Блог им. Investovization

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 13.10.23 стартуют торги акциями Группы компаний АСТРА (ASTR). В данном обзоре разберем компанию, последнюю финансовую отчетность и постараемся ответить на вопрос, стоит ли участвовать в этом IPO.

Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.


О компании.

Группа «Астра» — лидирующий российский разработчик защищенного инфраструктурного ПО (программного обеспечения). Залог успеха компании – импортонезависимая экосистема продуктов и сервисов, которая превосходит предложение российских конкурентов и соответствует уровню глобальных разработчиков аналогичного сегмента.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Если по-простому, то компания разрабатывает ПО, которое является «прокладкой» между железом и прикладным ПО (документооборот, офисные программы, 1С, САПР, ERP, CRM и т.п.).

До 2017 года компания занималась развитием только ОС (операционной системы) ASTRA LINUX. Далее было принято решение развития экосистемы продуктов во всех основных нишах инфраструктурного ПО. На данный момент развивается 17 основных продуктов, покрывающих все основные нужды заказчиков. Часть из продуктов была разработана, а часть приобретена у партнеров.

ОС ASTRA LINUX базируется на открытом коде, т.е. формально, большая часть операционной системы создана не компанией Астра. И теоретически, любая компания разработчик ПО может быстро создать аналог. Так почему же сложно повторить этот путь, какие преимущества ASTRA LINUX над аналогами:

  • собственные средства защиты, вшитые Астрой в ОС, разработка которых заняла много времени и денег. Для разработки мат моделей привлекалась РАН.
  • экосистема из 17 продуктов, о которых говорилось выше
  • проработанная аппаратная и программная интегрируемость. Компания постоянно работает над тем, чтобы их продукты работали на любом железе и были совместимы с основным софтом заказчиков.
  • более 700 партнеров разработчиков.
АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Общее число сотрудников более 1,9 тыс человек, из них разработчиков более 1,2 тыс. Штат вырос в 5 раз за 2,5 года.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

У Астры есть доли в 8 компаниях – разработчиках ПО.

Перспективы.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Из-за текущей геополитической ситуации, в РФ возникла острая необходимость в импортозамещении иностранного ПО, в результате чего продукция Астры стала очень востребованной. По данным компании Strategy Partners, у российских разработчиков есть большой потенциал на местном рынке инфраструктурного ПО. Ожидается ежегодный рост продаж на 31%. Целевой рынок на 2030: 270 млрд/год.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

За 2,5 года количество клиентов Астры выросло более, чем в 3 раза. На данный момент у компании 19 тыс уникальных клиентов. Среди них: Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, ИнтерРао, Татнефть, РЖД, РосАтом, ФосАгро, РСХБ и т.д. На 50 крупных клиентов приходится 63% выручки.

Ожидается дальнейший рост клиентов, в том числе со стороны среднего и малого бизнесов. Сейчас фокус Астры на корпоративный бизнес. Хотя ОС Astra Linux работет на любых устройствах и теоретически, в будущем может активней предлагаться и физ лицам.

А 02.10.23 Аппарат Госдумы приобрел для депутатов и административных работников парламента лицензии ОС Astra Linux вместо Windows. На данный момент доля госсектора (министерства и ведомства) около 30% от выручки.

По словам менеджмента, ОС Astra Linux сейчас работает на 2,5млн устройств в РФ. А только у государственных компаний более 17,5 млн устройств. Т.е. еще даже здесь есть большой потенциал роста.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Группа стабильно увеличивает и без того существенный отрыв от ближайших конкурентов. В ключевом продуктовом сегменте — операционных системах — ОС Astra Linux в деньгах занимает порядка 75% рынка. Лидерство в этой категории — основа для увеличения доли группы в остальных сегментах рынка инфраструктурного ПО, где «Астра» также занимает ведущую позицию с рыночной долей порядка 23% среди российских разработчиков.

Сейчас более 85% выручки приходится на ОС Astra Linux. Но продажи экосистемных продуктов бурно растут. Стратегически ожидается, что их доля будет, как минимум, 50%.

Основные продажи – это лицензии. Но компания работает над планомерным ростом подписочных сервисов.

Также можно отметить существенную поддержку отечественной IT отрасли со стороны государства: гос заказчики, налоговые льготы, субсидии и т.п.

