Блог им. i_shuraleva
В это воскресение будет ровно 2 месяца с того момента, как страны Запада ввели потолок цен на российскую нефть.
Уже можно подвести первые итоги.
Разнее на Смартлабе уже была статья на эту тему.
Цитата из статьи:
Лично мне казалось, что вводить ценовой потолок — редкостная глупость. Реализовать такое просто невозможно. Но товарищи поверили в себя и решили, что задача им по плечу.
Пришло время проверять, сбылись ли прогнозы.
Содержание:
В декабре мы видели немало негативных для нашей страны новостей. Блумберг заявлял, что экспорт российской нефти резко сократился, а Минфин докладывал, что средняя стоимость на российскую нефть значительно ниже потолка.
Посмотрите, как драматично выглядел экспорт российской нефти в декабре по данным Блумберга:
Действительно, в моменте падение впечатляло и вселяло пессимизм.
Теперь разберёмся с каждым пунктом.
Данные того же Блумберга, но уже за 30 января 2023:
Как мы видим, объемы восстановились. В целом, экспорт нефти на хороших уровнях. Значит, РФ смогла найти и танкеры, и страховку, и покупателей.
При этом The Economist также подтверждает очевидное и совершенно не скрывает своего разочарования:
Мы обнаруживаем, к огорчению Запада и облегчению России, что новая “теневая” инфраструктура судоходства и финансирования является надежной и обширной. Вместо того чтобы исчезнуть, серый рынок готов расшириться, когда будет введен следующий набор санкций.
Флот, который Россия может использовать, чтобы избежать ограничения цен, в настоящее время насчитывает 360 с лишним судов, что эквивалентно 16% мирового запаса танкеров. Если бы все западные суда избегали российских баррелей с сырой нефтью, теневого флота все равно было бы достаточно, чтобы поддерживать экспорт российской нефти на текущем уровне
Вероятно, с этой частью домашнего задания российские нефтяные компании справились. А ведь сейчас — самое сложное время. Чем дальше, тем больше будет танкеров у теневого флота, тем лучше будет отлажена и отработана логистика.
Второй и очень волнительный вопрос — стоимость российской нефти.
Ранее неоднократно выходили заявления, что Россия поставляет нефть по цене, которая существенно ниже потолка.
Нагнетал даже Минфин:
Средняя цена на нефть Urals с 15 декабря 2022 года по 14 января 2023 года составила $46,82 за баррель — Минфин РФ
На первый взгляд, всё ужасно.
Но дальше выяснилось, что Минфин для целей налогообложения использует данные, предоставляемые агентством Argus. Хотя российская нефть уже официально в ЕС не поставляется, методика Argus с тех пор не изменилась. Значит, цифры неточные.
Россия поняла, что от старой методики нужно отказываться. Ведь нефтяные компании продают нефть существенно дороже, а из-за Argus они не доплачивают налоги в бюджет.
Вероятно, очень скоро мы увидим новую формулу:
Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть альтернативные способы расчеты цен на российскую нефть, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на источники.
И тогда Минфин начнёт нам сообщать настоящие цифры, по которым наши компании действительно продают нефть.
Сейчас точных цифр нет. Но правительство хочет установить для целей налогообложения дисконт в $10-15 к Brent или Dubai Crude:
Для начисления налогов могут использовать среднюю цену этих сортов нефти за вычетом дисконта. Его размер пока обсуждается, но в правительстве его оценивают в $10–15.
Видимо, они что-то знают. Точнее, они не могут не знать. Похоже, это и есть та цена, по которой на самом деле Россия поставляет нефть.
Кроме того, сокращение объемов добычи нефти не произошло. Значит, нефтяные компании понимают, как и кому они будут поставлять нефть. И цены там такие, что им по-прежнему выгодно это делать.
Ожидаемо, катастрофы не произошло. Видимо, сейчас мы переживаем самый сложный этап.
Да, понятно, что случилось падение маржи на фоне смены логистики и выхода на новые рынки. Вообще, выходить на новые рынке всегда непросто. И демпинг — оправданная стратегия на этапе захвата рынка. Вспомните Яндекс.Такси.
Да, у РФ не было своей транспортной инфраструктуры. И попытка причинить боль удалась. Но это — решаемый вопрос. Будут и свои танкеры, и свои трейдеры, и своя страховка, и пул постоянных клиентов.
Можно ли сказать, что проблем нет? Нет, нельзя так сказать. Мы видим, что дисконт всё-таки есть. А ещё у российских нефтяных компаний есть много дополнительных расходов на выстраивание логистики (танкеры и т.п.). Видимо, в 2023 году немало денег уйдёт туда. Я допускаю, что дивиденды в 2023 году будут ниже, чем нам хотелось бы.
Тем более, уже скоро будет и эмбарго на российские нефтепродукты. Мне пока не попадались экспертные мнения, где говорилось бы, что РФ справится с этим без проблем. Вероятно, именно из-за нефтепродуктов и будут основные проблемы. По крайней мере, первое время.
Но со временем проблемы будут решены.
Перелив нефти в море вырос на 61%.
Статья где трейдер Трафигуры пишет про среднюю 53 бакса не нашёл, но цифру помню точно. (данные на декабрь- середина января)
В марте обещают пересмотреть потолок цен...
Ну а через пару лет возникнет проблема с разведкой новых месторождений и соответственно добыча начнёт потихоньку схлопываться, как было в Венесуэле.
Есть такая компания ХУАВЕЙ, вот расскажите-ка ей как хорошо на неё повлияли санкции США и как она всё прекрасно пережила.
По нефтепродуктам посмотрим. Через 2 месяца проверим, как прошло. Допускаю что тут будет сложнее, да. Главный риск здесь.
Про разведку и добычу смешно вообще :) Наверняка для вас будет сюрпризом, но РФ умеет разведывать и добывать нефть самостоятельно. Да, есть отдельные сложные проекты, например, на шельфе. Но и тут работа идёт.
И да, Роснефть с 2024 года запустит Восток Ойл. У меня есть статья на эту тему. Там всё замечательно. Опасения только в том, где они найдут столько танкеров, чтобы всё это возить :) Потому что там объёмы огромные. Недостаток нефти нам не грозит еще очень, очень долго.