Блог им. Ivan777
OZON отчёт за 2-й квартал.
С августа прошлого года котировки ОZON выросли уже на 150%, и недавно достигли цены IPO. При этом с тех пор бизнес значительно масштабировался и даже впервые показал чистую прибыль, а не убыток. Что принёс для компании второй квартал?
Очередной квартал темпы прироста выручки увеличиваются. При этом на вопрос о том, почему Wildberries растёт планомерно, а OZON урывисто, то большими темпами, чем главный конкурент, то меньшими, финансовый директор Игорь Герасимов ответил так:
“В структуре рынка есть два очень крупных игрока, и есть остальные намного меньше. Они и будут меньше не потому, что они какие-то там плохие или хорошие, а потому что первые два не будут сидеть сложа руки. И уже не столь важно кто будет условным “№1” OZON или WILDBERRIES. Если мы будем больше Wildberries, они будут огромной компанией всё равно, равно, как и наоборот. В какие-то промежутки времени одна компания будет расти быстрее другой, в какие-то наоборот. Обе компании уже огромные, чем-то эта история уже начинает напоминать ситуацию в ритейле с X5 и Магнитом”
Убыток за период составил 13,1 млрд рублей во втором квартале 2023 года по сравнению с убытком в 7,2 млрд рублей во втором квартале 2022 года прежде всего из-за курсовых разниц и роста финансовых расходов.
А вот всеми любимый GMV во втором квартале 2023 года, взлетел на 118% год к году. Во главу угла благодаря росту заказов: их количество увеличилось на 131% год к году.
Средняя цена заказов непродовольственных товаров около 700 рублей, что выглядит очень доступно для среднестатистического россиянина и тем более со всеми инфляционными издержками и сильно возросшем потребительском кредитовании. Масс-маркет как раз выигрывает больше от всех этих историй, нежели лакшери сегмент.
Если смотреть в будущее, то большой источник роста, дальние города России и посёлки городского типа, где нет обилия оффлайн магазинов с широким ассортиментов товаров. Альтернатив у людей живущих там попросту нет, а покупать тоже хочется.
Компания уже имеет 40 млн. активных клиентов. Трафик получаемый от онлайн рекламы на условном Яндексе, практически себя исчерпал по словам Герасимова. Издержки в этом направлении будут сокращаться, что вполне логично, невозможно рассчитывать, что ты сможешь извлечь больше трафика с канала, чем он может тебе дать. Не может не радовать, что компания думает о возврате на инвестиции и не раскидывает кэш во все окна, а следит за эффективностью от рекламы. Сейчас уже акцент делается на охватный маркетинг, с целью рассказать о бренде, как можно большему числу человек из целевой аудитории.
Более того помимо расходов на рекламу у компании есть и доходы от рекламы, OZON тоже выступает, как рекламная площадка. За последний квартал было заработано порядка 14 миллиардов рублей, что превышает расходы на рекламу.
Если смотреть в проценте от GMV, то расходы на маркетинг всего 2%, год назад доля была 4%, и это при том, что сами расходы на маркетинг выросли на 21%. Расходы на технологии и контент также подросли, это всё отразилось на маржинальности во 2-м квартале, но EBITDA цепляется за положительную зону. Выбор в пользу темпов роста.
Со свободным денежным потоком также всё хорошо. Операционный денежный поток составил 10,8 млрд рублей во втором квартале 2023 года по сравнению с чистым оттоком в 5,4 млрд рублей во втором квартале 2022 года в результате положительного эффекта от оборотного капитала, вызванного изменениями в кредиторской задолженности.
Долговая нагрузка по-прежнему не способна вызвать чувство тревоги, даже у самого мнительного инвестора.
В заключение нельзя не обойти стороной влияние курса рубля на бизнес OZON. Прямого сильного влияния, как скажем на экспортёров — нет. Но любая курсовая волатильность несёт неопределённость для бизнеса и особенно усложняет планирование для продавцов-импортёров на маркетплейсе. Также можно прогнозировать отток рабочей силы, при дальнейшем ослаблении рубля, что увеличит издержки компании и комиссии для продавцов.
Да и ещё помните весной была потрясающая новость: «Почта России» предложила Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд рублей, выплачивать в пользу госкомпании инфраструктурный платёж в размере 0,5% от квартального оборота товаров.
Зачем самой рентабельной компании в мире потребовалась финансовая помощь от частных маркетплейсов не понятно, но шутки шутками, а разговоры об этом потихоньку идут и, вполне вероятно, куда-то придут. Сама мысль, что крутые и растущие бизнесы должны покрывать убытки Почты… ну, даже комментировать не хочется.
ЧТО ДЕЛАЮ Я: Долгосрочный позитивный взгляд на OZON я сохраняю. По-прежнему фокус на рост и увеличение доли рынка, со временем он будет смещён в пользу рентабельности, но всему своё время. Продолжаю удерживать расписки OZON, на коррекции подумаю об увеличении позиции. По редомициляции комментарии скромные: “Мы стремимся, но комментариев не даём”. В принципе сейчас многие дают сдержанные комментарии по этому вопросу, но телодвижения определённо начались.
ТГ: t.me/naked_money