Сейчас у Астры весь фокус на рынок РФ, но есть и некоторые отдаленные перспективы выхода на рынки дружественных стран, в частности, Африки и Латинской Америки.

Финансовые результаты.

Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на нашем YouTube канале, в плей-листе «Обучение» есть соответствующие видео, где простыми словами рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.


АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Результаты за 1П 2023:

  • Выручка 3,1 млрд (рост 3,1х г/г);
  • Себестоимость 0,8 млрд (рост 2,5х г/г);
  • Операционные расходы 2,1 млрд (рост 2,8х г/г). Основная статья расходов – это зарплата 1,34 млрд. Средняя зарплата на сотрудника: 118тыс/мес.
  • Операционная прибыль 1 млрд (рост 4,1х г/г);
  • Налог на прибыль практически нулевой за счет гос программы поддержки IT отрасли.
  • Чистая прибыль 1,1 млрд (рост 2,8х г/г).
АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Результаты за 1П 23 впечатляют. Везде кратный рост. Также важно, что у компании сезонный бизнес и на второе полугодие обычно приходится 75% продаж (аналогично Позитиву). Т.е. фактически по итогам года будет ещё более взрывной рост.

Баланс.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?
  • Нематериальные активы 1 млрд. Сюда входят все основные разработанные программные продукты.
  • Чистые активы 1,6 млрд;
  • Дебиторская задолженность 2,1 млрд (-38% за полгода). Контрагенты погасили задолженность на 1млрд за полгода. 73% задолженность приходится на 5 крупнейших дистрибьюторов.
  • Денежных средств 1,46 млрд (+ 2,1х за полгода).
  • Суммарные кредиты и займы 1 млрд (+60% за полгода).
АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Таким образом, чистый долг отрицательный -0,5 млрд. Финансовое состояние отличное.

Денежные потоки.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Денежные потоки за 1П 23:

  • операционная деятельность 2,3 млрд (рост в 11 раз г/г). Именно столько денег поступило в компанию за полгода. Основные драйверы: рост продаж и погашение дебиторской задолженности (клиенты платят по договорам).
  • инвестиционная деятельность -1,74 млрд (рост в 4 раза г/г). Рост произошел за счет предоставление займов в размере 1,4 млрд. В отчете сказано, что займы выданы связанным сторонам, но не уточняется кому. На кап затраты потрачено 0,36 млрд.
  • финансовая деятельность 0,19 млрд (на уровне прошлого года).

На диаграмме виден хороший поступательный рост операционного денежного потока.

Дивиденды.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

Астра недавно утвердила дивидендную политику, привязанную к чистому долгу. При ND/EBITDA < 1 планируется выплачивать не менее 50% от ЧП.

Исходя из этого, вклад первого полугодия минимум 2,6₽ на акцию или примерно 0,7% годовых. Но учитывая, что второе полугодие будет значительно результативней, за весь 2023 год можно ориентироваться на 11₽, это примерно 3% доходности. Дивиденды низкие, т.к. это скорее некий бонус. Астра — это компания роста, и основную отдачу стоит ожидать от роста курсовой стоимости акций.

Риски.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?
  • Иностранные вендоры. Доля их ПО в РФ до сих пор огромна. Это сильные конкуренты — лидеры мирового рынка. Сейчас Астра пытается заместить продукцию таких известных иностранных брендов как: Microsoft, Oracle, IBM, Red Hat и т.п. В случае геополитической разрядки есть риск, что они перестанут терять долю рынка. Также есть некоторая угроза со стороны разработчиков дружественных стран.
  • Конкуренция внутри РФ. И хотя у Астры уже есть определенный задел и преимущества, нельзя исключать обострения конкурентной борьбы.
  • Снижение господдержки. С 2025 могут вернуть налог на прибыль, который сейчас обнулен.
  • В будущем не исключены новые доп эмиссии, которые будут размывать долю акционеров.
  • Не понятно, кому и под какой процент выдаются большие займы. И какой риск их невозврата.

Мультипликаторы.

