Блог им. Koleso
«Экспонента. Как быстрое развитие технологий меняет бизнес, политику и общество».
Цифровой паноптикум: алгоритмы карающие работников, считывание мозговых волн
и контроль через датчики.
Обзор книги «Экспонента». В 2021 году она названа Financial Times лучшей бизнес-книгой года в разделе «технологии».
КУпить книгу https://clck.ru/32r67A
По мнению автора, предпринимателя Азима Ажара, который стал инвестором Amazon и Microsoft, когда те еще были стартапами, и создал глобальную платформу Exponential View с аудиторией почти 200 000 человек, человечество вступило в период беспрецедентных и нелинейных изменений.
Это совершенно новая эра для политического, экономического и социального устройства нашего общества, и называет этот этап «Экспоненциальной эпохой».
(рис. Оглавление книги)
Мы сейчас наблюдаем экспоненциальный разрыв, при котором технологии развиваются настолько быстро, что общество не способно к этому адаптироваться.
Отсюда возникают многочисленные проблемы, связанные, в частности, с роботизацией труда, распространением социальных сетей и приемлемых методах в геополитических конфликтах.
Человечество как вид не слишком приспособлено к таким стремительным переменам. Когда в 2007 году Стив Балмер, CEO Microsoft, раскритиковал только что появившийся на рынке iPhone, сказав: «У него нет шансов завоевать значительную долю рынка», он «попал в экспоненциальный разрыв».
Это может произойти не только с крупными и мелкими компаниями, но и с обществом в целом.
Табельные часы позволяли работодателям отслеживать время прихода и ухода работников. Впервые табельные часы появились в 1880-х годах, а к началу века их было произведено около 9000.
У работодателей наконец-то появился инструмент контроля за своими сотрудниками.
Это были первые шаги к более научной, регламентированной, эмпирической системе управления людьми.
Со времен, способы управления работниками становились все более сложными.
Переломным моментом стало появление научной организации труда, пионером которой выступил Тейлор.
Тщательно наблюдая за происходящим на сталелитейном заводе — впоследствии его наблюдения стали известны как «исследования времени и движений», — он принялся количественно оценивать поведение человека на работе и использовать свои наработки для создания основ оптимизации производства.
Чтобы повысить производительность, проповедовал он, менеджеры должны все измерять, увязывать оплату труда и премии с результатами работы и разбивать сложные задачи на более простые.
В XX веке тейлоризм послужил основой для значительного роста производительности. Но в нем имелась и карательная составляющая, что привело к постоянному наблюдению за работниками, драконовским наказаниям для «отстающих» и общей тенденции относиться к людям как к машинам.
Правило тейлоризма гласит, что работник, за которым не наблюдают, — неэффективный работник. Со временем тейлоризм стал еще больше вмешиваться в жизнь работающих.
Наблюдении на рабочих местах усиливалось, «мало того что рабочие места… должны были быть спроектированы так, чтобы работники могли глубоко прочувствовать взгляд босса, добавление подобных методов тестирования сигнализировало о том, что босс действительно пытается проникнуть в голову сотрудника».
Это была классическая сделка XX столетия: вы получаете высокооплачиваемую работу с высоким уровнем безопасности, но взамен отказываетесь от своей независимости.
Однако к началу нового тысячелетия некоторые нормы стали меняться.
В технологических компаниях начали отказываться от тейлоризма, заменяя его большей свободой для сотрудников.
Поначалу казалось, что экспоненциальная революция ускорит долгий переход к менее карательной культуре на рабочем месте. Как раз в преддверии бума доткомов компании начали заботиться о своих сотрудниках. Исчезли серые кабинки, торговые автоматы и флуоресцентные лампы.
На смену им пришли кресла-мешки, бесплатные обеды и крафтовое пиво. Нормой стала возможность отвлечься — бильярдные столы, спальные капсулы, настольный футбол и еда по принципу «сколько хочешь и когда хочешь».
Ко второму десятилетию XXI века этот подход стал нормой.
Компания Asana, создавшая популярное приложение для управления командой, предоставляет своим сотрудникам органическую домашнюю еду, услуги коучинга и занятия йогой.
Компания Twilio, предлагает неограниченное свободное время и бесплатный массаж на рабочем месте два раза в месяц.
К 2017 году некоторые технологические организации стали оплачивать своим сотрудникам услугу замораживания яйцеклеток — процедуру, к которой могут прибегнуть молодые женщины, чтобы отложить рождение ребенка.
Это предлагают не только технологические компании: Goldman Sachs выделяет своим сотрудникам, которые лечатся от бесплодия или замораживают яйцеклетки, до $20 000 на человека.
Иногда казалось, что чем крупнее компания-суперзвезда, тем щедрее ее предложение. С 2009 года Netflix предоставляла своим сотрудникам столько времени на отпуск, сколько они пожелают — при условии, что они выполняли свою работу.
А Google стала пионером невероятно щедрых пособий по смерти: если сотрудник компании умирает, она в течение десяти лет выплачивает его оставшемуся в живых партнеру 50% его зарплаты, что необычно даже по стандартам экспоненциального века.
Но не все работают на компании, которые предоставляют свободу действий. И те же технологии, которые позволяют работать удаленно могут быть обращены против сотрудников.
В конце XVIII века философ Иеремия Бентам назвал паноптикумом (от древнегреческого — зрительный) придуманную им тюрьму, в которой каждый заключенный постоянно был виден со сторожевой вышки в центре комплекса.
Заключенные никогда не знали, следят ли за ними, — они могли оказаться под наблюдением в любой момент. И поэтому, согласно теории Бентама, всегда вели себя хорошо.
Сегодняшняя организация рабочих мест несколько напоминает цифровой паноптикум.
Поскольку каждое мгновенное сообщение, каждое электронное письмо и каждое обновление документа регистрируются, вы никогда не знаете, когда за вами наблюдают. И поэтому у вас нет другого выбора, кроме как вести себя хорошо.
Такие методы «слежки» становятся все более распространенными.
Многие компании сегодня используют системы распознавания лиц и настроения или разрабатывают программное обеспечение, которое оценивает степень вовлеченности и удовлетворенности сотрудников.
Эти устройства сканируют электронную почту, сообщения в Slack и даже выражения лица в поисках намеков на настроение работника.
Hitachi создал именные бейджи с датчиками, задача которых — измерять, с кем и как долго разговаривают сотрудники, отслеживать и замерять их перемещения, а также вводить эти данные в индекс «организационного счастья».
MS Office включает показатели «продуктивности рабочего места», которые мониторят, каким образом сотрудники используют повседневные приложения вроде Word.
По мере того как технологии становятся все более совершенными, они все больше посягают на внутреннюю жизнь работника.
Некоторые фабрики в Китае попали в заголовки газет из-за шапочек с функцией считывания мозговых волн с целью отслеживания эмоций и оценки концентрации внимания работников, чтобы регулировать продолжительность перерывов для снижения усталости.
Все чаще автоматизированные системы мониторинга используются еще до того, как человека берут в компанию — в процессе найма.
Компания Unilever использовала ИИ, чтобы сэкономить «100 000 часов на собеседованиях и около $1 млн на подбор персонала в год»: она делегировала проведение собеседований с потенциальными сотрудниками программам видеоанализа.
Отчет Gartner за 2018 год показал, что половина из 239 крупных корпораций отслеживают содержание электронной почты и аккаунтов в социальных сетях своих сотрудников.
Переход на удаленную работу только ускорил эту тенденцию, особенно в секторах, где «белые воротнички» сидели по офисам.
Проблема заключается не только в надзоре, но и в более широких формах автоматизированного менеджмента. Работники платформенных приложений все меньше влияют на то, как они работают.
Когда в 2016 году десятки гиг-работников Uber Eats собрались у офиса компании в южном Лондоне, чтобы выразить свой протест, дело было не только в низкой оплате труда. Они поставили под сомнение саму суть того, что приводит к успеху титанов гиг-экономики и особенно те компании, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров, — алгоритмический менеджмент.
«Мы люди, а не инструменты Uber», — скандировали они.
Этими людьми и миллионами других гиг-работников управляют компьютеры. Их работа тщательно отслеживается с помощью потока количественных оценок эффективности. У водителей, работающих на агрегаторы такси, есть всего 10–20 секунд, чтобы ответить на предложенную поездку, при этом они заранее не знают, куда ехать и на какую сумму могут рассчитывать.
Если они отказываются от слишком большого количества поездок подряд, их могут удалить с платформы. Это касается не только агрегаторов поездок.
Работу сотрудников склада, которые собирают вашу продуктовую доставку, координируют сканеры, сообщающие им, сколько у них есть времени на поиск каждого товара.
Водителей Deliveroo могут наказать, если они прибудут позже времени, рассчитанного алгоритмом, независимо от местных погодных условий или дорожных пробок.
Эта система управления похожа на тейлоризм на стероидах — со всеми дегуманизирующими отрицательными сторонами, но без соразмерной оплаты или стабильности работы.
Amazon больше заботится о роботах, чем о работниках. Только вот на этот раз у работников нет прежнего мощного рычага — коллективных переговоров. В ультратейлористских компаниях XXI века баланс сил значительно смещен в пользу боссов.
Компания Amazon ежегодно автоматически увольняет около 10% сотрудников за то, что они недостаточно быстро проводят посылки через систему.
Внутренние показатели производительности диктуют время обработки каждой заявки, чтобы наши заказы категории «прайм» были доставлены в тот же день. Но они также отстраняют работников от важных аспектов принятия решений и лишают их самостоятельности. Один разорвавшийся на конвейере пакет с чем-то жидким отнимет драгоценные минуты от целей, установленных алгоритмом, и станет еще одной черной меткой на пути к увольнению. А пакетов в час проходят сотни, и их повреждение не такое уж редкое явление.
Это парадоксально: те же самые компании, которые предлагают избранным столы для пинг-понга, крафтовое пиво и процедуры по замораживанию яйцеклеток, следят за другими с помощью алгоритмов.
Таково Янусово лицо работы в экспоненциальную эпоху.
Тот, кто хорошо образован и удачлив, процветает. Те же, кому не так повезло, могут оказаться в ловушке рабочего места с беспрецедентными карательными мерами.
P.S. Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.