С 2019 каждый год анализирую
основной стратегический документ Банка России. Одна из целей — вычислить курс рубля, который закладывается в сценарии, но не афишируется.
🧮 Курс USD можно оценить из динамики импорта. Два условия — импорт в рублях практически никогда не падает и его доля в ВВП относительно стабильна (исключение — 2022). В 2023 импорт товаров и услуг восстановится до средних значений 20%+ ВВП после провала в 2022 до 16% ВВП.
Точкой отсчета взял курс 83 руб. за USD в среднем за 2023. Такой курс сложился бы, если во II п. курс был 90, как в июле, когда Банк России представил базовый сценарий прогноза. В будущем в моделях Банка России ослабление рубля продолжится во всех сценариях. При этом, в двух сценариях при нефти Urals $50-55/bbl даже планируется увеличение резервов в 2024 — на 2 и 5 млрд USD, причем больше при более низкой нефти и более слабом курсе.
📊 Базовый и альтернативные сценарии отличаются ценой нефти, инфляцией и ключевой ставкой.
Удивительно, что предпосылки сценариев и они сами безнадежно устарели за месяц. Нефть уже выше $70/bbl, а курс ~100 руб. за USD. Такой курс должен быть в 2024 при реализации самого рискового сценария с мировым кризисом и ценой нефти $40/bbl (и $30 в 2025). Что должен делать в этом сценарии Банк России — продавать валюту на $20 млрд в год и поднимать ставку до 13% в среднем, потому что инфляция ускорится до 12%.
Что интересного в ОНЕГДКП
2024-26 в сравнении с
2023-25 и ранее:
📌 Снова изменился формат цели по инфляции. В 2021 решили поддерживать «вблизи 4% постоянно», в 2023 вернули «вблизи 4%», но теперь не инфляция должна быть постоянной, а цель по инфляции действует «на постоянной основе».
📌 «Ценовая стабильность» остается основным рецептом как для роста, так и трансформации экономики. После исчезновения в 2022 вернулось слово «макроэкономическая стабильность», под которой понимается «ответственная и сбалансированная бюджетная политика с опорой на бюджетное правило»
📌 Убрали (за неактуальностью?!) врезки об ограничениях на потоки капитала и о нетрадиционных мерах ДКП. Указали, что могут проводить операции на валютном рынке и вводить меры по ограничению движения капитала только для поддержания финансовой стабильности. Раньше предполагалась и другая цель – «стабилизация платежного баланса». Говорим о проблеме с таймингом поступления валютной выручки, но зачем-то себя ограничиваем. И пишем, что ограничения на потоки капитала негативно влияют на потенциал роста экономики: —
Беги-беги, капитал, это хорошо для страны! Кстати, отток капитала Банк России явно недооценивает — текущий счёт $26 млрд в 2023 и далее достигнут за 7 мес.
📌 Записали о риске исчерпания ликвидной части ФНБ, что возможно лишь в самом рисковом сценарии и длительном периоде низких цен на нефть $30-40/bbl. За одно напугали экспортеров увеличением налогов в нефтегазовом секторе. Видимо, чтобы они меньше экспорта и валютной выручки показывали. Не зря после пресс-конференции
А.Заботкина ослабление курса ускорилось.
📌 Указали на выдуманные риски роста процентных расходов (+0.5 трлн в год) и госдолга выше 20% ВВП. Интересные метаморфозы происходят с «премией за риск» — в 2022 она исчезала, а в 2023 — вернулась в документ.
📌 Повысили оценку долгосрочной нейтральной ставки на 0.5% до 5.5-6.5%. Перевесила мировая нейтральная ставка и страновая премии за риск, хотя раньше писали, что их влияние стало опосредованным.
📌 Снова существенно изменили схему трансмиссионного механизма. Убрали большинство красных элементов, которые были включены в прошлом году – ограничения операций, спекулятивные сделки, неопределенность, которые раньше влияли на курс рубля (а сейчас нет?). В схеме курс рубля влияет только на экспорт и импорт, но ни на ожидания, ни на цены напрямую.
📌 Важно, что при всех сценариях более чем в 1.5 раза растет денежная масса и кредит за 4 года. А значит будет топливо для роста фондового рынка и минимум рисков финансовой стабильности.
Другие сравнения текущего и прошлых документов собраны в 👉
Google Docs
@truevalue
Не понимаю я чего-то в этой жизни…