По мультипликаторам, из-за ожидаемого значительного будущего роста, компания оценена дорого. Но всё-таки мультипликаторы ниже, чем у компании Позитив (POSI), которая более-менее сопоставима по виду деятельности:

  • Цена акции = 333₽
  • Капитализация = 70 млрд (у Позитива 162 млрд)
  • EV/EBITDA = 24 (у Позитива P/E = 27)
  • P/E = 21 (у Позитива P/E = 30)
  • fwd P/E 2023 = 14,5
  • P/S = 9 (у Позитива P/S = 12)
  • P/B = 43
  • Рентабельность по EBITDA = 38% (у Позитива 45%)
  • ROE = 200%, ROA = 50%
АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?

IPO.

АСТРА (ASTR). Стоит ли участвовать в IPO?
  • Схема размещения cash-out, т.е. продажа основными акционерами (Фролов Д.В. и Сивцев И.И.) своей доли.
  • У компании 210 млн акций. В рамках IPO будет предложено до 5% акций (10,5 млн). Это небольшая доля, поэтому нельзя сказать, что текущие акционеры решили «выйти в кэш» на хаях. Также у компании нет долга, который нужно срочно закрывать продажей акций. Пока это больше похоже на то, что у акционеров долгосрочные стратегические планы по развитию бизнеса и увеличению его стоимости. В том числе менеджмент заявляет о заинтересованности в росте акций, попадании в индексы и т.п..
  • Диапазон цены: 300₽-333₽ за акцию.
  • По плану заявки принимаются до 15:50 мск 12.10.23.
  • Если спрос превысит предложенный объем акций, то 10,5 млн акции будут равномерно распределены между заявками.
  • IPO поможет компании повысить узнаваемость и статус, выйти на новый уровень. Это большой плюс в работе не только с потенциальными заказчиками, но и с партнерами. Также Астра сможет реализовать программу мотивации персонала, привязанную к росту акций.

Выводы.

Астра — один из российских лидеров в области разработки инфраструктурного ПО.

Компания выиграла от текущей геополитической ситуации и трендом на импортозамещение в сфере IT. Текущая доля Астры от рынка ОС российских разработчиков 75%.

Перспективный рынок оценивается в 270 млрд/год до 2030г. Ожидается рост продаж российских разработчиков на 31% ежегодно.

Финансовые результаты Астры за 1П 23 отличные. Кратный рост всех показателей. Из-за сезонности бизнеса, показатели 2П 23 будут еще выше.

У компании отрицательный чистый долг.

Операционный денежный поток быстро растет.

Астра несмотря на статус растущей компании планирует выплачивать небольшие дивиденды.

Риски связаны с конкуренцией, возможными доп. эмиссиями и снижением поддержки со стороны государства.

Это компания роста, поэтому мультипликаторы высокие, но ниже чем у Позитива.

Цена на IPO явно недешевая, но в целом адекватна текущей ситуации. В цену заложен ежегодный рост финансовых показателей примерно на 30%-50% в течение ближайших 5 лет. Но текущие темпы роста в разы выше. Если вы верите, что повышенные темпы роста сохранятся хотя бы 2-3 года, то имеет смысл покупать акции по таким ценам.

Судя по большой раскрутке и привлечению институциональных инвесторов, спрос будет большой.  Я планирую поучаствовать в этом IPO примерно на 5% от портфеля акций. Напомню, что о всех своих сделках пишу в нашем телеграм канале.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

-----------------------------------------------------------

Благодарю за лайки и подписку на наши каналы:

★9
76 комментариев
Вообще, локализация линукса — это бизнес так себе, всё держится на гос подрядах, это не рыночная формация.
Но разогнать могут бумажку, хотя цена уже высокая.
avatar
Елена Moon, процесс запустили западные санкции и ограничения со стороны иностранных производителях ПО, типа Microsoft. Теперь вряд ли  гос структуры когда-нибудь к ним вернутся. Да и крупные компании, думаю тоже. Так что драйвер для масштабирования Астры запущен. Компании нужно этим воспользоваться.

avatar
Investovization, вы так уверены, что политический курс не поменяется никогда?
avatar
Ив Ив, причём здесь «никогда»?  В данный момент мне интересен горизонт 1-5 лет. На этом промежутке высокая вероятность сохранения текущего курса импортозамещения в IT.
avatar
Investovization, Если коротко, это завуалированный распил госбабла
avatar
Андрей, не без этого. Но также выручка идет и от крупного частного бизнеса, типа Лукойл и Фосагро. Да и потом, раньше эти деньги уходили Майкрософту и другим западным компаниям, а сейчас они идут на зарплаты наших айтишников и поддержку отрасли.Что же здесь плохого?
avatar
Investovization, ну на несколько лет да, согласен, будут импортозамещать госы. Собственно, я и сам сейчас несколько проектов делаю для госа под Астру и Либерику JDK прямо сейчас. А вот коммерческие компании особо никуда не торопятся, их вполне устраивает.
Что касается «на зарплаты наших айтишников» — полно бесплатных дистрибутивов Линукса, тот же CentOS и так ставили многие российские  компании. В чем для них плюс от перехода с бесплатного CentOS на платную Astra?
avatar
Ив Ив, плюсы их ОС я описал в статье. Главное, это СРЗИ (средства защиты), если Вы делали проекты для гос, то возможно, заметили как они относятся именно к защите. Кроме защиты, есть и другие плюсы, такие как экосистема и т.п. Ну и действительно, заказчику, особенно гос, проще сразу взять весь стэк ПО в одном месте с одним окном поддержки с полной взаимоинтеграциией, чем экспериментировать и брать ПО разных компаний. По поводу перехода частного бизнеса, это тоже происходит, и главная причина — уход Майкрософт, который перестал продавать лицензии. Аналогично и другие западные вендоры. Трудности есть даже в переводе им денег из РФ за их продукты. Конечно миграция IT на другой ландшафт — это всегда геморрой, но похоже, что все потихоньку осознают, что все равно придется это делать.
avatar
Investovization, как раз у компаний вроде Лукойла трудностей с переводами нет никаких, через зарубежный филиал любые оплаты и покупки можно провести.
Главный плюс Астры — действительно, наличие кучи сертификаций ФСБ с разными продуктами, госам это критически важно но не «частникам», и насчет «осознания» я бы сильно поспорил. Частные компании с экспортным бизнесом и филиалами за рубежом со связки SAP+Microsoft+Oracle никуда слезать не торопятся.
avatar
Ив Ив, для частников безопасность тоже важна. Потом, у того же Лукойла куча дочек и т.п., у которых есть проблемы с оплатой за рубеж. Да, SAP конечно еще рулит, но 1С явно постепенно отвоёвывает позиции. И думаю, что будущее в РФ именно за отечественным ПО. Тренд  уже задан давно и последние события его только укрепляет. Доверие к иностранному ПО уже подорвано сильно, восстановить его будет сложно.

Но для Астры первостепенная задача — это окучить гос сектор и гос компании. Если сделают хотя бы это, то думаю, что это уже оправдает участие в IPO.
avatar
Investovization, будущее РФ — такая штука, о которой вообще далее чем на несколько лет лучше не задумываться, слишком много непредсказуемых сюрпризов может быть. Например, под термином «отечественное ПО» может вдруг оказаться китайское ))
avatar
Ив Ив, да, к сожалению, сейчас что-то планировать надолго в РФ, — это занятие неблагодарное. Но с другой стороны, как раз из-за этого возникают повышенные риски, которые по идее, должны монетизироваться. Т.е. если мы сейчас в трудное время ставим на рост отечественного ПО, то по идее, в случае, если мы угадаем, то должны получить большой доход. Но к сожалению, премия к цене АСТРЫ не такая уж глобальная… Теперь по поводу «китайского». На самом деле их операционная система, — это действительно, не отечественная разработка. Но код открыт, т.е. любой разработчик в мире может создать такую же ОС и довольно быстро. Я писал в статье, в чем главное  преимущество АСТРЫ. В первую очередь это действительно отечественные средства защиты. Которые  пока ценятся только у нас. Плюс доработки в части интеграции с различным железом и софтом.  В общем, АСТРА взяла готовое решение и сейчас накручивает на него свои доработки. Но с другой стороны, наверно чем глубже процесс доработок, тем ОС более уникальна и более «отечественная». В общем, весь код у них есть, разработчики отечественные, деньги от продажи пока остаются в РФ. Поэтому, думаю, можно смело ее называть «российской ОС».
avatar
Investovization, с точки зрения что пользователя, что программиста, разницы между Астрой и тем CentOS никакой — те же самые команды и библиотеки. Всякие sudo-chmod-cat-ls-ps-cd-apt работают как везде.
Есть нюансы инофобеза, критичные для соответствия ГОСТ, но за пределами госструктур РФ они никому не интересны.
avatar
Ив Ив, пусть хотя бы для начала окучат гос структуры и гос компании. Это уже дофига… А дальше видно будет.
avatar
Ив Ив, нюансов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Кривой самописный оконный менеджер, например.
avatar
Investovization, Отечественное ПО рано или поздно скатится до уровня жигулей.
avatar
Alexander, к слову, это не совсем отечественное, т.к. в основе лежит открытый код. Потом, не понятно, в связи с чем у вас такое мнение. Программный код сильно отличается от автомобилестроения. И наши программисты ценятся во всем мире. В общем, я бы не был так категоричен.
avatar
Investovization, из плохого — низкое качество программного обеспечения и как следствие — низкая производительность труда всех, кто вынужден с этим работать. Знаю не понаслышке. Переход из-под палки на линукс, тем более, мягко говоря, кривоватый, создаёт массу проблем программистам, наладчикам, пользователям и отнимает их силы и время.
avatar
Tony_M, возможно. Но других вариантов всё равно нет. Поэтому сейчас покупают именно ее. В последствии, возможно, АСТРА оптимизирует критичные процессы, всё-таки штат разработчиков немаленький.
avatar
Investovization, альтернативы есть, например, Альт Линукс. Тоже не бог весть что, но по мнению it-сообщества, всё же более зрелая система.
avatar
Tony_M, да, есть такая альтернатива. Но по данным Астры, рынок ОС именно под ними. Не знаю почему, возможно, у мажоритарного акционера есть административный ресурс, чтобы продвигать именно их ОС.  Также у Астры есть экосистема. Штат разработчиков в 10 раз больше. И на счет СрЗИ не знаю, насколько у Альта хуже или лучше, но Астра гордится своим модулем, говорят, кучу времени и денег потратили на разработку. В общем, понятно, что текущая IPO — это некоторая лотерея.  Если тема выстрелит, то за 1-3 года акции могут вырасти в 2 раза. Тут уж каждый сам решает. Главное не входить на все деньги.
avatar
Стоит ли участвовать в IPO — нет
Лидирующий российский разработчик — нет
Есть ли конкурентное преимущество — нет, это вынужденное решение «сделать вид импортозамещения», по типу китайского москвича


avatar
NSA, конкурентное преимущество все-таки есть. Оно образовалось из-за санкций и ограничений. Плюс полная поддержка от государства. Задача Астры — быстро импортозаместить весь рынок РФ. Для этого сейчас есть все условия.
avatar
NSA, наверное, инвесторы довольствуются своими +30% после размещения.
avatar
Dars, было бы неплохо.
avatar
Я участвую. Про позитив тоже говорили что не стоит участвовать. Послушал упустил выгоду. Вообще не кого не слушайте делайте себя сами.
avatar
РАВ123321, согласен
avatar
Astra Linux эксплуатировал лично, 2 разные версии. Общее впечатление — весьма положительное. Жаль, не имею представления о другом ПО, упомянутом в обзоре.
Если посмотреть на итоги IPO на мосбирже за несколько последних лет — у большинства «выходцев» на IPO картина графика идентичная: это гипербола, в лучшем случае — парабола. Отсюда вопрос — а стоит ли участвовать, если после выхода на биржу, в большинстве случаев, можно купить дешевле?
avatar
variantolog, я не знаю будущего. Поэтому куплю немного на ipo. Если потом акции упадут, то возможно, докуплю еще.
avatar
какой лютый пиар этого дерьма из каждого утюга.

держитесь подальше
avatar
jin, было бы здорово, если бы вы как-то аргументировали свое мнение. Тогда возможно, я бы и сам не участвовал в IPO. А то огульно можно всех дерьмом называть, думаю, что это не добавляет конструктивизма. 
avatar
Investovization, была тема, там в комментариях все написано smart-lab.ru/blog/948048.php

огульно я ничего никогда не говорю, даже в интернете.
а если люди дерьмо, я им и в глаза говорю.
этим, кстати, говорил ;)
avatar
jin, почитал. Но не вижу концептуальных проблем. Технические вопросы возникают при разработке любого ПО. Не бывает идеальных программ, бывают плохо протестированные. Постепенно, компания будет  исправлять ошибки и нарабатывать экспертизу. Не могу принять это  как аргумент в пользу отказа от участия в IPO.
avatar
Investovization, можно оценить скорость наработки экспертизы тут и у Canonical, RHEL, MS, etc.
avatar
bwc, думаю, что это детали, которые напрямую не должны влиять на принятие решение по участию в IPO. У компании сейчас большой шанс, благодаря тренду на импотозамещение и господдержке. У Астры в целом готовый продукт, который уже инсталлирован на 2,5 млн устройств. Сейчас нужно непрофакапить шанс и масштабировать еще на десятки миллионов. Попутно нужно продавать продукты экосистемы, делать новые программы, плюс усиленно развивать компетенции и качество разработчиков. Это технические моменты, которые решаются регламентами, методологиями, контролем качества и т.п. Просто нужно максимально наладить рутинную организацию производственного процесса. Это же поможет экономить на издержках.
avatar
Investovization, я ж говорю — лютый пиар.

скам дедетектед
avatar
jin, на основании чего вы делаете такие выводы? с ваше стороны видно необоснованное поливание дерьмом. На мой же взгляд, акции стоят недёшево, но потенциал роста тоже есть. Из-за сложившейся ситуации перспективы у компании явно есть.
avatar
jin, то же самое Вы бы сказали про Windows 1.0 и Microsoft ровно 40 лет назад, в 1983 году. И ошиблись бы.
Возможно, Астра только в начале своего пути.
avatar
variantolog, да, согласен. Теоретически, у Астры есть шанс стать российским Майкросфтом. Все в руках менеджмента и мажоритариев. 
avatar
variantolog, ровно 40 лет назад были  MS-DOS и NIX-системы и Windows 1.0  с графическим интерфейсом как глоток воздуха, АСТРА ничего нового не привносит, хотите — участвуйте но не говорите потом что вас не предупреждали.
avatar
Эдуард, никто не говорит про что-то новое. Даже больше: Астра особо ничего не разработала, а взяла готовое открытое ПО и просто подкрутила защиту и доп функционал. Здесь фишка в другом: иностранные вендоры не хотят работать в РФ, поэтому нужно их импортозаместить. И так фишка легла, что у Астры есть конкуретные преимущества над другими аналогичными ОС. Поэтому перед ними открываются неплохие перспективы. Но опять же акции стоят довольно дорого, и я не удивлюсь, если они через год будут стоить  дешевле.
avatar
Investovization, так в этом и проблема, сейчас вроде как запрет на использования бесплатного ПО без нарушения лицензии снят с госучреждений, так эта астра ни кому не нужна будет, т.к. любая компания сможет сделать свой билд.
avatar
Федор Ели, попробуйте сделать. Его нужно оснастить СЗИ + обеспечить работу на любом железе и интеграцию с основным софтом заказчиков. Плюс желательно иметь такую же экосистему… Астра на текущий момент уже активно внедряется в гос структуры и гос компании. Так что это по факту становится эталонным решением, которое все тиражируют.
avatar
Investovization, вы работали с этим софтом? Там ещё лет 5-10 импортозамещения такими темпами, да вообще, все импортозамещения просто уход на веб версии продуктов, но ни как не написание софта под астра
avatar
Федор Ели, нет, я не работал и их софтом, но тут люди писали, которые его тестировали, и мнение у них не плохое. Повторю, их ОС работает уже на миллионах устройств, не думаю, что там какие-то критичные проблемы. К слову, таже винда не идеальна и у нее свои косяки и узявимости. Полагаю, что Астра обеспечивает работу основного функционала. На данном этапе этого достаточно. 
avatar
Эдуард, о каком глотке Вы говорите, Вы это «чудо» видели? В 1983 году Windows была именно тем, чем её назвал выше jin — блокнот, калькулятор, календарь, да часы, и всё это в текстовом режиме. При этом на большинстве средних компьютеров это чудо жутко тормозило, насладиться им комфортно могли только обладатели мощных дорогих (по тем временам, конечно) компьютеров.
Как тогда, так и потом на протяжении последующих лет, Microsoft успешно решала лишь одну задачу — первой успеть выпустить на рынок  какое-то ПО и убедить всех, что ОНО им очень надо.
Билли прекрасно понимал, что пока он будет делать из говна конфету, сливки закончатся.

У Астры другой путь — взяли чужие наработки, и делают из них свою конфету — тоже путь развития. Главное, чтоб стоимость добавляли, а не видимость.

avatar
Все хотят участвовать, все блоги, телеграм каналы, все призывают в этом участвовать. Но когда-нибудь все сразу становились богатыми?
avatar
Iskanderravilov, тупо массовый скам
avatar
Iskanderravilov, я в целом не призываю. Но как описал в статье, ситуация показывает, что вроде несмотря на высокую цену акции, потенциал роста еще  есть. Потом не думаю, что «все» будут в этом участвовать. Тем более количество акций в любом случае ограничено. А повышенный спрос косвенно указывает на то, что после размещения акции могут сразу резко вырасти. Потом участие в IPO точно не сделает вас богатым. Лично я планирую поучаствовать на 5% от портфеля. Поэтому рост даже на 100% (а это у меня максимально целевой рост в среднесрочной перспективе) не окажет на меня серьезного влияния. И я думаю, что так у всех. Вряд ли кто-то из физиков вложит в эту компанию сразу сотни миллионов.
avatar
После IPO подождите 1-2 недели инсайдеры начнут тарить по 150-180 
Лютый Комерсант, не очень понял, кто им будет продавать за такую цену. Но если такая цена установится на бирже при текущих неизменных сценариях (т.е. не будет  сильно негативных новостей), то полагаю, что нужно будет покупать большими объемами.
avatar
Как вариант, IPO нужно владельцам для 'рыночной' оценки (сильно завышенной), чтобы продать бизнес крупной госструктуре. Например в холдинг Ростеха. Где он и сгинет, как всё до чего, Ростех дотянулся.
Людвиг ван Биткоин, теоретически, конечно возможный сценарий. Вообще один из рисков, — это неизвестный менеджмент и его планы. Но опять же смысл Ростеху это покупать по высокой цене тоже не очень ясно. Разве что отмыть гос средства… Вообще, при желании, они могут быстро склепать свою ОС с таким же функционалом, это получится значительно дешевле. И можно продавить гос сектор покупать уже их операционку, тогда на Астре можно крест ставить… И вообще этот бизнес наверно ближе к Ростелекому, ну или к ВК. В общем такой риск есть, но пока мне кажется, что у менеджмента Астры есть административный ресурс, который дает им доступ к гос заказу. И перспективы рисуются такие, что бизнес через пару лет может стоить и раза в два дороже. А там можно будет продавать уже в рынок через SPO.
avatar
Людвиг ван Биткоин, это и так псевдогос, см. то, что я писал в теме мартынова — ссылка выше.
а нужно это для банальной вещи — у верхнеуровневой лавки под конец года всегда кассовый разрыв, операционные расходы гигантсткие, т.е. деньги нужны просто, чтобы тупо пожрать.
avatar
jin, это абсолютная ложь. У компании сейчас отрицательный чистый долг. Денег достаточно для покрытия всех ближайших обязательств. Кроме того, во втором полугодии будет основной вал продаж, т.к. это выраженный сезонный бизнес. Кроме того деньги пойдут в карман мажоритария, а не на баланс компании. Если вы не разбираетесь в теме, то не вводите людей в заблуждение.
avatar
Их продукт не конкурентоспособный, т.е. пустышка 
avatar
Федор Ели, судя по заявлением менеджмента Астры, вы не правы. Как раз конкурентов у ОС АСТРА на данный момент в РФ для гос структур и гос компаний нет. Именно этим объясняется фантастический  текущий рост и высокие ожидания.
avatar
Investovization, нет конкурентов? так тем более говно, которое уйдет на второй план, если появится альтернатива
avatar
Федор Ели, это не исключено. Если например, Ростелеком, ВК или тот же Сбер за это возьмутся, то да, появится конкуренция и ситуация может изменится.
avatar
При таких мультипликаторах зачем туда лезть? Не легче ли добавить в портфель Сургута/Звербанка/Лукойла?
Crossz, я в конце написал, что высокая цена включает рост показателей на 30-50% в год в течение 5 лет. Сейчас компания растет темпами в 2-3 раза в год. Поэтому если высокие темпы сохранятся, то акции могут расти намного быстрей. Т.е. здесь есть шанс на «иксы», в отличии от сургута, сбера и луки. Но естественно, не стоит брать Астру на всю котлету. Лично я хотел бы купить на 5% от портфеля акций.
avatar
Investovization, это очередной распил бюджетных денег, кончится это как всегда…
avatar
Федор Ели, может и так. Но это в данном случае тоже неплохо. Раньше эти деньги уходили на запад, и ослабляли рубль. Теперь они идут на зарплаты разработчиков и остаются внутри РФ.
avatar
Лучше, подождать чуть. Зачем спешить. Рынок даёт возможность всегда. Из последних: spo ТМК, soft, причём времени достаточно… А спешка нужна в другом. Непонятны займы, если откаты, то невозврат. На рынке достаточно щас идей. Акции роста на нашем рынке фуфло, когда круг покупателей ограничен.
avatar
HYG1978, т.к. будущее неизвестно, вполне вероятен сценарий, когда после открытия Астра пойдет вверх без отката. Поэтому, лично я куплю немного в IPO. А потом, если акции снизятся (без серьезных причин), то буду докупать. А насчет идей, на самом деле в акциях я особых идей сейчас не вижу. Разве что нефтегаз еще более менее адекватно стоит, но здесь налоговые риски высокие. 
avatar
Investovization, я же никого не призываю не покупать, считаю, что большая вероятность купить ниже. Сами пишете, что дорого, акция роста, значит можно зарезервировать сумму и посмотреть. Тот же позитив можно было набрать с рынка, времени было достаточно
avatar
HYG1978, да, с Позитивом было много моментов. Согласен, высокая вероятность, что здесь тоже будут шансы. Посмотрим.
avatar
Investovization, наоборот, на мой субъективный взгляд, здесь вероятность купить ниже IPO очень низкая. Гляньте даты на полном графике Позитива. Два нисходящих тренда в самом начале, в течении шести месяцев. На самом деле, там должен быть только один. Второй нисходящий начался в конце февраля 2022 — СВО. Теперь добавьте сюда трудности инвестирования в западные бумаги российским инвесторам с большими деньгами и вдруг подвернувшаяся возможность вложиться в технологии. Акции Астры могут подешеветь только по глобальным причинам. На горизонте политических новостей, такие причины не просматриваются. Впрочем, наблюдается всё больший рост зарплат в ай-ти сфере и растущая потребность в спецах, что в принципе может стать причиной замедления роста Астры.
avatar
Артур, да я же не спорю :) я пару комментов выше писал, что сам хочу поучаствовать в IPO. Если потом акции упадут (причин может быть куча), то возможно, докуплю.
avatar
С дуба рухнули при выручке даже до 10 млрд далеко не дотягивающей оценивать в 60)))) 

две цифры посмотрел — и смело в помойку этот бред 
avatar
alexshein1977, тут нужно комплексно смотреть. И не только текущий момент, а будущий денежный поток. Это компания роста, поэтому текущая цена акций действительно высокая. Но если они будут расти такими же темпами еще 2-3 года, то текущая цена будет уже более чем адекватной.
avatar
Investovization, с чего им расти? Это НЕ рыночная компания, гос и около гос подряды, они не с частных клиентов зарабатывают.

Вот пусть докажут свои темпы роста вырастут, и когда оценка станет адекватной — тогда и можно будет подумать о покупке. 

В настоящих условиях продавать историю типа роста — три раза ХА.

avatar
alexshein1977, что вы от меня хотите услышать? :) я сделал анализ доступной информации и подробно изложил его в статье. ДЛЯ СЕБЯ  сделал вывод, что в случае позитивного сценария, имеет смысл участвовать в IPO. Риски разумеется есть, поэтому если покупать акции, то на небольшую часть портфеля. Если вам не интересно, то просто не участвуйте и ждите доказательств темпов роста. Возможно, их и не будет. А возможно, акции со старта улетят на 30-50% и больше никогда не вернутся к ценам размещения. Возможно все, поэтому гадать не будем, а просто посмотрим, торги уже скоро начнутся. Я сделал небольшую ставку, поэтому смотреть будет интересней.
avatar
ДА ЧЕРЕЗ 2 НЕДЕЛИ ПОСЛЕ АЙПИО

теги блога Investovization

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн