Блог им. Koleso

Издержки и последствия энергетического кризиса в Европе растут. Несмотря на видимость, худшее еще впереди.

Издержки и последствия энергетического кризиса в Европе растут. 

Несмотря на видимость, худшее еще впереди.

Издержки и последствия энергетического кризиса в Европе растут. Несмотря на видимость, худшее еще впереди.

Всего пять месяцев назад, когда потоки природного газа из России резко сократились, нормирование и надвигалась экономическая разруха, Европейский Союз утвердил указ, предписывающий членам обеспечить заполнение своих газохранилищ не менее чем на 80% к 1 ноября. 

В конце концов, они побили цель. 

В настоящее время хранилище заполнено на 95%, и еще предстоит разгрузка газа с танкеров, простаивающих у берегов Европы.


Это не единственный признак того, что Европу ждет менее суровая зима, чем это казалось возможным всего несколько месяцев назад. 

Природный газ, который будет доставлен в первом квартале следующего года, продается по цене около 125 евро за мегаватт-час (МВтч), по сравнению с более чем 300 евро летом. 

Оптовые цены на электроэнергию в Германии, крупнейшей экономике Европы, упали с пикового уровня более 800 евро/МВтч в августе до менее 200 евро на этой неделе.


В результате опасения экономического кризиса не материализовались. Промышленное производство в Германии в сентябре выросло, а безработица оставалась стабильной на уровне 3%. 


Ранняя оценка роста ВВП ЕС в целом в третьем квартале по сравнению с предыдущим составила 0,2% — немного, но и не рецессия. Занятость продолжала расти. 

Розничные продажи также выросли, намекая на неустрашимых потребителей. 


Кризис в Европе закончился, даже не начавшись?

К сожалению, нет. 

Европейские политики щедро тратят средства как на получение альтернативных источников энергии, так и на защиту потребителей от высоких цен. Но энергетический кризис далек от завершения, и в Европе усиливаются разногласия по поводу того, как с ним справляться. 

Инфляция ускоряется. Огромный расход энергетических субсидий создает большие финансовые проблемы. А лихорадочная борьба за сохранение света отвлекла правительства от других неотложных дел. 

Кризис в Европе только начался.


Энергетика лежит в основе бед континента. Хотя оптовая цена на газ упала примерно до 125 евро/МВтч, еще в прошлом году она была ниже 20 евро. Проблемы, которые способствовали скачку цен на электроэнергию летом, включая остановку нескольких французских АЭС на ремонт и низкий уровень воды из-за засухи в реках и водохранилищах, питающих гидроэлектростанции Европы, сохраняются, несмотря на некоторое улучшение. 

А Россия по-прежнему продает газ странам Южной и Восточной Европы и на этой неделе пригрозила устроить еще больший хаос на энергетических рынках, прекратив поставки.


Раньше Россия обеспечивала 40-50% импорта газа в ЕС. 

В феврале Европа начала пытаться отучить себя от российского газа, хотя и медленно, так как не было легких заменителей. Но Россия резко сократила экспорт в июне и теперь поставляет лишь около 15% импорта в Европу. 


План ЕС по отказу от российского газа состоит из трех основных направлений. 

Первый заключался в том, чтобы получить как можно больше газа от других поставщиков и, таким образом, заполнить хранилище до потолка в надежде избежать физического нормирования на зиму. 

С этой целью Германия построила свой первый объект для импорта сжиженного природного газа (СПГ) в рекордно короткие сроки; он начнет работать в январе. 

Давно запланированные трубопроводы из Норвегии в Польшу и из Польши в Словакию открылись, помогая распространять газ по континенту. А европейские покупатели перебили потенциальных азиатских покупателей СПГ, чтобы накопить запасы на зиму.


Но до середины 2024 года не ожидается больших новых поступлений  газа. Так что в следующем году Европе снова придется конкурировать с азиатскими покупателями. Конкуренция может стать еще более жесткой, если спад в Китае из-за Covid-19 уменьшится. 

А в этом году Европа импортировала много российского газа до июня; 

в следующем году у нее будет больший дефицит. 

Таким образом, Европа (и Азия) столкнется с высокими ценами в течение следующих 18 месяцев или около того.


Отсюда второй элемент стратегии Европы: использовать меньше газа для выработки электроэнергии. 

Германия, где существует сильное антиядерное лобби, с опозданием и неохотно согласилась продлить срок службы своих последних трех реакторов, хотя и только до апреля. 

Несколько законсервированных угольных электростанций снова заработали, несмотря на связанное с этим загрязнение. А правительства по всей Европе пытались ускорить развертывание возобновляемых источников энергии, используя, например, снижение налогов в Бельгии и Франции и сокращение бюрократических проволочек в Чехии и Италии. 

Этим летом импорт солнечных панелей подскочил, так как экспорт российского газа испарился (см. диаграмму 1, левая часть).

Издержки и последствия энергетического кризиса в Европе растут. Несмотря на видимость, худшее еще впереди.

Однако, несмотря на все это, количество электроэнергии, вырабатываемой на газе, фактически выросло из-за значительного сокращения выработки атомной и гидроэлектроэнергии. 


edf, государственный оператор французских атомных станций, продолжает пересматривать свои прогнозы выработки в сторону понижения. Хотя дождливая осень наполнила водохранилища в скандинавских странах, гидроэнергетика в Италии по-прежнему ограничена.

И требуется время, какими бы ни были стимулы, особенно для расширения ветроэнергетики. 

Заказы на ветряные турбины, являющиеся хорошим индикатором будущего роста производства, резко упали во втором квартале 2022 года и едва восстановились в третьем (см. диаграмму 1, правая панель).


Третьим элементом реакции Европы на шок предложения была попытка обуздать спрос как на газ, так и на электроэнергию. 

Страны ЕС в этом году потребляют примерно на 10% меньше газа по сравнению с предыдущими. 

Энергопотребление также снизилось, хотя и не так сильно.


Необычно теплая погода снизила спрос на газ для отопления. 

Высокие цены как на газ, так и на электроэнергию также в некоторой степени поощряют экономию. Проблема в том, что многие европейские правительства полны решимости оградить потребителей от всех последствий нехватки газа, опасаясь экономических и политических последствий. 


Франция, например, ограничила цены на газ на уровне прошлого года, а цены на электроэнергию всего на 4% выше, чем в прошлом году. 

В 2023 году они намерены увеличить эти ограничения всего на 15%. 

Испания субсидирует использование газа при производстве электроэнергии для снижения цен. 

А Италия, которая производит 40% своей электроэнергии из газа, снизила налоги как на электроэнергию, так и на потребление газа. Неизбежным результатом является то, что эти страны сократили расходы гораздо меньше, чем другие крупные экономики Европы (см. диаграмму 2).

Издержки и последствия энергетического кризиса в Европе растут. Несмотря на видимость, худшее еще впереди.

Такие различия в усилиях по сохранению газа идут вразрез с другим предписанием ЕС, согласно которому его члены повсеместно сокращают потребление газа на 15%. Действительно, когда дело доходит до энергетической политики, кажется, что Европе так же не хватает солидарности, как и газа. 

Предложение о выпуске общего долга ЕС для финансирования энергетических субсидий в государствах-членах, чьи бюджеты слишком растянуты, чтобы позволить им делать это по отдельности, было отвергнуто Германией. 

На этой неделе в ЕС ведутся споры по поводу предложенного ограничения оптовых цен на газ.


Европейская комиссия предложила потолок в размере 275 евро/МВтч для эталонного европейского фьючерсного контракта при условии, что мировые цены на СПГ будут как минимум на 58 евро ниже. 

Это слишком много для некоторых стран, таких как Франция и Испания, которые опасаются, что ограничение никогда не вступит в силу. Но более низкое значение может вызвать проблемы у других, включая Германию, в случае, если это приведет к нехватке газа, поскольку газ перенаправляется в другие части страны. 

И в любом случае неясно, насколько хорошо будет работать ограничение на практике, учитывая, что частные продажи, в отличие от контрактов, торгуемых на биржах, будут освобождены.


Ссоры отражают расхождение интересов. 

Немецкая промышленность зависит от газа и скорее согласится платить высокие цены, чем рисковать нормированием. 

Франция не потребляет много газа, но импортирует много энергии, чтобы компенсировать нехватку атомной энергии. Она заинтересована в любых мерах, которые могут снизить оптовые цены на электроэнергию. 

У Испании есть трубопровод в Алжир и достаточные возможности для импорта сжиженного природного газа, так что вряд ли он иссякнет. 

Но цена, которую она платит за часть импортируемого газа, привязана к европейскому эталону, поэтому она сильно заинтересована в ограничении цены. 

А есть и другие страны, такие как Италия и большая часть Восточной Европы, где фискальные и экономические последствия высоких цен на газ настолько мрачны, что они готовы сделать все, чтобы облегчить бремя.


Эти разногласия, по-видимому, будут усиливаться по мере того, как экономические перспективы становятся все более мрачными. 

Нынешняя сила экономики в основном является пережитком прошлого. Фирмы работают с рекордным количеством заказов, которые остались невыполненными из-за пандемии и последующих сбоев в цепочках поставок. 

Домохозяйства в более богатых странах по-прежнему сохраняют сбережения, накопленные, когда ограничения на поездки и развлечения затрудняли трату денег.


Более того, в то время как инфляция, кажется, достигла пика в Америке, в Европе она все еще ускоряется. 

Доля товаров в корзине, используемой для расчета инфляции, цена которых выросла более чем на 4% за последний год, растет. 

Отсроченное воздействие более высоких цен на энергоносители благодаря субсидиям затянет период высокой инфляции. Что, в свою очередь, с большей вероятностью приведет к скачкам заработной платы и цен на услуги и, таким образом, затянет спираль роста цен. 

Европейский центральный банк (ЕЦБ) предположил, что потребуется дальнейшее резкое повышение процентных ставок.


Поэтому неудивительно, что опросы показывают, что европейские фирмы опасаются следующей пары месяцев. Последний прогноз комиссии предусматривает умеренную рецессию зимой и стагнацию до конца 2023 года. 

Банк Goldman Sachs считает, что объем производства в Европе будет постоянно сокращаться на 2-3% в результате более высоких цен на энергоносители.


Замена дорогостоящей энергии может вдвое сократить объем производства, и отчасти такая замена уже происходит. 

75% производственных предприятий в Германии сократили потребление газа без сокращения производства. Проблема в остальных 25%. 

Основные химические вещества, металлы и керамика борются за то, чтобы оставаться конкурентоспособными. 

Отказ от российского газа, заявил в апреле генеральный директор крупной немецкой химической компании basf, «разрушит всю нашу национальную экономику».


Были протесты против роста цен и забастовок по поводу заработной платы, которые не поспевают за ними. 

Но не было общеконтинентального движения, похожего на «Желтые жилеты» — протестующие, которые в 2018–2019 годах привели некоторые районы Франции в тупик из-за стоимости жизни. 


Фактически, относительно немногочисленные крупные протесты в последние месяцы, как правило, были сосредоточены на местных проблемах. Демонстрация, которая, по словам организаторов, вывела на улицы Мадрида 13 ноября около 670 000 человек, была сосредоточена на здравоохранении, а не на ценах на энергоносители. 


Другой опрос, проведенный по заказу ЕС летом, когда цены на энергоносители были самыми высокими, показал, что 70% европейцев хорошо относятся к финансовому положению своей семьи. 

На вопрос об их работе люди говорили, что их перспективы улучшились и, вероятно, продолжат это делать. Но в то же время две трети европейцев считали состояние экономики своей страны плохим — и заметно хуже, чем до февраля. 

Короче говоря, хотя они знали о пагубных последствиях энергетического кризиса, немногие респонденты считали, что он оказал на них прямое влияние.


Однако такое спокойное отношение проистекает из щедрых субсидий, которые выделяют правительства многих стран ЕС, которые вряд ли окажутся доступными в долгосрочной перспективе. 


С сентября 2021 года 573 миллиарда евро государственных денег было выделено на поддержание доступных цен на энергоносители. Почти каждая страна отказалась от налоговых поступлений от энергии, например, урезав НДС. Также были спасены коммунальные услуги, трансферты бедным семьям и, во многих случаях, общие субсидии для всех домохозяйств и промышленности.


Щедрость распределяется неравномерно как внутри, так и между европейскими странами. 

Только на Германию приходится 264 млрд евро, а Швеция потратила менее 2 млрд евро. Общие запланированные расходы, которые в некоторых случаях приходится на прошлые годы, составляют почти 3000 евро на каждое европейское домашнее хозяйство, почти столько же, сколько ежегодно выделяется на образование. Европейская комиссия считает, что более двух третей всех расходов нецелевые.


Не было много дискуссий о том, является ли эта политика эффективным использованием государственных средств или как она будет оплачиваться, хотя схема Германии, несмотря на то, что она нецеленаправленна, по крайней мере, сохраняет стимул к сдерживанию потребления. 


Стратегия «во что бы то ни стало», принятая во время пандемии, во время которой правительства пытались поглотить большую часть нанесенного экономического ущерба, в значительной степени повторилась.

«Мы находимся в ситуации, когда компаниям нужна наша поддержка, чтобы защитить экономическую структуру Германии», — заявил в сентябре министр экономики Германии Роберт Хабек.


Однако щедрые подачки не только притупляют стремление европейцев экономить энергию, но и ложатся бременем на государственный бюджет. Некоторые страны могут позволить себе быть щедрыми. Такие страны, как Дания и Чехия, имеют низкий государственный долг и могут пускать пыль в глаза в течение многих лет. 

Но в южной Европе гораздо меньше свободы действий. 

Италия, Испания, Греция и Франция вошли в кризис с соотношением долга к ВВП более 100%. 

Их схемы энергоподдержки добавят к их долгам 3-6 процентных пунктов.


Хотя правила ЕС, устанавливающие ограничения на государственные расходы для правительств с долгом более 60% ВВП, были приостановлены, долговое бремя, накопленное в ходе пандемии, и энергетический кризис будут ограничивать бюджеты на долгие годы. 

И вопрос о том, как быстро расточительные правительства должны сократить свои долги, уже является насущной темой в ЕС.


Некоторые политики опасаются, что увеличение долга вызовет нервозность на рынках. Кристин Лагард, глава ЕЦБ, предупредила европейских министров финансов, что рост государственных расходов может привести к более быстрому росту процентных ставок. Странам с особенно высоким бременем может понадобиться помощь ЕЦБ, чтобы поддержать их долги.


По крайней мере, субсидии вытеснят другие расходы. 

20 ноября новое правительство Италии во главе с Джорджией Мелони отложило часть своей предвыборной программы, в том числе снижение налогов. Вместо этого он предоставит дополнительную помощь домохозяйствам и предприятиям, добавив еще 30 млрд евро к 75 млрд евро, уже выделенным с начала кризиса.


Точно так же сосредоточение внимания на энергетике отнимает время и внимание всех европейских политиков, пренебрегая любой другой политикой.

При таком большом беспокойстве о том, как пережить предстоящий месяц или год, мало внимания уделяется экономическим мерам, которые принесут плоды в более долгосрочной перспективе. 


В этом нет ничего нового: с тех пор, как разразился covid-19, неуклюжие реформы неоднократно откладывались. 

Например, во Франции президент Эммануэль Макрон отложил спорную реформу пенсий в начале пандемии. Другие страны пытаются уклониться от реформ, которые они обязались провести, чтобы получить деньги из фонда постпандемического восстановления ЕС.


Политики когда-то надеялись, что 2022 и 2023 годы станут периодом экономической перестройки, аналогичной заброшенной пенсионной реформе Макрона. 

Безработица была на рекордно низком уровне, отчасти благодаря политике стимулирования эпохи Covid, которая могла бы сделать болезненные изменения более терпимыми. 


Общественность увидела, насколько щедрым было государство во время пандемии и, возможно, поняла бы, если бы их попросили приложить усилия, например, в отношении пенсионного возраста. 

Поскольку выборы во Франции и Германии не состоялись, избирательный цикл также создавал меньше препятствий, чем обычно.


Но эта возможность для реформ, если она когда-либо существовала, была уничтожена энергетическим кризисом. 

Планы по повышению конкурентоспособности Европы снова отложены. 

Деньги, которые можно было бы потратить на помощь тем, кто пострадал от реструктуризации экономики, вместо этого пошли на энергетические субсидии. Другими словами, самая болезненная травма, нанесенная нехваткой газа, еще не ощутилась и проблемы ЕС еще только впереди.


P.S. Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Telegram https://t.me/kudaidem2

VK https://vk.com/id170715284

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

 
★1
1 комментарий
Много букв. И все по делу.
Удивительно, что нет комментариев — в выходные столько текста никто не способен осилить? )))
Автору спасибо.
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн