катастрофа».

Всё это подается совершенно безапелляционным тоном, с обилием риторических вопросов и мотивационными лозунгами.

В то же время риторика и общий стиль Шабутдинова весьма анахроничны. Вероятно, ни один другой мейнстримный российский инфобизнесмен уже не уделяет такого внимания развернутому сторителлингу и культивированию вычурной, почти карикатурной бизнес-эстетики — стилистически это что-то из конца 2000-х — начала 2010-х. Собственно, почти так оно и есть.

  С чем связана объявленная государством охота на инфобизнесменов? Сигнал всему инфобизнес-сообществу: времена, нейтральности прошли Фото: Like Центр / VK

Шабутдинов начал свою коучинговую карьеру в 2015 году с открытия компании «Like Центр» — школы, по данным Smart Ranking, по состоянию на III квартал 2023-го занимающей восьмое место в списке крупнейших компаний в сфере интернет-образования в РФ с квартальной выручкой в 1,3 млрд руб.

Во многом школа стала идейным преемником тренингов «Бизнес-молодость» («БМ»), выпускником которых был сам Шабутдинов. Про это явление стоит рассказать подробнее. «Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией… Они поняли, что предприниматель — это не наделенный сакральностью идеальный персонаж, а обычный человек, который тоже иногда не может себя заставить пойти на работу», — говорил Шабутдинов Forbes о своих впечатлениях от курсов «БМ».

«Бизнес-молодость» была образовательной платформой о предпринимательстве, запущенной двумя двадцатилетними студентами Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым, имеющими минимальный деловой опыт.

Как объяснял причины успеха проекта миллиардер Игорь Рыбаков, «в то время бизнесу пытались учить, но делали это академично, тихо, а «БМ» имели наглость делать это так, как они делали, — ярко, с вызовом, где-то на грани фола».

Аяз совсем не преувеличил, когда ...
Окончание поста — здесь.

P. S. Подпишитесь на канал «Куда идем?  — будьте в курсе главного, что определяет нашу жизнь: политика, экономика, технологии.

(Предыдущий канал Дзен заблокировал, якобы за накрутки, поэтому подписывайтесь еще и на мой Телеграмм )

3 комментария

Засветил котлету – добр будь к ответу.

Нечего телиться, бог велел делиться

Остальное – сказки для пиар-отмазки.

avatar
Это смесь сектантства, шоу-бизнеса, наркоторговли и мошенничества… Продают эмоции и розовые мечты… Слабые люди подсаживаются на этот эмоциональный «наркотик», и тратят, тратят деньги...
Но только вот, цена билета неадекватная. Даже билеты на Иванушек Интернешнл (продавцы эмоций для девушек) стоили дешевле... 

Думаю, власти взялись за этих ребят по нескольким причинам:
1) Налоги действительно все должны платить. Без уловок. Вспомните Налоговую США — она реальный зверь… С ней шутки плохи. И это правильно.
2) Пошла пагубная мода «разбогатеть по-быстрому» на «бизнесе». Народ стал лениться учиться 5 лет реальной квалифицированной специальности (или хотя бы пару лет средне-профессиональной), а затем еще несколько лет набирать опыт работы — чтобы через лет 7-10 стать профессионалом, ценным для страны.
В условиях, когда в стране недостает квал.кадров это (нежелание учиться реальной профессии) — пагубно. Вот власти и борются с этим (комплексно, в том числе и «прижатием» пропагандистов «быстрых денег» и «роскошной гедонистической жизни», т.е. этих самых инфоцыган). Одновременно власти рекламируют «реальную» учебу настоящим профессиям, а не вот это вот все ... 
Правильно, в общем-то. Как часть общего замысла. Ибо реально вредны для общества и для экономики такие вот «пропагандисты гедонизма, роскоши и легких денег». На США посмотрите: там обычный народ пашет на реальных работах, чтобы оплачивать счета, или пашет на свои маленькие бизнесы, едва выживающие, но кормящие их — на том и стоит Америка (на скромной и трудолюбивой «пахоте»). Я уж не говорю про Японию, где народ еще более впряжен в постоянную «пахоту» на своих местах. Потому и процветают.
А не вот это вот все: «я научу вас как стать миллионером»…
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн