Блог им. M2econ

"Великолепно и даже неожиданно для самого правительства"

Экономика России не порвана в клочья и в этом году вырастет, что «великолепно и даже неожиданно для самого правительства». Об этом рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Но отсюда можно сделать парадоксальный вывод: раз экономика «неожиданно» растёт, то так же «неожиданно» может и упасть. Разберёмся.

Роста никто не ждал

Осенью прошлого года правительство, ЦБ и международные организации (МВФ, Всемирный банк) ожидали падения экономики России в 2023 года от 1 до 4%.

График 1.

  "Великолепно и даже неожиданно для самого правительства" 

Самым «оптимистичным» был прогноз правительства, который предполагал падение ВВП: -0,8%.

Уже в апреле 2023 года все прогнозы были пересмотрены и предполагали не падение, а стагнацию экономики в диапазоне от 0 до +1,5%.

К осени оптимизма прибавилось. На 5 ноября прогнозы предполагают уже рост от +1,5 до +3%.

Таблица 1.

   "Великолепно и даже неожиданно для самого правительства" По состоянию на 5 ноября 2023 года.

Отметим, что наш прогноз изначально предполагал рост экономики в 2023 году, причём рост солидный (см. график и таблицу).

В чём подвох?

Казалось бы, можно радоваться, что пессимистичные прогнозы не сбылись. Но Песков вольно или невольно сказал важные слова: экономика растёт неожиданно для правительства, Центробанка и даже для МВФ со Всемирным банком.

Российская экономика растёт, потому что рекордными с 2012 года темпами растёт реальная денежная масса.

График 2.

  "Великолепно и даже неожиданно для самого правительства" 

Этот рост просчитывался ещё осенью 2022 года. Именно это позволило нам тогда спрогнозировать рост экономики России (см. таблицу выше, строку «наш прогноз»).

Очевидно, что ни правительство, ни ЦБ взаимосвязи между реальной денежной массой и ВВП не видели и не видят.

Логическая цепочка всего из трёх пунктов показывает, как это может обернуться бедой для экономики России.

  • «Неожиданность» означает, что все эти организации не видят истинного механизма роста.
  • Если так, то своими действиями правительство и ЦБ могут легко этот механизм сломать, разрушить.
  • А значит, так же «неожиданно» экономика России может свалиться в кризис.

И такое в истории России уже было.

Кейс 2008 года

В 2003-2008 годах власти проводили политику квази-фиксированного курса рубля.

  • Когда рубль укреплялся (2003 — первая половина 2008), они боролись с укреплением рубля.
  • Когда рубль летом 2008 года начал ослабляться, они стали бороться с ослаблением рубля с помощью валютных интервенций.

К большому удивлению властей использование, казалось бы, одной и той же политики приводило к противоположным результатам.

  • До лета 2008 года экономика бурно росла.
  • С августа 2008 года её словно подменили — она свалилась в штопор.

Всё дело в том самом непонимании механизма роста. Когда власти борются с укреплением рубля путём скупки в резервы активов (в данном случае скупалась валюта), то это ведёт к росту реальной денежной массы и к росту экономики.

Но валютные интервенции, напротив, реальную денежную массу сжимают, сокращают. Как только масштабные интервенции в 2008 году начались, экономика резко свалилась в штопор.

И причиной были не интервенции сами по себе. Экономика обвалилась из-за сокращения реальной денежной массы. Это сокращение показано на графике 2 красной стрелкой №1.

В результате падение ВВП России в 2009 году оказалось самым глубоким среди стран «Большой двадцатки».

Что происходит сейчас

Сейчас происходит то же самое. Власти не понимают механизма роста российской экономики. Слова Дмитрия Пескова, приведённые в самом начале статьи, это наглядно подтверждают.

Такое непонимание механизма экономического роста Эльвирой Набиуллиной уже привело Россию к кризису 2015 года (см. красную пунктирную стрелку 2 на графике 3).

График 3.

  "Великолепно и даже неожиданно для самого правительства" 

Но сейчас ЦБ предпринимает титанические усилия, чтобы рост реальной денежной массы резко замедлить (см. красную пунктирную стрелку 3). И это ему удаётся — динамика резко снижается.

Печальное резюме: награждение непричастных, наказание невиновных

В описанном сценарии всё будет как всегда.

Будет и «награждение непричастных». «Неожиданный» рост экономики припишут филигранной работе правительства и ЦБ.

Будет и «наказание невиновных». Когда из-за нынешних действий ЦБ (и только из-за них) грянет кризис, его, естественно, спишут на санкции и внешнее давление (хотя действия Запада в 2022 году нам только помогали, см. «Кого благодарить за устойчивость российской экономики»). Или на кризис в США или Евросоюзе, который может случиться в ближайшее время (экономика Германии уже падает два квартала подряд).

Истинные же виновники грядущего кризиса — функционеры ЦБ — останутся при этом в стороне.

P.S.

Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР

Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.

___

Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм

Телеграм: https://t.me/m2econ

Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ

Подписывайтесь!

Буду благодарен вам за лайки и комментарии

★3
56 комментариев
Интересно, объемы выработки электричества и перевозки коррелируют с этими бравурными заявлениями?
avatar
₽100, перевозки, к сожалению, не показательны. Автоперевозки рекордные по причине, прежде всего, изменения логистики. ЖД в таких условиях работают плохо + было украдено существенное количество подвижного состава.

avatar
₽100, график ВВП РФ в настоящих деньгах — точно не коррелирует))



думаю, по итогу 2023 года вернемся на уровень 2000 года или ниже
avatar
Когда СВО закончится и гособоронзаказ куда все ипнется?
avatar
Bazilius, дальше будет восстановление новых регионов… там дохренище новых заказов будет.
avatar
Saladdin, да, но бетона и асфальта, а не танков и ракет.
avatar
Bazilius, рост экономики зависит не от оборонзаказа, а от количества реальных денег. 
Если РДМ будет сокращаться, а оборонзаказ — расти, то не будет и роста. 
Сергей Блинов, Да это понятно, я тому что людям с уралвагон завода и пр. придется работу менять, а может и переехать кирпичи в ЛНР класть.
avatar
Bazilius, 
придется работу менять
поменяют, переедут, не проблема. Не на что будет менять, если спрос задушат, в этом проблема.
avatar

Bazilius, не факт, на рынке вооружений мы конкурентов серьезно потеснили и заказов будет много...

Особенно благодаря тому что ведется постоянная модернизация техники по результатам военного опыта...

Сергей Блинов, увеличение РДМ, это следствие вливания денег в экономику, через госзаказы, а уменшение РДМ это следствие изъятия денег из экономики, вследствие сокращения госинвестиций.
Но вы правы, ЦБ придумав себе задачу «таргетирование инфляции» и делает это исключительно изымая деньги из экономики повышая учетную ставку.
Евгений Нагайцев, госинвестиции не приводят к росту (вливанию) денег в экономику. Сначала эти деньги изымаются в виде налогов, потом возвращаются обратно = перекладывание из кармана в карман одних и тех же денег. 
===
Деньги без участия ЦБ «влиться» не могут. 
===
Можете в этом небольшом видео с иллюстрациями посмотреть: youtu.be/xW6RvErTYyg
Bazilius, все пойдет на ближний Восток)…
avatar
Не понял, непонимание Наби привели к кризису в экономике 2015 года, не санкции за Крым и лнр с днр точно?
avatar
DAMAN, что Россия скатывается в кризис, было ясно уже в декабре 2013. Ещё Янукович был у власти. 
Я об этом уже в декабре 2013 и писал: dzen.ru/a/Yi-D7Y6ksH4lDR6_
Сергей Блинов, да да, особенно классно рассуждать об этом спустя десять лет ) так то я могу сказать, что то, что Россия скатывается в кризис было видно еще в августе 1998 года и потом снова в 2009, а потом особенно в 2014 ну и конечно полвердилось в 2022…

Вы вроде серьёзный и взрослый мужчина, но в серьез постить такое…
avatar
DAMAN, есть аргументированные возражения? Вообще Сергей свои выкладки постит уже очень давно на своих каналах, они они очень неплохо совпадают с реально происходящим в экономике, также с экономической теорией. 
avatar
DAMAN, цифры говорят сами за себя. Резкое замедление ВВП произошло в 2013 году. 

Сергей Блинов, при всем уважении, это не отвечает на мой вопрос к Вашему посту…
avatar
DAMAN, повторите вопрос, пожалуйста. 
Сергей Блинов, выше листните пожалуйста. Вы же на что-то отвечали своей картинкой )
avatar
DAMAN, я отвечал на вопрос «когда начались проблемы в экономике». 
Ваша версия была «украинский кризис, Крым, Донбасс». Моя версия — ещё в 2013 году, когда Янукович был у власти и никакой Крым на это не влиял. 
Сергей Блинов, а ну если судить по принципу был ли Янукович у власти или нет, то согласен. А что по Вашему бвло в 2001 году по сравнению с 2000 что рост ВВП упал в два раза?
avatar
DAMAN, там ДМ снизилась на фоне подрастающей инфляции = снизились темпы реальной ДМ, от которой почти на 100% зависит ВВП.
avatar

DAMAN, вы спрашиваете: «что по Вашему бвло в 2001 году по сравнению с 2000 что рост ВВП упал в два раза?»
===

Отвечаю: зажим реальной денежной массы. См. график. 



DAMAN, 
так то я могу сказать
важно же не просто заявить об ожидании кризиса, надо же мотивы озвучить, а мотивы должны потом подтвердиться.

avatar
Zstgntй, этот спор похож на вечную дискуссию что было раньше, курица или яйцо.
avatar
DAMAN, давно доказано и про курицу с яйцом и про деньги и ВВП. Вы просто не отследили.
avatar
Zstgntй, деньги в 2015 зачем и почему понадобились просто интересно? Потому что ЦБ тупо себя вел?
avatar
DAMAN, не понял, какие деньги и кому понадобились?
avatar
Все хорошо Прекрасная Маркиза!!!  Мне смешно. За животик держусь…
avatar
«Дела в колхозе шли плохо. Не сказать, что совсем плохо, можно даже сказать — хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже…'
avatar
много букфф, хотя и все верно
Если коротко, то «экономику не порвало», потому как происходит КУЕ, где деньги сыплют не в банки, а в ВПК, откуда они уже идут в том числе и экономику.
Отсюда и риски — как будет осуществляться выход из QE?
Амеры вона до сих пор ищут.

avatar
Да не будет выхода за диапазон +2.5-3.5%% за 2023-й год. В начале 2023-го я давал +1-5%%, но на дворе уже 11-й месяц и потому диапазон сузился. Вот если б ЦБ ставку не увеличивал, то может быть и 5%  даже бы обошли.
avatar
Российская экономика растет, потому что опять беднеет населения вcлед за падением рубля.
avatar
Иван-дурак, ВВП по номиналу это:

расходы населения
+
расходы компаний без учета выплат зарплат, дивидендов и тому подобного, наибольшая доля этого показателя — это плата партнерам за поставки и выплаты по кредитам;
+
расходы бюджетов (с центрального до местных);
+
(экспорт-импорт) по курсу рубля

Наибольшая доля именно в первом показателе, а курс только в 4-м и разность вроде несильно что-то увеличена в 2023-м.

Ну а реальный рост — это дисконтирование этой суммы на официальную инфляцию.
avatar
А. Г., Реальные доходы населения ниже 2014 года, при этом исправно идет отчет о ежегодном росте ВВП.  Как же так выходит тогда?  
avatar
Иван-дурак, в ВВП не доходы, а расходы. Не знаю, что с 2014-го, а в 1995-2008-м официальная статистика производства пшеницы была процентов на 15-20 меньше реальной, если считать в тоннах. Понятно, что и доходы от этой разницы для официальной статистики были нулем.
avatar
Ольгино вроде прикрыли ??
С этими упырями на ключевых постах (цб....-доведшими экономику и рубль до плинтуса)  может спасти только чудо и героизм малой части нации.
Эти казнокрады только о своих дворцах и офшорах думают до сих пор.
 Бордюрщик в мск  вообще края потерял. Вместо  максимальной помощи фронту продолжает безумие с бордюрами (рассыпающимися в труху через год)  и асфальтом.   Даже Силуанов не выдержал и доложил пу! vz.ru/news/2022/6/2/1161365.html
Никто  из высших чиновников помимо пу, медведева, рогозина, кадырова на тему СВО ни слова- как в рот гов-а набрали… Надеются, что всё вернётся в зад.
А   десятки тысяч жизней наших ребят спишут молча в никуда…
avatar
Грустно все это… а убийственное применение ключевой ставки уже откликнулось торможением перевозок в октябре. А это серьезный сигнальчик начала падения ВВП. 
Сергей Нагель, вы знаете мою позицию. Повышение ставок — правильное действие ЦБ. К нему в пару необходимо второе — наращивание денежной массы (см. график). 
Перевозки упали, но это статистика ж.д. Другие перевозки вполне могли расти. В макрообзоре я об этом написал и показал на примере цемента. 



Сергей Блинов, в том то и дело, что п.1 (увеличение ставки) без п.2 (увеличения РДМ) ведет к катастрофическим последствиям. Что вижу я: увеличение РДМ проводилось через покупку банками ОФЗ (на что деньги брались у ЦБ). Уже 28 сентября минфин сообщил о сокращении заимствований на 1 триллион на фоне роста «аппетитов к ставкам» у банков (по факту только транслирующих средства ЦБ в экономику, такое QE с российской спецификой). Чем будут это замещать-я лично не вижу. Выход с покупкой валюты по бюджетному правилу-кошкины слезы на фоне необходимых средств.
Сергей Нагель, да, если ДМ наращивать не будут, то дело плохо. 
Сергей Нагель, 
такое QE с российской спецификой
это не количественное смягчение! КУЕ — это покупки активов самого ЦБ, на рынке.
Чем будут это замещать-я лично не вижу. 
надежда только на западных партнёров.
avatar
DAMAN, я такой-же человек как и Вы. И коли Вы участвуете в общей дискусси, а не в личной переписке, то пишу то что считаю нужным. А что Вы так нервно реагируете? По делу аргументация есть? Я лично написал Вам именно потому, что нам мой взгляд, как раз именно Вы пишете неаргументированные утверждения. Хотя-бы потому что 1. Сергей, как я уже сказал, пишет на эту тематику много лет, а не «задним числом», как Вы утверждаете. На основе чего? 2. Связь роста экономики с обеспечением денежной массой  в принципе давно известна. Поэтому именно Ваши утверждения похожи более на " а вы кто ?". Если уж Вы вступаете вв общую дискуссию, потрудитесь аргументировать Вашу позицию, и вести себя как взрослый человек. Спасибо.
avatar

DAMAN, удаляю за грубость и переход на личности. 

Предупреждение. 

Сергей, по вашему мнению долговой рынок (конкретно ОФЗ) в перспективе 3 или 5 лет будет перспективу дефолта?
avatar
krakadilv, удаляю за грубость. 
vitas, удаляю за переход на личности. 
По делу пишите. 

теги блога Сергей Блинов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн